Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить основы организации учета и контроля издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 рассмотреть понятие центров ответственности и их классификацию;
 рассмотреть организацию учета затрат и учета прибыли по центрам ответственности;
 проанализировать издержки производства на основе данных управленческого учета ОАО «Межгосметиз - Мценск».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие и классификация центров ответственности
1.2 Учет затрат по центрам ответственности в системе управленческого учета
1.3 Учет и отчетность по центрам прибыли
2. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ОАО «МЕЖГОСМЕТИЗ-МЦЕНСК»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ основных показателей деятельности организации
2.3 Анализ издержек производства
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Задача
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Активы организации в  течение анализируемого периода увеличились на 109 074 тыс. руб. (на 28,8%). Отмечая увеличение активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился в меньшей степени – на 26,2%. Отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как негативный фактор.

Рост величины активов  организации связан, в первую очередь, с ростом следующих позиций актива баланса:

  • запасы – 52 720 тыс. руб. (41,1%)
  • дебиторская задолженность – 34 452 тыс. руб. (26,9%)
  • прочие внеоборотные активы – 33 200 тыс. руб. (25,9%)

Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:

  • краткосрочные заемные средства – 228 590 тыс. руб. (80,2%)
  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – 33 126 тыс. руб. (11,6%)
  • оценочные обязательства – 15 793 тыс. руб. (5,5%)

Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно  выделить "основные средства" в активе и "кредиторская задолженность" в пассиве (-19 222 тыс. руб. и -136 762 тыс. руб. соответственно).

За весь анализируемый  период имел место сильный рост собственного капитала организации, на 36 807,0 тыс. руб., или на 26,2%.

В таблице 4 представлен анализ финансовой устойчивости, разработанный по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств.

Таблица 4. Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств за 2009 – 2011гг.

Показатель  собственных оборотных средств (СОС)

Значение показателя

Излишек (недостаток)*

на начало анализируемого периода (31.12.2009)

на конец  анализируемого периода (31.12.2011)

на 31.12.2009

на 31.12.2010

на 31.12.2011

1

2

3

4

5

6

СОС1 (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов)

-89 504

-68 270

-206 855

-150 400

-238 341

СОС2 (рассчитан с учетом долгосрочных пассивов; фактически равен чистому оборотному капиталу

-50 311

-64 431

-167 662

+51 592

-234 502

СОС3 (рассчитанные с учетом как долгосрочных пассивов, так и краткосрочной задолженности по кредитам и займам)

-40 311

174 159

-157 662

+51 592

+4 088


*Излишек (недостаток) СОС рассчитывается как разница  между собственными оборотными  средствами и величиной запасов  и затрат.

 

 

Поскольку из трех вариантов расчета показателей покрытия запасов и затрат собственными оборотными средствами на последний день анализируемого периода (31.12.2011) положительное значение имеет только рассчитанный по последнему варианту (СОС3), финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как неустойчивое. Более того два из трех показателей покрытия собственными оборотными средствами запасов и затрат в течение анализируемого периода ухудшили свои значения.

Для проведения анализа ликвидности необходимо рассмотреть высоколиквидные активы, быстрореализуемые активы, медленно реализуемые активы и труднореализуемые активы в их динамике и развитии. Они представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения.

Активы по степени  ликвидности

На конец  отчетного периода, тыс. руб.

Прирост за анализ. 
период, %

Норм. соотно-шение

Пассивы по сроку  погашения

На конец  отчетного периода, тыс. руб.

Прирост за анализ. 
период, %

Излишек/ 
недостаток 
платеж. средств 
тыс. руб., 
(гр.2 - гр.6)

1

2

3

4

5

6

7

8

А1. Высоколиквидные  активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения)

3 358

+18,1 раза

П1. Наиболее срочные  обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.)

51 947

-72,5

-48 589

А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность)

64 256

+115,6

П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. обязательства кроме текущ. кредит. задолж.)

254 383

+25,4 раза

-190 127

А3. Медленно реализуемые  активы (прочие оборот. активы)

174 285

+47,2

П3. Долгосрочные обязательства

3 839

-90,2

+170 446

А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы)

245 511

+6,8

П4. Постоянные пассивы (собственный капитал)

177 241

+26,2

+68 270


 

Из четырех  соотношений, характеризующих наличие  ликвидных активов у организации, выполняется только одно. Высоколиквидные активы покрывают наиболее срочные обязательства организации лишь на 6%.

Анализ эффективности  деятельности предприятия невозможно провести без изучения основных финансовых результатов деятельности, которые представлены в таблице 6.

 

Таблица 6. Основные финансовые результаты деятельности ОАО "Межгосметиз - Мценск" в течение анализируемого периода (2010 - 2011 гг.)

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

Средне- 
годовая 
величина, тыс. руб.

2010 г.

2011 г.

