Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:12, курсовая работа
Цель исследования: разработка дидактического проекта подготовки специалиста «бухгалтер».
Задачи исследования:
1.Провести анализ условий осуществления профессиональной деятельности специалиста «бухгалтер».
2. Определить программу профессиональной подготовки специалиста.
Введение…………………………………………………………………………….4
1. Проектирование программы профессиональной подготовки по специальности «бухгал-тер»…………………………………………………………………6
1.1. Анализ профессиональной деятельности специалиста………………..7
1.1.1. Характеристика отрасли хозяйственной деятельности
специали-ста………………………………………………………………...7
1.1.2. Определение видов деятельно-сти………………………………….7
1.1.3.Характеристика трудовых процессов, выполняемых
специали-стом………………………………………………………………8
1.2. Проектирование квалификационной характеристики специали-ста…9
1.2.1. Профессиональное назначение и условия использования специа-
листа……………………………………………………………………….9
1.2.2.Построение функциональной структуры деятельности специалис-
та (постановка стратегических целей обуче-ния)……………………….9
1.3. Разработка содержания профессиональной подготовки
специалиста…………………………………………………………………. 12
1.3.1. Группировка содержания теоретического обучения в соответст-
вии с отраслью хозяйственной деятельности и видами деятельности
специали-ста……………………………………………………………….12
1.3.2. Выбор системы производственного обуче-ния…………………..16
1.3.3. Построение сводно-тематического плана профессиональной под-
готовки специалиста…………………………………………………….16
2. Проектирование технологий обучения по теме «Учет капитала пред-приятия и финансовых результатов» курса «Бухгалтерский учет»………………… 20
2.1. Проектирование дидактических материалов………………………...21
2.1.1. Постановка оперативных целей обучения и выбор источников
информации……………………………………………………………….21
2.1.2. Проектирование плана изложения те-мы…………………………24
2.1.3. Проектирование контурного конспекта по те-ме………………..26
2.2. Анализ базовых условий обучения. Выбор способов формирования базовых знаний………………………………………………………..30
2.2.1. Анализ базовых знаний учащихся………………………………30
2.3. Проектирование мотивационных технологий обуче-ния…………...32
2.4. Выбор методов обучения по теме. ………………………………….33
2.5. Составление перспективно-поурочного плана изложения темы «Учет капитала предприятия и финансовых результа-тов»………………..34
2.6. Разработка бинарных действий преподавателя и учащихся на уроке «Учет капитала предпри-ятия»……………………………………….36
Заключение………………………………………………………………….....38
Использованная литерату-ра………………………………………………..…
Выделенные трудовые процессы лежат в основе построения функциональной структуры деятельности специалиста.
1.3.2. Выбор системы производственного обучения.
Система производственного обучения – это объективное единение содержания, форм, методов обучения и дидактических средств, которые обеспечивают учащемуся последовательное овладение трудовыми процессами, операциями, приемами.
В основу практической подготовки бухгалтера следует положить операционно-комплексную систему производственного обучения (СПО). Операционно- комплексная СПО предусматривает чередующееся освоение приемов выполнения операций и постепенно усложняющихся комплексных работ; группировка и последовательность операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последовательности взаимосвязаны.
Степень разнообразия предмета деятельности бухгалтера невелика и всякий раз существенных изменений в действиях специалиста и последовательности их выполнения не происходит. Это объясняется тем, что в основе профессиональной деятельности бухгалтера лежит отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете предприятия путем составления проводок с помощью плана счетов, типовых корреспонденций счетов, составление оборотных ведомостей и баланса предприятия, т.е. данный специалист должен четко и правильно выполнять отдельные операции. Поэтому в основу практической подготовки бухгалтера следует положить операционно-комплексную СПО.
Вывод: Использование операционно - комплексной СПО обеспечивает опти-
мальные результаты в подготовке специалиста «бухгалтер».
1.3.3.Построение сводно-тематического плана профессиональной подго-
товки специалиста.
Сводно-тематический план включ
Таблица 1.4.Сводно-тематический план профессиональной подготовки бухгалтера.
Производственное обучение |
Специальная технология | ||||
№ п.п. |
Наименование тем |
кол-во час. |
№ п.п. |
Наименование тем |
кол-во час. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I –е полугодие Обучение в специализированных классах | |||||
1. 2.
3.
4. |
Вводное занятие Безопасность труда и пожарная безопасность на рабочем месте Отражение хозяйственных операций с помощью способа двойной записи, составление бухгалтерских проводок и корреспонденции счетов Заполнение журналов- ордеров, оборотных ведомостей, бухгалтер- ской документации, составление бухгалтерского баланса |
4
4
20
22 |
1. 2.
3. 4.
5.
