Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:12, курсовая работа
Цель исследования: разработка дидактического проекта подготовки специалиста «бухгалтер».
Задачи исследования:
1.Провести анализ условий осуществления профессиональной деятельности специалиста «бухгалтер».
2. Определить программу профессиональной подготовки специалиста.
Введение…………………………………………………………………………….4
1. Проектирование программы профессиональной подготовки по специальности «бухгал-тер»…………………………………………………………………6
1.1. Анализ профессиональной деятельности специалиста………………..7
1.1.1. Характеристика отрасли хозяйственной деятельности
специали-ста………………………………………………………………...7
1.1.2. Определение видов деятельно-сти………………………………….7
1.1.3.Характеристика трудовых процессов, выполняемых
специали-стом………………………………………………………………8
1.2. Проектирование квалификационной характеристики специали-ста…9
1.2.1. Профессиональное назначение и условия использования специа-
листа……………………………………………………………………….9
1.2.2.Построение функциональной структуры деятельности специалис-
та (постановка стратегических целей обуче-ния)……………………….9
1.3. Разработка содержания профессиональной подготовки
специалиста…………………………………………………………………. 12
1.3.1. Группировка содержания теоретического обучения в соответст-
вии с отраслью хозяйственной деятельности и видами деятельности
специали-ста……………………………………………………………….12
1.3.2. Выбор системы производственного обуче-ния…………………..16
1.3.3. Построение сводно-тематического плана профессиональной под-
готовки специалиста…………………………………………………….16
2. Проектирование технологий обучения по теме «Учет капитала пред-приятия и финансовых результатов» курса «Бухгалтерский учет»………………… 20
2.1. Проектирование дидактических материалов………………………...21
2.1.1. Постановка оперативных целей обучения и выбор источников
информации……………………………………………………………….21
2.1.2. Проектирование плана изложения те-мы…………………………24
2.1.3. Проектирование контурного конспекта по те-ме………………..26
2.2. Анализ базовых условий обучения. Выбор способов формирования базовых знаний………………………………………………………..30
2.2.1. Анализ базовых знаний учащихся………………………………30
2.3. Проектирование мотивационных технологий обуче-ния…………...32
2.4. Выбор методов обучения по теме. ………………………………….33
2.5. Составление перспективно-поурочного плана изложения темы «Учет капитала предприятия и финансовых результа-тов»………………..34
2.6. Разработка бинарных действий преподавателя и учащихся на уроке «Учет капитала предпри-ятия»……………………………………….36
Заключение………………………………………………………………….....38
Использованная литерату-ра………………………………………………..…
5. Преобладающий тип темперамента - меланхолик.
Цель мотивации – обеспечение быстрого включения учащихся в профессиональ-ную учебно-познавательную и учебно-производственную деятельность без длительного «вживания» в работу.Учебная мотивация по характеру поведения участников делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация основана на поощрениях, наказаниях и других видов стимуляции, которые или направляют, или тормозят поведение человека. Внутренняя мотивация зависит от внутренних процессов, осуществляемых в сознании человека. Таким образом, смотивированная деятельность является самоцелью, а не средством для достижения другой цели.
В соответствии с этапами учебного процесса мотивация может быть выражена в различных формах, соответствующих вступительной части занятий и текущей ее части. Вступительная мотивация активизирует учебную деятельность обучаемых, способствует формированию первоначального желания освоить учебную деятельность, вызывает интерес к процессу обучения. Текущая мотивация обеспечивает оптимальное педагогическое общение в процессе обучения, способствует формированию устойчивого интереса к учебной деятельности и поддерживает этот интерес на всех этапах обучения.
Для данной группы необходимо использовать приемы внутренней и внешней мотивации. Возможно следующее мотивирующее вступление при изучении темы «Учет капитала предприятия и финансовых результатов»: “Сегодня мы будем изучать виды капитала, их сущность и способы отражения хозяйственных операций по учету капитала предприятия и финансовых результатов. Эта тема очень важна, т. к. вам, как бухгалтерам, необходимо отражать эти операции в бухучете”.
Внутренняя мотивация является достаточно эффективной, но зачастую она требует подкрепления внешней (для данной учебной группы): ” На этом уроке мы про-ведем самостоятельную работу, которая в дальнейшем будет учитываться для досрочной сдачи зачета по теме.”
Текущая мотивация обеспечивает оптимальное педагогическое общение в процессе обучения, способствует формированию устойчивого интереса к учебной деятельности и поддерживает этот интерес на всех этапах обучения.
Вывод: Выбранные технологии будут эффективны, так как смотивированная деятельность является самоцелью, а не средством достижения другой цели.
2.4. Выбор методов обучения по теме «Учет капитала предприятия и финансовых результатов ».
ООД- ориентировочная основа деятельности. Включает выбор типа учения, его структурных элементов, а также методов и приемов их реализации. Сначала – ориентиры деятельности, формирование новых знаний. Методы формирования ООД: рассказ, лекция, беседа, объяснения, демонстрационный эксперимент как метод наглядности и активизации.
ИД- исполнительные действия, закрепляющие знания ООД, формирование умения и закрепление умений ООД (практическая работа, деловые игры, решение задач, лабораторные работы).
КД- методы контроля. Контроль дает возможность определить, насколько четко достигнута цель обучения, каковы недостатки процесса обучения и что следует сделать, чтобы применить новые технологии обучения. Методы контроля – опрос, самостоятельная работа, тестирование, текущая контрольная работа, экономический диктант (на каком счете отражен капитал предприятия).
Таблица 2.5 – Выбор методов обучения по теме «Учет капитала предприятия и финансовых результатов ».
№ уровня |
цель изучения |
методы формирования | ||
ООД |
ИД |
КД | ||
1 |
Из перечня опредений узнавать основные понятия темы«Учет капитала предприятия и финансовых результатов»,такие, как уставный капитал, чистый доход, валовая прибыль, прибыль от операционной деятельности, узнавать номера счетов, которые используются при учете капитала предприятия, финансовых результатов предприятия. |
Лекция |
Беседа |
Опрос |
2 |
Уметь описывать особенности |
Рассказ, демонстрация плаката |
Беседа |
Тестирование по карточкам |
3 |
Уметь отражать в бухгалтерском учете хозяйственные операции, связанные с учетом капитала предприятия и финансовых результатов, на основании журнала хозяйственных операций (при условии формирования капитала предприятия, либо при получении финансовых результатов) составлять бухгалтерские проводки, корреспонденции счетов, оборотные ведомости и баланс предприятия |
Объяснение |
Решение задач, деловые игры. |
Опрос, контроль-ная работа |
Вывод: Выбор методов формирования ООД, ИД, КД осуществляется соответст-
венно уровням усвоения учебного материала.
2.5.Составление перспективно-поурочного плана изложения темы.
Перспективно-поурочный план - это документ, который содержит перечень уроков по конкретной теме, а также организационные и дидактические характеристики каждого из них, представленные временем, отводимым на изучение тех или иных вопросов темы, типом урока, целями обучения, содержанием базового материала, методами обучения.
Таблица 2.6 – Перспективно-поурочный план
№ урока |
Тема урока |
Время |
Тип урока |
Цель урока |
Базовые знания |
Методы обучения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1
2
3
4
5
|
Определение и виды капитала
Учет капитала предприятия
Источники финансовых результатов предприятия
Учет финансовых результатов предприятия
Учет капитала предприятия и финансовых результатов |
90мин
90мин
45мин
45мин
45мин
|
Комбинированный
Комбинированный
Урок формирования новых знаний
Урок закрепления и применения способов деятельности
Урок контроля |
Сформировать умения давать определение понятию «капитал», перечислять виды капиталов, характезировать их сущность и разновидности.
Сформировать умения отражать в бух. учете получение, движение капитала предприятия
Сформировать умения перечислять источники финансовых результатов предприятия, определять виды деятельности предприятия
Сформировать умения отражать в бух. учете поступление от видов деятельности предприятия
Проконтролировать все знания, умения, полученные при изучении данной темы |
Определение капитала, видов капитала.
Определение капитала, виды капиталов, план счетов, виды счетов.
Определение финансовых результатав предприятия, прибыль, убыток
Сущность финансовых результатов, план счетов, виды счетов
Знания, полученные на предыдущих уроках |
Лекция, беседа, опрос.
Рассказ, демонстрация плаката, беседа, тестирование
Объяснение, лекция
Решение задач, деловые игры
Опрос, конт-рольная работа |
Вывод: Содержание перспективно-поурочного плана соответствует выполненным ранее разработкам по проектированию технологий обучения по теме «Учет капитала предприятия и финансовых результатов».
2.6. Разработка
бинарных действий
Тема урока - «Учет капитала предприятия ».
Тип урока – комбинированный.
Структурные элементы урока:
- организационный момент;
- постановка цели урока;
- мотивация цели;
- актуализация опорных знаний;
- формирование ориентировочной основы деятельности;
- формирование исполнительных действий;
- контроль сформированных знаний, умений, навыков;
- подведение итогов;
- выдача домашнего задания.
Таблица 2.7 – Бинарные действия преподавателя и обучаемых на уроке
Структурные элементы урока |
Действия преподавателя |
Действия обучаемых |
1.Организа- ционный момент |
Приветствие учащихся, перекличка |
- Отвечают на приветствие; - готовятся к занятию (достают тетради, ручки) |
2.Сообщение темы и цели урока |
Преподаватель сообщает тему урока: «Учет капитала предприятия », объясняет цели урока: 1. изучить источники капитала; 2. сформировать умения отражать в бух. учете виды капитала, их движение |
- Записывают тему урока;
- воспринимают цели урока. |
3.Мотивация цели |
Преподаватель сообщает о важности изучения данной темы: «Изучение сегодняшней темы для вас, как для бухгалтеров, очень важно, т.к. в ваши обязанности входит учет и ревизия поступивших на предприятие видов капитала, поэтому вам необходимо знать ис-точники и отражение видов капитала» |
Воспринимают важ-ность и актуальность темы |
4.Актуализация опорных знаний |
Преподаватель проводит опрос по базовым понятиям темы |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы |
5.Формиро- вание ООД |
Преподаватель начинает изложение темы методом рассказа (с демонстрацией плаката) по следующему плану: 1. Источники капитала предприятия; 2. Учет видов капитала и их движение. |
Учащиеся прослушивают, конспектируют, запоминают |
6.Формирова- ние ИД |
Преподаватель проводит беседу (см. прил. А) |
Учащиеся слушают и запоминают |
7.Контроль сформированных знаний, умений, навыков |
Проведение теста по карточкам. Пример карточки-задания |
Обучаемые заполняют карточки и сдают на проверку |
8.Подведение итогов
|
Обобщение изученного: « Ребята, на сегодняшнем занятии мы изучили источники капитала предприятия, научились отражать в бухгалтерском учете виды капитала» |
Обучаемые внимательно слушают преподавателя
|
9. Выдача домашнего задания |
Формулировка Д/З: «На следующий урок, ребята, нужно подготовить кроссворд по основным понятиям новой темы, а также повторить материал по конспекту и учебнику (стр.68-73)» |
Учащиеся записывают домашнее задание.
|
Вывод: Разработке бинарных действий преподавателя и обучаемых на уроке
«Учет капитала предприятия» свойственна конкретика, доведенная до движений, прямой речи как обучающей, так и обучаемой сторон учебного процесса.
Проблема переработки информации в образовании в настоящее время играет огромную роль, поскольку современный век назван справедливо веком информационных технологий. Для него характерно увеличение объема и скорости распространения информации, при котором один вид информации быстро вытесняет другой. Одним из самых существенных противоречий в обучении является противоречие между большим объемом информации и временем, отведенным на ее усвоение. Для его разрешения необходимо проведение тщательного и научно обоснованного структурирования всей необходимой для изучения информации. В связи с этим важной проблемой является проблема правильного построения учебного материала не только с точки зрения его количества, но и качества представляемой информации. Поэтому осуществление дидактического проектирования подготовки специалиста по специальности «бухгалтер» с углубленной разработкой технологий обучения по теме: «Учет капитала предприятия и финансовых результатов»
является актуальным и важным. Объектом исследования был процесс подготовки специальности «бухгалтер», предметом исследования являлась хозяйственная деятельность.
Реализованы поставленные задачи исследования:
1.Проведен анализ условий осуществления профессиональной деятельности специалиста «бухгалтер».
2. Определена программа профессиональной подготовки специалиста.
3. Обоснована целесообразность выбранного содержания, объема и последовательности изложения учебного материала по теме «Учет капитала предприятия и финансовых результатов» курса « Бухгалтерский учет».
4. Определена технология обучения будущего специалиста «бухгалтер» на уровне темы раздела «Учет капитала предприятия и финансовых результатов», темы урока « Учет капитала».
C учетом характеристик учебной группы определили содержание обучения, затем на его основе выбрали технологию обучения и осуществили планирование учебного процесса, после чего разработали сценарий одного из уроков по теме «Учет капитала предприятия и финансовых результатов» курса «Бухгалтерский учет».
В результате исследования спроектирована методика формирования профессионально необходимых умений у будущего специалиста «бухгалтер». Для нормального функционирования предприятия необходима профессиональная подготовка специалиста «бухгалтер», которая разработана на примере дидактического проекта с углубленной разработкой технологий обучения по теме «Учет капитала предприятия и финансовых результатов” курса « Бухгалтерский учет».
Информация о работе Учет капитала предприятия и финансовых результатов