Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 00:17, дипломная работа
В ходе выполнения дипломной работы подробно изучены нормативно-законодательные материалы, регламентирующие учет материально-производственных запасов, их аудит.
При выполнении дипломной работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание производственных запасов, дать их классификацию и оценку;
изучить методику поступления производственных запасов;
отразить учет расходования производственных запасов, их реализацию;
Введение 3
Глава1. Методологические основы ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов 6
1.1. Бухгалтерский учет материально – производственных запасов. 6
1.2. Документация по учету движения материалов. 13
1.3. Аудит материально – производственных запасов. 17
Глава 2. Организация учета материально – производственных запасов на примере ООО «Электроспецмонтаж». 28
2.2. Организация учета материалов на складах и его связь с учетом материалов в бухгалтерии. 30
2.6. Инвентаризация материалов. 38
2.7. Оценка материально – производственных запасов. 44
Глава 3. Проведение аудита материально – производственных запасов. 55
3.1. Методика аудита производственных запасов. 55
3.2. Аудит затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции: методические аспекты 67
3.3. Аудит материально – производственных запасов по правилам. 70
3.5. Последовательность проведения аудита материально – производственных запасов. 73
3.6. Методика проведения контроля за наличием и сохранностью материально – производственных запасов. 76
3.7. Особенности проверки бухгалтерского учета материально – производственных запасов. 80
Заключение 85
Список используемой литературы. 88
ООО «Электроспецмонтаж» производит работы связанные с монтажем и наладкой элекрооборудования, эксплуатацией электороустановок, электросетей для организаций и населения:
Основные задачей деятельности
организации является ривлечение и
эффективное использование
ООО «Электроспецмонтаж» является Обществом с ограниченной ответсвеннсотью, которое действует в рамках своего Устава, Лицензии и распространяющихся на его деятельность российских законов и иных нормативных актов. Это определяет возможности ООО проводить самостоятельную деятельность, оговоренную в статье 3 Устава Как юридическое лицо ООО «Электроспецмонтаж» вступает в договорные отношения с другими предприятиями, организациями, органами власти и управления, как на территории России, так и за рубежом, а также в качестве истца, ответчика в судах. Общество от своего имени вступает в договорные отношения в пределах своей уставной деятельности.
Организация может выбрать
один из двух наиболее часто применяемых
методов учета ТМЦ
При количественно – суммовом методе и в бухгалтерии, и на складе в карточках ведется количественно – суммовой учет материалов. Это, естественно, загромождает учет, увеличивает трудозатраты.
Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно – бухгалтерский (сальдовый). Основные принципы оперативно – бухгалтерского метода следующие:
Оперативно – бухгалтерский
метод учета материалов предполагает
следующее разграничение
карточки учета материалов (ф. № М - 17) на каждый номенклатурный номер материала открывает бухгалтерия и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный кассовый ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке учета материалов. На основе расходных документов (лимитно – заборных карт, требований - накладных) в карточке регистрируется расход материалов. Разноска из лимитно – заборных карт в карточки учета материалов данных об отпуске может производиться и по мере закрытия карт (если они выписаны на одну позицию материалов), но не позднее 1 – го числа следующего за отчетным месяца. В этом случае лимитные карты в течение месяца хранятся вместе с соответствующими карточками учета. Остаток выводится после каждой записи. В обязанности кладовщика входит запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номера записи по складской картотеке. В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся. Бухгалтер материального отдела принимает от материально ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов, документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью, после чего карточка принимает силу бухгалтерского регистра.
Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатка материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру организации.
По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов. Она открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а 1 – 2 –го числа следующего за отчетным месяца он возвращает ее в бухгалтерию. В обязанность материально ответственного лица входят контроль за соответствием фактических остатков по номенклатурным номерам, установленным нормам запасов (максимум, минимум) и сообщение об отклонениях отделу маркетинга.
2.3. Синтетический учет материалов в бухгалтерии.
Приведенная ранее классификация материалов по их назначению и применению в производственном процессе будет использована бухгалтерией организации для ведения синтетического учета.
