Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 11:55, реферат
Денежные средства являются одним из основных элементов имущества организации, обеспечивающих ведение хозяйственной деятельности. Практически любая операция так или иначе влечет за собой изменения в этих активах. Велика и доля операций по их учету в общем объеме бухгалтерской работы.
На сегодняшний день особенно важным является усиление функций и процедур контроля за законным и эффективным использованием выделяемых государством денежных средств на развитие науки, здравоохранения, образования, обороны, а также на другие нужды и цели, необходимые для дальнейшего успешного развития экономики и государства.
Введение..........................................................................................................4
1. Денежные средства как элемент финансовых активов бюджетного учреждения............................................................................................................4
1.1. Специфика учета в бюджетных учреждениях...............................................................................................9
1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского (бюджетного учета).........................................................................................................12
1.3. Понятие и содержание категории «финансовые активы» в бюджетных учреждениях.............................................................................................14
1.4 Учет денежных средств с использованием программного продукта «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8».....................................................................................................................17
2. Организация контроля денежных средств в бюджентных учреждениях.......................................................................................................18
2.1Методологические основы организации контроля в бюджетных учреждениях...................................................................................................22
2.2. Контроль денежных средств в учреждении: перечень контрольных процедур и их результаты...................................................................................282.3. Оптимизация контрольных процедур в программе«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8»……………………………………………….33
Заключение..................................................................................................36
Список используемой литературы..........................................................
При постановке на учет бюджетных обязательств по договору (государственному контракту) на поставку материальных запасов, выполнение работ, оказание услуг, заключенному с контрагентом - юридическим лицом, в справочнике «Договоры и иные основания возникновении обязательств» предусмотрена закладка «Контрагенты» с многострочной частью.
Изменение остатков средств субсидии отражается в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).
Суммы расходов (выплат) Учреждения, утвержденные планом финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий финансовый год, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения» (050400200, 050400300, 050400500, 050400800) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств».
Осуществление расчетов наличными денежными средствами предполагает проведение документов «Приходный кассовый ордер» и «Расходный кассовый ордер». При поступлении и выбытии наличных денежных средств записывается обязательство, указанное в табличной части на закладке «Бухгалтерские записи» документов.
2. Организация контроля денежных средств в учреждении
2.1. Методологические основы организации контроля в бюджетных учреждениях
Приведенные итоги работы Счетной Палаты еще раз указывают на государственную важность выполняемых задач. За период с 1995 по 2014 годы Счетной палатой проведено почти 8 тысяч выездных проверок и свыше тысячи – камеральных проверок. По итогам проведенных проверок предприятиям и организациям, включая органы исполнительной власти, вынесено почти 9 тысяч представлений и предписаний. За этот период выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму около 4,6 трлн. рублей, в том числе в 2013-2014 годах – на сумму свыше 1 трлн. 120 млрд. рублей [9]. Таким образом, финансовый контроль является действенным инструментом государства для обеспечения стабильности финансовой системы государства.
Необходимо отметить, что в экономической литературе финансовый контроль определяется по-разному. По мнению исследователей, понятие контроля является многоаспектным, и сегодня существуют его многочисленные трактовки. Например, под финансовым контролем понимается «наблюдение, определение и выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданными», похожее определение приводится под другим авторством «финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации» [23, с. 176].
По мнению С.В. Степашина финансовый контроль необходимо рассматривать в двух аспектах:
1) как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций [50, с. 123].
Основные принципы осуществления финансового контроля изложены в Лимской декларации, которая была принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лима.
Согласно ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля, «организация контроля — обязательный элемент управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом» [9].
В соответствии со стандартами ИНТОСАИ (42 и 43) орган государственного финансового контроля может проводить проверки эффективности и делать выводы о неэффективном расходовании бюджетных средств при условии наличия законодательно установленного права на осуществление данного вида проверок в отношении всех областей государственной деятельности, связанных с расходованием бюджетных средств.
Федеральным законом № 252-ФЗ от 23.07.2013 г. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено понятие двух видов государственного контроля – внешнего и внутреннего. Первый из них для правительства осуществляет Счетная палата. Второй вид контроля – внутренний – под ответственностью главных распорядителей бюджетных средств, Федерального казначейства и Росфиннадзора. Указанный документ наделяет Счетную Палату Российской Федерации и контрольно-счетные органы полномочиями по аудиту.