6. |
Введение Основы гигиены труда и санитар Основы бухгалтерского учета Счета, двойная запись, хозяйственные операции и бухгалтерские проводки Бухгалтерский баланс предприятия Формы бухгалтерского учета. Учетные
регистры(оборотные ведомости |
2
2 3
5
4
6
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. |
Отражение хозяйствен- ных операций по движе- нию основных фондов и нематериальных актов Учет сырья, материалов, полуфабрикатов, зап.час- тей, МБП Порядок начисления заработной платы и других выплат работника, их учет
Расчет себестоимости продукции по статьям калькуляции, учет затрат производства, отходов и возвращенных материалов Учет движения готовой продукции и товаров предприятия Учет кассовых операций и безналичных расчетов Проверочные контрольные работы |
24
18
22
22
18
20
12 |
7.
8.
9.
10.
11.
12. |
Классификация и оценка основных фондов, понятие нематериальных активов, типовая корреспонденция счетов по учету ОС и НА
Понятие и состав производственных запасов, классификация МПБ, их инвентаризация
Формы оплаты труда, фонд заработной платы, и отчисления из него, порядок оформления выплат к выдаче Классификация затрат производства, понятие себестоимости, и ее состав, общая схема учета затрат
Состав и оценка готовой продукции, понятие това- ра, товарообменные опе- рации Денежные средства предприятия, их состав, кассовые операции, безналичные расчеты
|
7
6
14
14
9
10
|
Итого за 1 полугодие |
286 |
82 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
| ||||||
12
13
14 15
16
17
18 19 |
Учет основного, паевого, дополнительного, резервного капитала предприятия
Учет кредитов банка и целевого финансирования Учет ценных бумаг Заполнение отчетов предприятия по формам №№ 1-4 Порядок расчета и начисления различных налогов предприятия, их учет Учет результатов развития предприятия Предвыпускная практика Дипломное проектирование |
22
20
20
28
28
26 315 189 |
13
14
15 16
17
18
19 20
|
Собственный капитал предприятия и его составляющие
Учет кредитов банка и финансирование предприятий Виды ценных бумаг Основные формы финансовой отчетности, организация хранения бухгалтерских док-тов Налоговая система Украины, виды налогов Организация связей с обеспечивающими внешними учреждениями Аудит и ревизия пред-тий Юридическая ответствен- ность бухгалтера за нару- шение установленных норм |
7
7
5
5
6
4
6
4 | |
Итого за II-е полугодие Всего за год |
648 1030 |
45 127 |
Вывод: На основе всех выполненых разработок, спроектирована программа
профессиональной подготовки «бухгалтера» - сводно-тематический план.
II раздел. Проектирование технологий обучения по теме «Учет капитала предприятия и финансовых результатов» курса «Бухгалтерский учет».
Содержание данного раздела представлено на рис 2.1.
Рис. 2.1. Содержание второго раздела курсового проекта «Проектирование технологий обучения по теме «Учет капитала предприятия и финансовых результатов» курса «Бухгалтерский учет».
2.1 Проектирование дидактических материалов.
2.1.1. Постановка оперативных целей обучения и выбор
источников информации.
Оперативная цель обучения формулируется в форме знаний и умений, которые необходимо сформировать у будущего специалиста в ходе изучения темы. Для бухгалтера изучение темы «Учет капитала предприятия и финансовых результатов» в курсе спецтехнологии производится с целью:
”Сформировать представление о сущности капитала, его видах, знания об условиях и особенностях капитала и финансовых результатов, а также умения отражать в бухгалтерском учете хозяйственные операции по учету капитала предприятия и финансовых результатов”.
В процессе обучения происходит планомерное формирование знаний, умений, навыков, а также необходимых свойств личности учащегося. Основой такой планомерной передачи знаний служит четко сформулированная цель. Цель выражается через действия, сгруппированные по уровням усвоения обучаемыми учебного материала, каждый из которых имеет определенные характеристики: условия, результат, критерии оценки.
Согласно теории В.П. Безпалько, существуют четыре уровня усвоения учебного материала.
На первом уровне обучаемый
не только воспринимает информа
Второй уровень характеризует алгоритмическую деятельность по памяти или способность воспроизводить и использовать имеющуюся информацию для решения задач по заданному алгоритму.
Третий уровень характеризует этап продуктивного действия. На этом уровне ориентировочная основа деятельности усвоена таким образом, что сформированные действия идеализируются и обучаемый способен выполнить их в уме. Переход к этапу умственной деятельности приводит к формированию творческого мышления.
Четвертый
уровень характеризует
Затем применительно к заложенным в цели действиям определяем их эталоны в виде условий, результатов и критериев оценки.
Таблица 2.1 – Постановка оперативных целей по теме «Учет капитала предприятия и финансовых результатов »
№ уровня |
Цели, выраженные в перечне действий обучаемых |
Эталон | ||
Условия |
Результат |
Критерии оценки | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Из перечня опреде- ний узнавать основные понятия темы «Учет ка- питала предприятия и финансовы используются при учете капитала предприятия, финансовых результатов предприятия. |
Знание определения понятия «предприятие», знание видов предприятий, видов деятельности, прибыль, структуры планы счетов. |
Правильно названные основные понятия темы «Учет капитала предприятия и финансовых результатов», формы капитала, прибыль от видов деятельности, номера счетов, которые используются при учете капитала и финансовых результатов. |
80% правильных ответов 20%-допущены неточности при определении форм капитала, номеров счетов. |
2
1 |
Уметь описывать особенности различных форм капитала, уметь классифицировать капитал по всем параметрам, объяснять основание отнесения того или иного капитала к определенной форме, описывать полученную от всех видов деятельности, уметь описывать типовую схему корреспонденции счетов по учету капитала на государственных предприятиях (счет 40) , в акционерном обществе (счет 42) , в ООО (счет 46) , в частном предприятии (счет 40), финансовых результатов (счет 79).
2 |
Выполнение действий первого уровня: правильно названные основные понятия темы «Учет капитала предприятия и финансовых результатов », такие, как уставный капитал, чистый доход, валовая прибыль, прибыль от операционной деятельности, прибыль от обычной деятельности, правильно названные формы капитала, номера счетов, которые используются при учете капитала предприятия, финансовых результатов.
3 |
Правильно описанные особенности различных видов капитала, проквалифицированные формы капитала по всем параметрам, объясненные принципы отнесения капитала к определенной форме, правильно описанные финансовые результаты, типовая схема корреспонденции счетов по учету капитала предприятия, финансовых результатов.
4 |
90%-правильных ответов; 10%-допущены неточности при классификации капитала по конкретным параметрам, характеристики типовой корреспонденции счетов по учету капитала, финансовых результатов предприятия.
5 |
3
|
Уметь отражать в бухгалтерском учете хозяйственные операции, связанные с учетом капитала предприятия и финансовых результатов, на основании журнала хозяйственных операций (при условии формирования капитала предприятия, либо при получении финансовых результатов) составлять бухгалтерские проводки, корреспонденции счетов, оборотные ведомости и баланс предприятия. |
Выполнение действий первого и второго уровней: правильно описанные особенности различных видов капитала, проклассифицированные капиталы по всем параметрам, объясненные принципы отнесения того или иного капитала к определенному виду, правильно описанные результаты финансовой деятельности предприятия, типовая схема корреспонденции счетов по учету капитала на государственном предприятии (счет 40), в акционерном обществе (счет 42), в ООО (счет 46), в частном предприятии (счет 40), финансовых результатов (счет 79). |
Правильно отраженные в бухгалтерском учете хозяйственные операции по учету капитала и финансовых результатов предприятия, составленные бухгалтерские проводки, корреспонденции счетов, оборотная ведомость и баланс предприятия. |
75%-правильных ответов; 25%-допущены неточности при |
Руководствуясь оперативной целью обучения, выбираем учебно- и научно-техническую литературу с информацией по теме «Учет капитала предприятия и финансовых результатов ».
Перечень источников информации, способствующих достижению поставленной
цели.
1. Завгородний В.П. Бухгалтерский учет в Украине (с использ. Нац. стандартов): Учеб.пособие для студентов вузов. – 5-е изд., доп., и перераб. – К.:
Издательство А.С.К., 2003. – 847 С. – (Экономика. Финансы. Право).
2. Алейник А.И. Реформирование бухгалтерского учета Украины с применением международных стандартов. – Х.: Основа, 2000. - 680с.
3. Павлюк І. М. Бухгалтерський облік основних господарських операцій на підприємствах і в организациях.: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2004. – 308 с.
4. Бухгалтерський облік для менеджерів та економістів. Збірник задач и вправ./ За ред. проф. Ф. Ф. Бутинця. – Житомир: ЖІТІ, 2001. – 448 с.
5. Должанський М. І., Должанський А. М. Бухгалтерський облік в Україні з використанням Положень (стандартів) бухгалтерського обліку: навчальний посібник. – Л.: Львівський банківський інститут НБУ, 2003. – 494 с.
Вывод: Основой планомерной передачи знаний служит четко сформулированная
оперативная цель, источники информации.
2.1.2. Проектирование плана изложения темы.
Чтобы спроектировать план, следует осуществить:
- выбор необходимых содержательных элементов по теме и установить типы существующих между ними взаимосвязей;
- выбор последовательности изложения содержательных элементов и сформулировать заголовки, объединяющие эти содержательные элементы по однородным признакам;
- выбор уровня сложности плана.
Содержательными элементами по теме могут быть события, понятия, объекты, факты и т. д. Отношения между содержательными элементами с разных позиций исследуются такими науками, как логика и семантика. С позиции логики понятиями являются предметы, отражаемые в сознании человека.
События, факты, объекты как смысловые конструкции, изучаются семантикой. Эти элементы могут находиться в следующих семантических отношениях: целое-часть, множество-элемент, класс-подкласс, объект-параметры, процесс-свойство, явление- характеристика, причина-следствие, суть-явление.
В результате выявления содержательных элементов по теме и установления и взаимосвязи образуется логико-семантическая структура учебного материала. Логико-семантическая структура по теме «Учет капитала предприятия и финансовых результатов» представлена на рисунке 2.2. Логико-семантическая структура, обеспечивая представление о многообразии содержательных элементов по теме, их роли и значении в теме, позволяет на следующем этапе выбрать последовательность их изучения.
Информация о работе Учет капитала предприятия и финансовых результатов