Каждая группа материалов учитывается на соответствующем счете или субсчете. В плане счетов бухгалтерского учета с этой целью предусмотрены следующие счета и субсчета:
Материалы, принятые на ответственное хранение и в переработку, учитываются за балансом на счете 002 «Товарно – материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Балансовые счета учета материалов (10 «Материалы, 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») – активные, характеризуют состояние хозяйственных средств организации.
Счет 10 «Материалы» - балансовый,
активный, характеризует состояние
хозяйственных средств
Материальные ценности поступают на склад не только от поставщиков, но и от подотчетных лиц (хозяйственные и канцелярские товары), от своих вспомогательных производств, изготовляющих для собственных нужд инструменты, инвентарь, хозяйственные принадлежности, приспособления. Кроме того, приходуются на склад как поступления сэкономленные цехами сырье, материалы, отходы производства, от брака продукции, ликвидации основных средств. На склад приходуют и материалы, поступающие безвозмездно или как вклад в уставный капитал.
При организации бухгалтерского учета материалов в первую очередь необходимо определить:
Вариант учета процесса заготовления и приобретения материально – производственных запасов, т.е. выбрать бухгалтерские счета. Выбор счета в определенной мере зависит от того, как оценивают материально – производственные запасы в учете. Если они учитываются в процессе приобретения и списания по учетной цене, то применяют счета 10 или 41, 15, 16. Если же материально – производственные запасы учитывают по фактической себестоимости, то применяют только счет 10
Порядок списания отклонений
фактической себестоимости
Если организация применяет для учета материалов только счет 10, то она именно на нем формирует фактическую себестоимость приобретенных материалов. Журнально – ордерная форма позволяет это сделать, так как в ее состав входят регистры, в которых отражаются составляющие фактической себестоимости. А именно все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направления затрат. В течение отчетного месяца их движения учитываются по учетным ценам, а по окончании месяца – после расчета процентов и сумм транспортно – заготовительных расходов или отклонений – по фактической себестоимости. Таким образом, данные, образующие фактическую себестоимость поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в разных журналах – ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10/1, 13), суммируются в Главной книге. Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журналах – ордерах № 10 и 10/1 и в Главной книге.
При втором варианте учета материалов все операции по приобретению (заготовлению) материалов учитываются на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В дебет этого счета относятся покупная стоимость материалов с кредита счетов 60, 23, 20, 71, 98, 76 и др. (в зависимости от источника поступления) и расходы, связанные с их приобретением, с кредита счетов 76, 60, 71, 70, 69. По кредиту счета 15 отражается стоимость фактически поступивших и оприходованных материальных ценностей по учетным ценам. При этом разница между фактической стоимостью приобретения (заготовления) и стоимостью
Поступивших материалов по учетным ценам (плановая, договорная цена, стоимость и др.) списывается на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Аналитический учет на счете 15 ведется по наименованиям материалов, что, естественно, в некоторой мере усложняет ведение учета материалов.
Суммы отклонений
со счета 16 по окончании месяца
списывают в порядке,
Бухгалтерия организации при оперативно – бухгалтерском методе учета материалов осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно – материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 «Движение материальных ценностей» (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно – материальных ценностей в группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения – раздел I; поступление и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов – по учетным ценам и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов транспортно – заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов – раздел II; расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со склада, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости – раздел III.
Основанием для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов или накопительные ведомости (ф. № М - 43). В ведомости 10 приводятся две справки:
№ 1 «Слагаемая фактической
себестоимости поступивших
№ 2 «Стоимость поступивших материалов по учетным ценам», заполняется аналогичными показателями тех же журналов – ордеров, что и справка № 1, но без учета расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом I ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно – заготовительных расходов за отчетный месяц. Таким образом, ведомость № 10 «Движение товарно - материальных ценностей» обеспечивает решение большинства задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов. Дополнением к ведомости является ведомость № 11 «Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным складам или по цехам на производстве, не имеющим складов».