Счетная палата РФ проводит активную работу по разработке методик проведения аудита эффективности. Так, решением Коллегии Счетной палаты утверждены «Концептуальные и методические основы аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности». В них дается понятие аудита эффективности определено его место в системе государственного финансового контроля, указаны его цели, задачи, предмет и объект, а также основные этапы проведения.
Аудит эффективности – это форма государственного финансового контроля, обеспечивающая оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы подконтрольных объектов и разработку предложений по повышению эффективности их деятельности [9].
Целью аудита является проверка эффективности использования государственных средств, направленных на:
Показатель эффективности выражается в отношении полученных полезных конечных результатов к затраченным ресурсам. В части оценки использования государственных средств эффективность рассматривается как отношение достигнутых результатов использования государственных средств к затратам на их достижение. Более широкая трактовка этого понятия в отношении использования государственных ресурсов включает определение экономичности, продуктивности и результативности.
При этом экономичность рассматривается как наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования, продуктивность характеризует рациональность использования ресурсов, а результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач.
Проверки, осуществляемые в рамках аудита эффективности, могут различаться в зависимости от выбранных задач и целей. В любом случае проверка должна давать конкретные результаты, способствующие, во-первых, повышению ответственности за используемые бюджетные средства; во-вторых, решению наиболее важных проблем; в-третьих, повышению эффективности работы органов государственной власти и получателей государственных средств, а также их взаимодействию; в-четвертых, эффективному использованию бюджетных средств.
Необходимо учесть, что проведение аудита эффективности использования государственных средств является сложной задачей, для решения которой требуются значительные временные затраты, определенные финансовые ресурсы, высококвалифицированные специалисты. Кроме того, аудит эффективности имеет более сложную технологию проведения по сравнению с финансовым аудитом. В связи с этим в любой проверке эффективности использования государственных средств можно выделить три основных этапа:
I этап – планирование проверки;
II этап – проведение проверки;
III этап – подготовка отчета о результатах проверки.
Таким образом, в процессе аудита эффективности устанавливается, насколько экономично, продуктивно и результативно использованы государственные средства объектами проверки на достижение запланированных целей, решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных на них функций, или определяются только отдельные из указанных сторон эффективности использования государственных средств.
2.2. Контроль денежных средств в учреждении: перечень контрольных процедур и их результаты
Контроль за правильностью расходования денежных средств осуществляют Областная Счетная палата, территориальный орган Росфиннадзора, ведомственное контрольно-ревизионное подразделение путем проведения ревизий и проверок.
Для бухгалтера система внутреннего контроля включает проверку:
1) соблюдения требований бюджетного законодательства;
2) точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
3) предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
4) исполнения приказов и распоряжений руководства учреждения;
5) контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов учреждения.
Так как через бухгалтерию проходят почти все документы бюджетного учреждения, которые обрабатываются, принимаются к бухгалтерскому учету, работников бухгалтерии считают исполнителями и контролерами в одном лице, участниками контрольно-ревизионных мероприятий.
Одним из локальных нормативных актов, определяющих регламент внутреннего контроля деятельности учреждения является Положение о внутреннем финансовом контроле .
Процедуры контроля представляют собой основу всей системы контроля, посредством которой учреждение выстраивает и применяет выбранную методику внутреннего контроля.
Используются различные методики внутреннего контроля. Общая и универсальная методика предполагает разделение внутреннего контроля по этапам осуществления операций.
В соответствии с Положением о внутреннем финансовом контроле формируется карта внутреннего финансового контроля. В карте отражается следующая информация:
Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
При проведении ревизии кассы необходимо руководствоваться Положением Центрального банка РФ от 12.10.11 №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ» и Приказом МФ РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» 13.06.95 № 49.
В соответствии с принятым регламентом, задачи ревизии кассы включают:
Основные этапы ревизии кассы:
1. В рамках комплексной ревизии инвентаризацию проводят ревизоры в первый день выхода на объект проверки, после предъявления полномочий на проведение ревизии руководителю учреждения. Издается приказ руководителя на проведение инвентаризации. Создается ревизионная комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер, ревизоры, работники организации. Присутствие кассира обязательно. Проверяется наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности кассира (при отсутствии договора правоохранительные органы не возбуждают уголовных дел к возмещению и не принимают материалов).
Информация о работе Учет и контроль денежных средств в бюджетных учреждениях