Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 07:56, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследовать состояние учета и аудита движения основных средств на предприятии, и наметить пути их совершенствования.
В соответствии с поставленной целью работы были сформулированы следующие основные задачи:
- дать экономическую характеристику основных средств и роль учета и аудита в повышении экономической эффективности их использования в условиях рыночной экономики;
- исследовать состояние учета движения основных средств и наметить пути его совершенствования;
- провести аудит и анализ использования основных средств на предприятии и разработка рекомендаций по повышению экономической эффективности их использования.
Введение
1 Экономическая характеристика основных средств и роль учета и аудита в повышении экономической эффективности их использования в условиях рыночной экономики
1.1 Экономическая характеристика основных средств и их оценка
1.2 Классификация основных средств
1.3 Роль учета и аудита в повышении экономической эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики
2 Учет движения основных средств и пути его совершенствования
2.1 Документальное оформление и учет поступления основных средств
2.2 Документальное оформление и учет амортизации и обесценение основных средств
2.3 Документальное оформление и учет выбытия основных средств
2.4 Совершенствование учета основных средств
3 Аудит и анализ использования основных средств и пути повышения экономической эффективности их использования
3.1 Аудит использования основных средств
3.2 Анализ использования основных средств
3.3 Пути повышения экономической эффективности использования основных средств
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Инвентарным объектом считаются:
- по зданиям - каждое отдельно стоящее здание, в состав которого входят все коммуникации внутри здания, необходимые для его эксплуатации;
- по сооружениям - каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним одно целое (например, мост вместе с опорами, фермами, подъездами и подходами к нему);
- по передаточным устройствам - каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью здания или сооружения;
- по машинам и оборудованию - каждая отдельная машина, аппарат, агрегат, установка, включая входящие в их состав приспособления, принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, а также индивидуальное ограждение и фундамент;
- по транспортным средствам - каждое транспортное средство с включением относящихся к нему приспособлений и принадлежностей (например, грузовой автомобиль с запасными колесами и покрышкой, а также комплект инструментов);
- по инструментам и инвентарю - каждый предмет, имеющий самостоятельное значение и не являющийся составной частью какого-либо инвентарного объекта (машины, станка и т.п.);
- по рабочему и продуктивному скоту и другим животным - каждое взрослое животное;
- по многолетним насаждениям - зеленые насаждения компании, независимо от количества, возраста и породы насаждений.
Основные средства являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
- формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, учредителями, поставщиками, покупателями, заимодателями, государственными органами, банками и иными заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости;
- контроль наличия и движения имущества, рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Главными вопросами в учете основных средств являются:
1) определение момента их признания;
2) определение их фактической
стоимости, срока полезной
3) определение и порядок
учета последующих капитальных
вложений и прочего изменения
первоначальной стоимости
Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить: [5,c.63]
- правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете (в регистрах синтетического и аналитического учета) наличия и движения основных средств, их закрепление за материально-ответственными лицами;
- контроль за сохранностью основных средств, в т.ч. находящихся на консервации и в запасе;
- контроль за правильным отражением в учете сумм начисленной амортизации с применением избранного метода начисления в течение срока полезного использования основных средств;
- контроль за правильностью отражения результатов продаж и прочего выбытия основных средств, включая передачу их в аренду;
- контроль за соблюдением сметы (бюджета) и полным отражением в учетных регистрах фактических затрат на восстановление основных средств;
- контроль за правильностью формирования и списания затрат на техническое обновление и реконструкцию объектов основных средств за счет соответствующих источников финансирования;
- контроль за своевременностью и полнотой отражения в учетных регистрах операций, связанных с вложениями в коренное улучшение земель, многолетних насаждений, в арендованные основные средства;
- контроль за объективным отражением в учете результатов инвентаризации балансовых и забалансовых объектов основных средств;
- контроль за правильным осуществлением переоценки основных средств и исчислением их текущей (переоцененной) стоимости;
- контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов по операциям с основными средствами и отражением их в учете;
- обеспечение объективной информации для составления финансовой и статистической отчетности.
В соответствии с Типовым Планом счетов, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23.05.2007 №185 учет основных средств ведется на счетах 2 Раздела «Долгосрочные активы», в подразделе 2400 «Основные средства», который включает следующие группы счетов:
2410 «Основные средства».
Основные средства
2420 «Амортизация основных
средств». Для аккумуляции амортизации
основных средств,
2430 «Убыток от обесценения
основных средств». Для аккумуляции
убытков от обесценения
Для того чтобы оценить использование основных средств предприятием, необходимо подсчитать показатели использования основных средств. Эти показатели адекватно отображают степень использования основных средств.