тыс. руб. 
(гр.3 - гр.2)

± % 
((3-2) : 2)

1

2

3

4

5

6

1. Выручка

880 812

959 008

+78 196

+8,9

919 910

2. Расходы по обычным  видам деятельности

853 012

873 255

+20 243

+2,4

863 134

3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2)

27 800

85 753

+57 953

+3,1 раза

56 777

4. Прочие доходы и  расходы, кроме процентов к  уплате

-15 748

-30 401

-14 653

-23 075

5. Прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4)

12 052

55 352

+43 300

+4,6 раза

33 702

5a. Прибыль до процентов, налогов и амортизации)

52 377

97 782

+45 405

+86,7

75 080

6. Проценты к уплате

2 820

14 069

+11 249

+5 раз

8 445

7. Изменение налоговых  активов и обязательств, налог  на прибыль и прочее

-3 444

-10 260

-6 816

-6 852

8. Чистая прибыль  (убыток)  (5-6+7)

5 788

31 023

+25 235

+5,4 раза

18 406


 

В течение анализируемого периода наблюдалось явное повышение  выручки, составившее 78 196 тыс. руб. – до 959 008 тыс. руб.

Прибыль от продаж за 2011 год равнялась 85 753 тыс. руб. Финансовый результат от продаж за два последних года вырос в 3,1 раза.

Проведем анализ рентабельности, рассмотрев показатели рентабельности за 2010 -2011гг. Обзор значений показателей и их изменений представлен  в таблице 7.

 

Таблица 7. Анализ рентабельности.

Показатели  рентабельности

Значения показателя (в %, или в копейках с рубля)

Изменение показателя

2010 г.

2011 г.

коп., 
(гр.3 - гр.2)

± % 
((3-2) : 2)

1

2

3

4

5

1. Рентабельность  продаж по валовой прибыли  (величина прибыли от продаж  в каждом рубле выручки). Нормальное  значение для данной отрасли: 16% и более.

3,2

8,9

+5,7

+183,3

2. Рентабельность  продаж (величина прибыли от продаж  до уплаты процентов и налогов  в каждом рубле выручки).

1,4

5,8

+4,4

+4,2 раза

3. Рентабельность  продаж по чистой прибыли (величина  чистой прибыли в каждом рубле  выручки).

0,7

3,2

+2,5

+4,9 раза


 

 

 

Все три показателя рентабельности за последний год, приведенные  в таблице, имеют положительные  значения, поскольку организацией получена как прибыль от продаж, так и  в целом прибыль от финансово-хозяйственной  деятельности за данный период.

Прибыль от продаж в анализируемом периоде составляет 6,5% от полученной выручки. К тому же имеет место рост рентабельности обычных видов деятельности по сравнению  с данным показателем за 2010 год (3,3%).

Показатель  рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения к выручке организации, за 2011 год составил 5,8%. То есть в каждом рубле выручки организации содержалось 4,4 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате.

Все показатели рентабельности выросли с 2010 по 2011гг. Как и в 2010 году, в 2011году наиболее рентабельны продажи по валовой прибыли. Наименее рентабельны продажи по чистой прибыли. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ издержек производства

Существенным  моментом управления деятельностью  предприятия является контроль за соблюдением сметных (плановых) значений затрат на производство продукции. В процессе контроля необходимо проанализировать структуру затрат и выявить их отклонения от сметных значений по экономическим элементам. При этом проверяется соблюдение смет, плановых калькуляций по видам расходов, характеризующим их экономическое содержание. Использование аналитических процедур в контроле за изменениями затрат по экономическим элементам помогает определить основные направления поиска резервов снижения себестоимости продукции, выявить возникающие в процессе производства отклонения фактических расходов от нормативных (плановых). При этом следует учесть, что сметные значения затрат пересчитываются на фактический объем выпущенной продукции.

 

Таблица 8. Структура затрат на производство продукции в ОАО «Межгосметиз-Мценск» по экономическим элементам.

Показатель

По  смете

Фактически

отклонение  от сметы

 

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Материальные  затраты: всего

558,2

47,4

626,4

49,8

68,2

2,4

в том  числе:

-сырье и материалы

366,8

31,2

423,3

33,6

56,5

2,4

-услуги  производственного характера

51,2

4,3

53,6

4,3

2,4

-0,04

-энергия

140,2

11,9

149,5

11,9

9,3

-0,02

Расходы на содержание оборудования

201,6

17,1

250,5

19,9

48,9

2,8

Затраты на оплату труда

354,3

30,1

392,7

31,2

38,4

1,1

Отчисления  на социальные нужды

130,4

11,1

144,5

11,5

14,1

0,4

Прочие  затраты

134,3

11,4

95

7,6

-39,3

-3,85

ИТОГО

1177,2

100

1258,6

100

81,4

0

Информация о работе Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности