Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 11:55, реферат
Денежные средства являются одним из основных элементов имущества организации, обеспечивающих ведение хозяйственной деятельности. Практически любая операция так или иначе влечет за собой изменения в этих активах. Велика и доля операций по их учету в общем объеме бухгалтерской работы.
На сегодняшний день особенно важным является усиление функций и процедур контроля за законным и эффективным использованием выделяемых государством денежных средств на развитие науки, здравоохранения, образования, обороны, а также на другие нужды и цели, необходимые для дальнейшего успешного развития экономики и государства.
Введение..........................................................................................................4
1. Денежные средства как элемент финансовых активов бюджетного учреждения............................................................................................................4
1.1. Специфика учета в бюджетных учреждениях...............................................................................................9
1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского (бюджетного учета).........................................................................................................12
1.3. Понятие и содержание категории «финансовые активы» в бюджетных учреждениях.............................................................................................14
1.4 Учет денежных средств с использованием программного продукта «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8».....................................................................................................................17
2. Организация контроля денежных средств в бюджентных учреждениях.......................................................................................................18
2.1Методологические основы организации контроля в бюджетных учреждениях...................................................................................................22
2.2. Контроль денежных средств в учреждении: перечень контрольных процедур и их результаты...................................................................................282.3. Оптимизация контрольных процедур в программе«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8»……………………………………………….33
Заключение..................................................................................................36
Список используемой литературы..........................................................
- Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам
- Журнал операций расчетов по оплате труда
- Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов
- Журнал по прочим операциям
Учтенные в Главной книге сальдо на счетах являются основанием для составления бухгалтерского баланса и другой бухгалтерской отчетности.
1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского (бюджетного) учета
Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее по тексту — БК РФ) закреплены права и обязанности бюджетных учреждений в бюджетном процессе. Юридический статус бюджетного учреждения определяется его учредительными документами (уставом или положением), в которых указываются характер деятельности и организационно-правовая форма, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества и другие характеристики.
Нормы БК РФ определяют общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России принадлежит БК РФ.
В Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» изложены основные положения концепции государственного бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Целями данного нормативного акта является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в т. ч. бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Таким образом, действие Закона в полной мере распространяется на государственные (муниципальные) учреждения.
В рамках реализации концепции государственного бухгалтерского учета в Российской Федерации установлены четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в организациях государственного сектора:
Таким образом, утвержденный тип учреждения влияет на особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности и организацию бухгалтерского учета. Минфин РФ принял четыре нормативных акта, регулирующих специфику деятельности государственного (муниципального) учреждения в зависимости от его типа и отражающих особенности ведения бухгалтерского или бюджетного учета:
Порядок применения данных документов зависит от момента изменения типа государственного (муниципального) учреждения. Если учреждение имеет статус казенного, то оно применяет бюджетный учет. Бюджетные и автономные учреждения в новом статусе формируют учетную систему и ведут бухгалтерский учет на основе приказов № 174н. и № 183н.
Следовательно, Единый план счетов и Инструкция по его применению представляют собой методологическую основу организации и ведения бухгалтерского учета. Далее в Инструкциях для каждого типа учреждений содержатся в основном указания на порядок осуществления бухгалтерских записей, корреспонденции счетов и применение первичных документов и различных учетных регистров, а также План счетов для определенного типа учреждения.
1.3. Понятие и содержание категории «финансовые активы» в бюджетных учреждениях
В современных условиях важное значение имеет достаточное финансовое обеспечение бюджетных учреждений. Посредством формирования финансовых ресурсов бюджетное учреждение обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности, обеспечивает рентабельную работу.
Финансовые ресурсы в общем смысле этого слова – это денежные средства, источники поступления денежных средств. Отсюда финансовые ресурсы бюджетных учреждений – это денежные средства, формируемые ими из различных источников для целей обеспечения своей деятельности.
Понятие «финансовые ресурсы» трактуется по - разному. Так, современный экономический словарь определяет финансовые ресурсы как совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении [20, с. 65]. Следующее определение дает И.П. Николаева: «Финансовые ресурсы — это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений» [59, с. 135]. А.Н. Азрилиян определяет финансовые ресурсы как совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятия, организации [59, с. 139].
То есть в общем виде финансовые ресурсы представляют собой все денежные средства, используемые в деятельности определенного субъекта экономики с целью реализации поставленных перед ним задач.
Финансовые ресурсы бюджетных учреждений – это совокупность денежных средств, формируемых за счет субсидий из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и приносящей доход деятельности, заемных средств, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ, предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием учреждения в целях реализации задач, поставленных учредителем при его создании.
Таким образом, финансовые активы - специальная форма собственности, которая предполагает получение дохода (денежные средства, финансовые вложения, в том числе вложения в ценные бумаги).
Отличительной особенностью финансовых активов бюджетных организаций являются источники их формирования. У бюджетных организаций источниками формирования финансовых активов являются: бюджетные средства или внебюджетные источники.
Особое положение в составе финансовых активов бюджетного учреждения принадлежит денежным средствам. Денежные средства являются одним из основных элементов имущества бюджетной организации, обеспечивающих его функциональную деятельность.
Денежные средства – инструмент денежного рынка, обладающий абсолютной ликвидностью, включает в себя деньги в кассе, на счете в органе федерального казначейства, на счетах в кредитных организациях, внесенные на вклады «до востребования».
Касса бюджетного учреждения. Наличные денежные средства как в основной, так и иностранной валюте, ценные бумаги и денежные документы, хранящиеся непосредственно в учреждении, составляют кассу бюджетного учреждения.
На счетах, открытых учреждением в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства, сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы, услуги и прочие зачисления. Такие счета считаются наиболее оптимальной формой хранения необходимых в текущей деятельности денежных средств. Денежные средства – аккумулированные в денежной форме на счетах в банках и в кассах учреждения доходы и поступления, находящиеся в постоянном хозяйственном обороте и используемые для собственных целей учреждения.
Денежные документы – это документы, приобретенные учреждением, имеющие стоимостную оценку и хранящиеся в учреждении.
Таким образом, в соответствии с Инструкцией в составе финансовых активов бюджетного учреждения учитываются денежные средства в наличной и безналичной формах, денежные документы, аккредитивы, финансовые вложения, а также суммы дебиторской задолженности.
Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо еще раз отметить, что итоги реформы бюджетной сети привели к дифференциации государственных (муниципальных) учреждений по типам. Целью данного шага являлось повышение качества и эффективности государственных услуг, предоставляемых населению, а также создание стимула и мотивации для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов, и обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений.
1.4. Учет денежных средств с использованием программного продукта «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8»
Особенность финансового обеспечения бюджетных учреждений состоит в том, что при заключении договора на поставку материальных ценностей и возникновении иных обязательств, они должны исходить из доведенных им лимитов бюджетных обязательств, объем которых не может быть превышен принятыми обязательствами.
Понятие бюджетных и денежных обязательств приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса, согласно которому бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, в свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения [1].
В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от Учреждения принятых на себя обязательств.
Действующим законодательством предусматриваются следующие этапы реализации обязательств:
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств.
В качестве документов-оснований, подтверждающих возникновение у УФСКН денежных обязательств, применяются следующие документы:
1. При поставке товаров: государственный контракт (договор) на поставку товаров и (или) накладная, и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура;
2. При выполнении работ, оказании услуг: государственный контракт (договор) на выполнение работ (оказание услуг) и (или) акт выполненных работ (услуг), и (или) счет, и (или) счет-фактура;
3. При аренде: договор аренды;
4. По перечислению авансовых платежей: государственный контракт (договор) (в качестве дополнительного документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства по уплате аванса, может применяться также счет, оформленный поставщиком);
5. При расчетах с подотчетными лицами: заявления подотчетных лиц на выдачу аванса (в данном случае денежные обязательства принимаются одновременно с бюджетными);
6. В отношении обязательств по оплате
труда: расчетно-платежные ведомости;
7. В отношении обязательств по уплате
налогов (сборов): регистры налогового учета и учета начисленных
страховых взносов и др.
В текущей учетной практике использует программу «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8». Программа обеспечивает автоматизацию бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда.
Информация о работе Учет и контроль денежных средств в бюджетных учреждениях