Также, кроме расчета показателей, необходимо тщательным образом проанализировать эти показатели и выявить те факторы, которые повлияли на их значение.
При проведении аудита основных средств проверяют их сохранность и техническое состояние; законность и правильность документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию; правильность начисления амортизации, своевременность и полноту включения её в затраты производства; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; выполнение плана ремонтов, их своевременность и качество.
Источниками контроля операций по учету основных является первичная документация на их поступление, выбытие и внутреннее перемещение, на ремонт, по начислению амортизации, а также данные аналитического и синтетического учета основных средств.
Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета; выяснить, все ли основные средства закреплены за материально ответственными лицами; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы её результаты и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.
Необходимо убедиться в достоверности данных показателей инвентарных карточек. Для этого следует выборочно, по отдельным видам средств, например, по тем, что подвергались ремонту в отчетном периоде, проверить, правильно ли отражены затраты на ремонт.
Важным условием обеспечения
сохранности основных средств является
качественное проведение их инвентаризации.
Поэтому в процессе контроля нужно
проверить полноту и
При небольшом количестве объектов основных средств аудитор подвергает сплошной проверке наличие основных средств. При значительном перечне сплошным порядком инвентаризируют транспортные средства, компьютеры, дорогостоящую мебель. Особое внимание уделяют предметам, поступившим в конце года. При этом учитывают профильность оборудования и оценивают целесообразность приобретения.
Следует обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей. Встречаются случаи формального проведения инвентаризации, когда сведения об объектах просто переносятся в инвентаризационные описи из инвентарных карточек или прошлогодних материалов. Необходимо проверить, были ли выявлены в процессе инвентаризации объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию или реализации. На такие объекты составляют отдельные инвентаризационные описи.
На основе изучения всех материалов инвентаризации, включая и отражение её результатов на счетах бухгалтерского учёта, даётся заключение о качестве проведенной инвентаризации и предложение по улучшению учёта.
Основные средства являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Условия рыночной экономики
побуждают трудовые коллективы к
постоянному поиску резервов повышения
эффективности использования
Состояние и использование
основных средств - один из важнейших
аспектов аналитической работы, так
как именно они являются материальным
воплощением научно - технического
прогресса - главного фактора повышения
эффективности любого производства.
Более полное и рациональное использование
основных средств и производственных
мощностей предприятия
2 Учет движения основных средств и пути его совершенствования
2.1 Документальное оформление и учет поступления основных средств
На исследуемом предприятии учет основных средств ведется в соответствии с учетной политикой разработанной в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 г. Базой для ее формирования являются: Международные стандарты финансовой отчетности, Методические рекомендации по применению МСФО, разработанные Министерством финансов Республики Казахстан, Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 23.05.2007 г. №185. Руководство предприятия строит и применяет учетную политику так, чтобы финансовая отчетность АО "KEGOC" соответствовала всем требованиям каждого применимого МСФО.
В учетной политике предприятия раскрыты принципы учета основных средств:
1) Учет основных средств
регламентируется МСБУ 16 «Недвижимость,
здания и оборудования» от 24.01.05.
и методическим рекомендациям
по применению данного
2) Основные средства учитываются
по фактической стоимости
3) Для начисления амортизации
основных средств используется
прямолинейный метод
4) Для начисления амортизации
на вычислительную и
5) Стоимость существенных
обновлений и
Основные средства поступают в подразделение АО "KEGOC" в результате:
1) приобретения за плату у других организаций;
2) строительства хозяйственным или подрядным способом;
3) получения от других
организаций и лиц в
4) внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
5) получения в хозяйственное
ведение или оперативное
6) взятия в аренду с последующим выкупом;
7) поступления по акту дарения;
8) передачи в совместную деятельность и доверительное управление;
9) передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
На основании соответствующих документов все объекты основных средств должны быть своевременно и полностью оприходованы. Поступившие в организацию объекты основных средств принимаются специальной комиссией, созданной по распоряжению руководителя организации.
Акт приемки-передачи основных средств составляется для:
- учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке;
- оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения Компании в другое;
- оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию;
- исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации.
При вводе в эксплуатацию основных средств, приобретенных от поставщиков акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной руководителем Компании (филиала). Акт приемки-передачи основных средств, после его оформления, с приложенной технической документацией (технический паспорт, чертеж и пр.) передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем Компании (филиала) или лицом, на то уполномоченным. На основании этих документов бухгалтер делает запись в инвентарную карточку учета основных средств, после чего передает техническую документацию материально-ответственному лицу, за которым закреплено это основное средство. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете производственного и хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце.