Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить основы организации учета и контроля издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть понятие центров ответственности и их классификацию;
рассмотреть организацию учета затрат и учета прибыли по центрам ответственности;
проанализировать издержки производства на основе данных управленческого учета ОАО «Межгосметиз - Мценск».
ВВЕДЕНИЕ
1. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие и классификация центров ответственности
1.2 Учет затрат по центрам ответственности в системе управленческого учета
1.3 Учет и отчетность по центрам прибыли
2. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ОАО «МЕЖГОСМЕТИЗ-МЦЕНСК»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ основных показателей деятельности организации
2.3 Анализ издержек производства
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Задача
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Активы организации в течение анализируемого периода увеличились на 109 074 тыс. руб. (на 28,8%). Отмечая увеличение активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился в меньшей степени – на 26,2%. Отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как негативный фактор.
Рост величины активов организации связан, в первую очередь, с ростом следующих позиций актива баланса:
Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:
Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить "основные средства" в активе и "кредиторская задолженность" в пассиве (-19 222 тыс. руб. и -136 762 тыс. руб. соответственно).
За весь анализируемый период имел место сильный рост собственного капитала организации, на 36 807,0 тыс. руб., или на 26,2%.
В таблице 4 представлен анализ финансовой устойчивости, разработанный по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств.
Таблица 4. Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств за 2009 – 2011гг.
Показатель собственных оборотных средств (СОС) |
Значение показателя |
Излишек (недостаток)* | |||
на начало анализируемого периода (31.12.2009) |
на конец анализируемого периода (31.12.2011) |
на 31.12.2009 |
на 31.12.2010 |
на 31.12.2011 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
СОС1 (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов) |
-89 504 |
-68 270 |
-206 855 |
-150 400 |
-238 341 |
СОС2 (рассчитан с учетом долгосрочных пассивов; фактически равен чистому оборотному капиталу |
-50 311 |
-64 431 |
-167 662 |
+51 592 |
-234 502 |
СОС3 (рассчитанные с учетом как долгосрочных пассивов, так и краткосрочной задолженности по кредитам и займам) |
-40 311 |
174 159 |
-157 662 |
+51 592 |
+4 088 |
*Излишек (недостаток)
СОС рассчитывается как
Поскольку из трех вариантов расчета показателей покрытия запасов и затрат собственными оборотными средствами на последний день анализируемого периода (31.12.2011) положительное значение имеет только рассчитанный по последнему варианту (СОС3), финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как неустойчивое. Более того два из трех показателей покрытия собственными оборотными средствами запасов и затрат в течение анализируемого периода ухудшили свои значения.
Для проведения анализа ликвидности необходимо рассмотреть высоколиквидные активы, быстрореализуемые активы, медленно реализуемые активы и труднореализуемые активы в их динамике и развитии. Они представлены в таблице 5.
Таблица 5. Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения.
Активы по степени ликвидности |
На конец отчетного периода, тыс. руб. |
Прирост за анализ. |
Норм. соотно-шение |
Пассивы по сроку погашения |
На конец отчетного периода, тыс. руб. |
Прирост за анализ. |
Излишек/ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
А1. Высоколиквидные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения) |
3 358 |
+18,1 раза |
≥ |
П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.) |
51 947 |
-72,5 |
-48 589 |
А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность) |
64 256 |
+115,6 |
≥ |
П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. обязательства кроме текущ. кредит. задолж.) |
254 383 |
+25,4 раза |
-190 127 |
А3. Медленно реализуемые активы (прочие оборот. активы) |
174 285 |
+47,2 |
≥ |
П3. Долгосрочные обязательства |
3 839 |
-90,2 |
+170 446 |
А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы) |
245 511 |
+6,8 |
≤ |
П4. Постоянные пассивы (собственный капитал) |
177 241 |
+26,2 |
+68 270 |
Из четырех соотношений, характеризующих наличие ликвидных активов у организации, выполняется только одно. Высоколиквидные активы покрывают наиболее срочные обязательства организации лишь на 6%.
Анализ эффективности деятельности предприятия невозможно провести без изучения основных финансовых результатов деятельности, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6. Основные финансовые результаты деятельности ОАО "Межгосметиз - Мценск" в течение анализируемого периода (2010 - 2011 гг.)
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
Средне- | ||
2010 г. |
2011 г. |
тыс. руб. |
± % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Выручка |
880 812 |
959 008 |
+78 196 |
+8,9 |
919 910 |
2. Расходы по обычным видам деятельности |
853 012 |
873 255 |
+20 243 |
+2,4 |
863 134 |
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) |
27 800 |
85 753 |
+57 953 |
+3,1 раза |
56 777 |
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
-15 748 |
-30 401 |
-14 653 |
↓ |
-23 075 |
5. Прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4) |
12 052 |
55 352 |
+43 300 |
+4,6 раза |
33 702 |
5a. Прибыль до процентов, налогов и амортизации) |
52 377 |
97 782 |
+45 405 |
+86,7 |
75 080 |
6. Проценты к уплате |
2 820 |
14 069 |
+11 249 |
+5 раз |
8 445 |
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее |
-3 444 |
-10 260 |
-6 816 |
↓ |
-6 852 |
8. Чистая прибыль (убыток) (5-6+7) |
5 788 |
31 023 |
+25 235 |
+5,4 раза |
18 406 |
В течение анализируемого
периода наблюдалось явное
Прибыль от продаж за 2011 год равнялась 85 753 тыс. руб. Финансовый результат от продаж за два последних года вырос в 3,1 раза.
Проведем анализ рентабельности, рассмотрев показатели рентабельности за 2010 -2011гг. Обзор значений показателей и их изменений представлен в таблице 7.
Таблица 7. Анализ рентабельности.
Показатели рентабельности |
Значения показателя (в %, или в копейках с рубля) |
Изменение показателя | ||
2010 г. |
2011 г. |
коп., |
± % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Рентабельность продаж по валовой прибыли (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 16% и более. |
3,2 |
8,9 |
+5,7 |
+183,3 |
2. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). |
1,4 |
5,8 |
+4,4 |
+4,2 раза |
3. Рентабельность
продаж по чистой прибыли ( |
0,7 |
3,2 |
+2,5 |
+4,9 раза |
Все три показателя рентабельности за последний год, приведенные в таблице, имеют положительные значения, поскольку организацией получена как прибыль от продаж, так и в целом прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за данный период.
Прибыль от продаж
в анализируемом периоде
Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения к выручке организации, за 2011 год составил 5,8%. То есть в каждом рубле выручки организации содержалось 4,4 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате.
Все показатели рентабельности выросли с 2010 по 2011гг. Как и в 2010 году, в 2011году наиболее рентабельны продажи по валовой прибыли. Наименее рентабельны продажи по чистой прибыли.
2.3. Анализ издержек производства
Существенным моментом управления деятельностью предприятия является контроль за соблюдением сметных (плановых) значений затрат на производство продукции. В процессе контроля необходимо проанализировать структуру затрат и выявить их отклонения от сметных значений по экономическим элементам. При этом проверяется соблюдение смет, плановых калькуляций по видам расходов, характеризующим их экономическое содержание. Использование аналитических процедур в контроле за изменениями затрат по экономическим элементам помогает определить основные направления поиска резервов снижения себестоимости продукции, выявить возникающие в процессе производства отклонения фактических расходов от нормативных (плановых). При этом следует учесть, что сметные значения затрат пересчитываются на фактический объем выпущенной продукции.
Таблица 8. Структура затрат на производство продукции в ОАО «Межгосметиз-Мценск» по экономическим элементам.
Показатель |
По смете |
Фактически |
отклонение от сметы | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Материальные затраты: всего |
558,2 |
47,4 |
626,4 |
49,8 |
68,2 |
2,4 |
в том числе: -сырье и материалы |
366,8 |
31,2 |
423,3 |
33,6 |
56,5 |
2,4 |
-услуги производственного характера |
51,2 |
4,3 |
53,6 |
4,3 |
2,4 |
-0,04 |
-энергия |
140,2 |
11,9 |
149,5 |
11,9 |
9,3 |
-0,02 |
Расходы на содержание оборудования |
201,6 |
17,1 |
250,5 |
19,9 |
48,9 |
2,8 |
Затраты на оплату труда |
354,3 |
30,1 |
392,7 |
31,2 |
38,4 |
1,1 |
Отчисления на социальные нужды |
130,4 |
11,1 |
144,5 |
11,5 |
14,1 |
0,4 |
Прочие затраты |
134,3 |
11,4 |
95 |
7,6 |
-39,3 |
-3,85 |
ИТОГО |
1177,2 |
100 |
1258,6 |
100 |
81,4 |
0 |