Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:34, курсовая работа
Целью является изучение состава и учета материально-производственных запасов в организации. Для достижения цели работы необходимо поставить и рассмотреть следующие задачи: - изучить нормативную базу, регулирующую вопросы учета, оценки и отражения в отчетности материально-производственных запасов; - определить объекты учета и методы оценки материально-производственных запасов; - рассмотреть порядок документирования движения материально-производственных запасов; - оценить важность, способы и возможные последствия проведения инвентаризации материально-производственных запасов организации; - определить порядок проведения аудита операций по учету материально-производственных запасов;
Введение……………………………………………………………………......3
1. Основы учета и аудита материально-производственных запасов
1.1. Классификация и оценка материально-производственных запасов …..5
1.2. Законодательная основа учета и аудита товарно-материальных ценностей….………………………………………………………………….............13
2. Бухгалтерский учет и аудит материально-производственных запасов
2.1.Документальное оформление движения материально-производственных запасов ……………………………………………...…....................................18
2.2. Учет материально-производственных запасов на счетах бухгалтерского учета ……………………………………………………...…...…………….…23
2.3. Инвентаризация материально-производственных запасов………….…30
2.4. Резервы под снижение стоимости материальных ценностей…...……..35
2.5. Аудит материально-производственных запасов…………………….….38
3.Мероприятия по совершенствованию учета материально-производственных запасов………………………………………………........................................42
Выводы и предложения……...……………………………………………….46
Список использованных источников………………………………….…….48
2.1. Документальное оформление движения материально-производственных запасов
Движение материалов в организациях осуществляется в результате операций, связанных с поступлением, перемещением, отпуском и реализацией. Правильное и своевременное документальное оформление движения материалов, позволяет предупредить различные нарушения, вскрыть злоупотребления, повышает дисциплинированность материально ответственных работников.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм.
Документы, форма которых
не предусмотрена в указанном
перечне и в других альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной
операции в натуральном и
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Материалы могут поступать в организацию различными способами: от поставщиков, от подотчетных лиц, приобретающих материалы за наличный расчет, от собственного производства, от списания пришедших в негодность основных средств.
Производственные запасы материалов пополняются за счет их приобретения у предприятий поставщиков или снабженческо-сбытовых организаций на основании договоров.
Договором, в соответствии с которым предприятие получает материалы, является договор поставки, основные положения которого изложены в статьях 506-524 Гражданского кодекса Российской Федерации. Договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, и влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, и прекращается после исполнения условий договора. По договору поставки организация-поставщик обязуется поставить в определенные сроки организации-покупателю в собственность продукцию по согласованной цене и в соответствии с согласованными техническими требованиями. В договоре должны обязательно определяться номенклатура, количество и качество продукции, сроки поставки и цена, а в долгосрочном договоре - наименование, групповая номенклатура и количество продукции, порядок и сроки согласования и представления спецификаций.
Предприятия-поставщики
на отгруженную продукцию
Расчетные и отгрузочные
документы (товарные накладные, счета-фактуры)
на поступающие товарно-
- зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;
- проверить соответствие
данных этих документов
- сделать в карточках или книге оперативного учета соответствующие записи о выполнении договора поставки;
- акцептовать расчетные
документы поставщика или
- передать уполномоченному лицу распоряжение на получение и доставку груза; перечень этих лиц устанавливается директором предприятия по согласованию с начальником отдела снабжения и главным бухгалтером;
- передать документы
в финансовый отдел или
Зарегистрированные экземпляры расчетных и других документов (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и тому подобные) передаются соответствующему складу для руководства при приемке и оприходовании материальных ценностей.
Для получения материальных ценностей со склада поставщика или транспортной организации уполномоченному лицу выдается квитанция, товарно-транспортная накладная или наряд на выполнение работ по доставке груза и доверенность на его получение.
Доверенности (формы № М-2 и № М-2а) применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу или соглашению.
Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Доверенности должны быть подписаны руководителем организации, главным бухгалтером, иметь оттиск печати и паспортные данные получателя.
Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер.
Отрывная часть доверенности выдается под расписку работнику предприятия, уполномоченному на получение товарно-материальных ценностей, а корешок доверенности остается в бухгалтерии организации.
Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена, и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок действия доверенности - как правило, не более чем 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.
Доверенности, независимо от срока их действия, отбираются поставщиком при первом отпуске товарно-материальных ценностей. В случае отпуска товарно-материальных ценностей частями, на каждый частичный отпуск составляется накладная (приемо-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием в ней номера доверенности и даты ее выдачи. В этих случаях один экземпляр накладной (или заменяющего его документа) передается получателю товарно-материальных ценностей, а другой - подкладывается к оставшейся у поставщика доверенности и используется для наблюдения и контроля за исполнением отпуска ценностей согласно доверенности, а также для предъявления счета потребителю.
По окончании отпуска товарно-материальных ценностей доверенность сдается в бухгалтерию вместе с документами на отпуск последней партии ценностей по сдаваемой доверенности.
В случаях перевозки грузов автотранспортом приемка материалов, поступающих на предприятие, осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.
Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т), утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78, предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1) товарного, определяющего
взаимоотношения грузоотправите
2) транспортного, определяющего
взаимоотношения грузоотправите
В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:
- первый - остается у
грузоотправителя и
- второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация-владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Порядок документального оформления операций отпуска материалов со складов предприятия зависит от того, для каких целей они отпускаются: систематически на производственные потребности или эпизодически в цеха и отделы на административные и общехозяйственные нужды.
Для оформления систематического отпуска основных видов сырья и материалов со склада на производственные нужды используется лимитно-заборная карта формы М-8. Она выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала, как правило, сроком на один месяц. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты.
Отпуск материалов на нужды организации, управления и обслуживания производства, также осуществляется по требованию-накладной формы М-11. Данный документ применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
Движение материально-
2.2. Учет материально-производственных запасов на счетах бухгалтерского учета.
Синтетический учет производственных запасов ведут, как уже отмечалось, на синтетических счетах 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материалов». Рассмотрим эти счета подробнее:
- счет 10 «Материалы» -
предназначен для обобщения
- 14 «Резервы под снижение
стоимости материальных
- 15 «Заготовление и
приобретение материальных
- 16 "Отклонение в
стоимости материальных
На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.
При учете
материалов по фактической себе
При поступлении материалов дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют:
- счет 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками»
- на стоимость поступивших
- счет 76 «Расчеты с
разными дебиторами и
- счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;
- счет 20 «Основное производство» — на стоимость возвратных отходов.
Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов».
Информация о работе Учет и аудит материально-производственных запасов