Учет и контроль материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Материально-производственные запасы – это часть имущества:
а) используемая при производстве продукции (сырья и основные материалы);
б) предназначенная для продажи;
в) используемая для управленческих нужд организации (вспомогательные
материалы топливо, запасные части и другое).
Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве
предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в
каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на
стоимость производственной продукции.

Содержание работы

Введение 2
Понятие материально-производственных запасов и организация их учета 4
Первичные документы по учету материалов 7
Оценка материальных запасов 11
Синтетический и аналитический учет материалов 16
Учет неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути 22
Учет НДС по поступившим материалам 27
Операции по списанию сырья и материалов 28
Инвентаризация материалов 29
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 79.96 Кб (Скачать файл)

    

Счет 19-3

Дебет Кредит

1 Сальдо – остаток  НДС по материалам на начало  периода 

2 Сумма НДС по приобретенным  материалам 3 Списание НДС по оприходованным и оплаченным материалам

Сальдо - остаток НДС на конец периода (1+2-3) 

 

Счет 14 « Резервы под  снижение стоимости материальных ценностей  «

предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости

сырья, материалов, топлива  и др. ценностей, определившейся на счетах

бухгалтерского учета, от рыночной стоимости. Образование резерва  отражается в

учете по кредиту счета 14 и дебету счета 91. В начале периода, следующего за

периодом, в котором произведено  образование резерва, зарезервированная  сумма

восстанавливается обратной проводкой : дебет 14 и кредит 91.

Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных

ценностей» ведется по каждому резерву.

Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется  на

основе использования:

оборотных ведомостей;

сальдовым методом.

Учет ведется в разрезе  каждого склада, подразделения, других мест хранения

материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного

номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского

учета.

Учет материалов с использованием оборотных ведомостей.

П.137 Методических указаний., утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н

предусмотрено два варианта учета материалов с использованием оборотных

ведомостей:

     1. Вариант - с ведением карточек учета  материалов

В бухгалтерской службе ведутся  карточки учета материалов, которые  открываются

на каждое наименование (номенклатурный номер) материалов. В карточках

бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании

первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние

перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями.

Таким образом, в бухгалтерской  службе дублируется складской учет с той лишь

разницей, что в бухгалтерской  службе ведется количественный и  суммовой учет,

а на складах и подразделениях - только количественный учет. В карточках  учета

материалов ежемесячно выводятся  обороты за месяц и остатки  на начало

следующего месяца. На основании  карточек в бухгалтерской службе ежемесячно

составляются оборотные  ведомости материалов отдельно по каждому  складу и

подразделению.

В оборотных ведомостях указываются:

·              номенклатурный номер материала (в  случае его наличия);

·              наименование материала с указанием  отличительных признаков

(сорт, артикул, размер, марка  и т.д.);

·              единица измерения;

·              цена;

·              остаток на начало месяца - количество и сумма;

·              приход за месяц - количество и сумма;

·              расход за месяц - количество и сумма;

·              остаток на конец месяца - количество и сумма.

В каждой оборотной ведомости  выводятся итоги сумм по каждой странице, по

группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий  итог по складу

(подразделению). Группировка  материалов по субсчетам и  синтетическим счетам

бухгалтерского учета  должна обеспечиваться системой кодирования

номенклатурных номеров  материалов, которые должны содержать  соответствующие

отличительные признаки. На основе указанных оборотных ведомостей составляется

сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги  оборотных ведомостей

складов и подразделений  по группам, субсчетам, синтетическим  счетам, по

складам и подразделениям в целом. Отдельно учитывается движение (образование

и распределение) и остатки  транспортно-заготовительных расходов. Сводные

оборотные ведомости сверяются  с данными синтетического учета  материалов.

Кроме того, ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся  в

бухгалтерской службе, с  данными в карточках складов  и подразделений.

     2. Вариант - без ведения карточек учета  материалов 

По данному варианта учета карточки аналитического учета в бухгалтерской

службе не ведутся, все  приходные и расходные документы  группируются по

номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по

приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость.

Оборотные ведомости и  сводные оборотные ведомости  ведутся так же, как в

первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками,

выведенными в карточках складов и подразделений.

     Сальдовый  метод учета материалов.

Сальдовый метод учета  материалов заключается в том, что  в бухгалтерии

организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода  и

расхода) материалов в разрезе  их номенклатуры и не составляются оборотные

ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в

разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бухгалтерской службой

только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных

цен. Отдельно учитываются  движение (образование и распределение) и остатки

транспортно-заготовительных  расходов. Материально ответственные  лица складов

(подразделений) на основании  первичных документов ведут количественный  учет

материалов в карточках  или книгах складского учета, а в  случаях,

предусмотренных П.264 Методических указаний., утв. Приказом Минфина РФ от

28.12.2001 № 119н, также и  суммовой учет. Указанным П.264 Методических

указаний., утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н предусмотрено, что

если в бухгалтерской  службе учет материалов ведется по сальдовому методу,

карточки заполняются  по форме оборотной ведомости, с  указанием по каждой

операции по приходу и  расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся

соответственно по количеству и сумме. Сотрудник, ведущий бухгалтерский  учет

материалов по данному  складу (подразделению), принимает первичные учетные

документы от материально  ответственных лиц, проверяет их, сверяет с

документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета  и

подтверждает это своей  подписью непосредственно на карточках (книгах).

Одновременно проверяет  правильность выведения остатков. Количественные

остатки материалов на первое число каждого месяца на основании  выверенных

карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному  номеру

переносятся в сальдовую  ведомость (или сальдовую книгу) сотрудником

бухгалтерской службы или  заведующим складом. По отдельным складам (кладовым,

подразделениям) в качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость

остатков материалов, представляемых этими складами (кладовыми,

подразделениями) вместе с  первичными учетными документами. Остатки

материалов, записанных в  сальдовой ведомости, таксируются  по каждому

номенклатурному номеру. Суммы  остатков записываются в следующей  графе

сальдовой ведомости. Затем  выводятся суммовые итоги остатков по группам

материалов, субсчетам, синтетическим  счетам и общий итог по складу

(подразделению) в целом.  Сальдовая ведомость составляется  по той же форме,

что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода  и расхода), и

хранится в бухгалтерской  службе.

Исходя из этого, в сальдовой  ведомости указываются:

·              номенклатурный номер материала (в  случае его наличия);

·              наименование материала с указанием  отличительных признаков

(сорт, артикул, размер, марка  и т.д.);

·              единица измерения;

·              цена;

·              остаток на начало месяца - количество и сумма;

·              остаток на конец месяца - количество и сумма.

Целесообразно вести сальдовую  ведомость (книгу) по многографной форме, на 6

месяцев или на год. В сальдовой  ведомости для записи остатков на начало

каждого месяца (на 1 января, 1 февраля и т.д.) отводится две  графы; в первой

графе записывается количество, во второй графе - сумма. На основании

указанных сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая  ведомость, в

которую переносятся итоги  сальдовых ведомостей складов и  подразделений (мест

хранения) по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и по

соответствующим складам, подразделениям (местам хранения) в целом. Сальдовые

ведомости и сводные сальдовые  ведомости ежемесячно сверяются  с данными

синтетического учета  материалов. В организации могут  применяться оба метода

аналитического учета  материалов, когда по одним складам  и подразделениям

применяется оборотный метод, а по другим - сальдовый.

     Учет неотфактурованных  поставок и материалов, находящихся  в пути.

Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие  в

организацию, на которые  отсутствуют расчетные документы (счет, платежное

требование, платежное требование - поручение или другие документы, принятые

для расчетов с поставщиком).

К неотфактурованным поставкам не относятся поступившие, но неоплаченные

материальные запасы, на которые имеются расчетные документы. Такие

материальные запасы принимаются  и приходуются организацией в

общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета

расчетов.

На практике бывают случаи, когда запасы на конец месяца поступили  на склад,

но расчетные документы  на их оплату от поставщика не получены. Либо

оплаченные запасы отгружены  поставщиком и право собственности на них перешло

к организации, ее оплатившей, но запасы на отчетную дату не поступили  на

склад организации. В первом случае полученные запасы рассматриваются  как

неотфактурованные поставки, во втором – как запасы, находящиеся в пути. В

указанных случаях организация отражает их стоимость в составе собственных

запасов, однако для контроля за их окончательной оценкой и оприходованием на

складе должны организовать их бухгалтерский учет в специальных регистрах.

Запасы, поступившие на склад  без расчетных документов поставщиков

(неотфактурованные поставки), оформляются актом о приемке материалов типовой

ф. № 7 как поставки, имеющие  количественные и качественные расхождения  с

данными сопроводительных документов поставщика.

Акт в двух экземплярах  составляет приемная комиссия (в составе, установленном

приказом по организации, с обязательным участием материально  ответственного

лица и, как правило, представителя  незаинтересованной организации, например,

аудиторской или профсоюза). В приемном акте делается запись

"Неотфактурованные поставки" и производится оценка полученных запасов по

учетным ценам.

В качестве учетной цены запасов согласно учетной политике организации может

быть указана:

·              планово-расчетная цена запасов, установленная  по их видам

плановым отделом на определенный отчетный период – как правило, отчетный год.

В этом случае по установленным  ценам учитываются все запасы как при их

Информация о работе Учет и контроль материалов