Учет материально-производственных запасов (на примере ООО «Фирма К»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является всестороннее изучение материально-производственных запасов организации. Несмотря на то, что изменения в учете материалов происходят довольно редко, эта тема остается актуальной.
Материально-производственные запасы предприятия (далее - МПЗ) – это материальные ценности, используемые в текущей производственной деятельности предприятия, которые полностью переносят свою стоимость на затраты.

Содержание работы

Введение
Учет материально-производственных запасов
Понятие и состав МПЗ в соответствии с действующим законодательством…………………………………………………
Требования, предъявляемые к учету МПЗ…………………………...............................................................
Принятие к учету и методы оценки МПЗ……………..................................................................................
Первичные бухгалтерские документы по учету МПЗ. Оформление поступления, перемещения и выбытия МПЗ…………………………………………………………………...
Синтетический и аналитический учет МПЗ на счетах бухгалтерского учета……………………………………………….
Итоговая часть
Типичные корреспонденции счетов по учету МПЗ на практике ООО «Фирма К»………………………………………...
Инвентаризация МПЗ……………………………………………..
Типичные ошибки при учете МПЗ………………………………
Учет аналогичного имущества в МСФО………………………..
Заключение………………………………………………………….
Значимость учета МПЗ для ООО «Фирма К»…………………..

Файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Дебет 19 (субсчет 3) Кредит 60 - учтен "входной" НДС по 2-й партии - 18 360 руб.;

Дебет 10 Кредит 60 - оприходована 2-я партия кирпичей - 102 000 руб. (120 360 - 18 360);

Дебет 68 (субсчет "НДС") Кредит 19 - принят к вычету НДС - 29 520 руб. (11 160 + 18 360).

В этом же месяце в строительство было отпущено 11 000 кирпичей. Средняя себестоимость  одного кирпича, рассчитанная на конец  месяца, составит:

(300 000 руб. + 62 000 руб. + 102 000 руб.) / (10 000 шт. + 2000 шт. + 3000 шт.) = 30,93 руб/шт.

Стоимость МПЗ, списанных в течение месяца, равна:

30,93 руб/шт. x 11 000 шт. = 340 230 руб., что оформляется проводкой:

Дебет 20 "Основное производство" Кредит 10 - списана  стоимость кирпичей, отпущенных на строительство, - 340 230 руб.

На конец  месяца в учете организации будут  числиться кирпичи в количестве 4000 шт. (10 000 + 2000 + 3000 - 11 000), а их стоимость  составит 123 770 руб. (300 000 + 62 000 + 102 000 - 340 230).

 

  1. По себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО).

При использовании  способа ФИФО сначала списывают те материалы, которые числятся в остатках на начало месяца. Если их оказывается недостаточно, то материалы, поступившие первыми в текущем месяце, и т.д.

Для приведения примера расчетов по данному методу воспользуемся данными примера 3.

По условиям примера в строительство было отпущено 11000 кирпичей.

При использовании способа ФИФО сначала списываются кирпичи, числящиеся на начало месяца в количестве 10 000 шт. стоимостью 300.000 руб., затем кирпичи 1-й партии в количестве 1000 шт. стоимостью 31 000 руб. Стоимость списываемых материалов составит 331 000 руб. (300 000 + 31 000), что оформляется бухгалтерской проводкой:

Дебет 20 Кредит 10 - списана стоимость кирпичей, отпущенных на строительство, - 331 000 руб.

В результате на конец месяца в учете организации  будут числиться кирпичи в  количестве  4 000 шт. (1 000 шт. из первой поступившей партии и 3000 шт. из второй поступившей партии), а их стоимость  составит 133.000 руб. (31 000 + 102 000).

 

При получении материалов организация может нести транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). К таким расходам относятся:

- затраты по  доставке материалов и погрузке  их в транспорт, подлежащие  оплате сверх продажной цены;

- наценки и  вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и посредническим организациям;

- таможенные  пошлины и платежи, связанные  с импортом материалов;

- затраты по  хранению ценностей, а также  содержанию заготовительных складов  (их аренда, отопление, освещение,  ремонт и т.д.);

- оплата командировок сотрудников, занятых изготовлением и приобретением материалов и т.п.).

В соответствии с п. 83 Методических указаний по учету  МПЗ транспортно-заготовительные  расходы организации принимаются  к учету путем:

1) отнесения  ТЗР на отдельный счет 15 согласно расчетным документам поставщика;

2) отнесения  ТЗР на отдельный субсчет к счету 10;

3) непосредственного  (прямого) включения ТЗР в фактическую  себестоимость материалов (присоединение  к договорной цене материалов, к денежной оценке вклада в  уставный (складочный) капитал, внесенный в форме МПЗ, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Конкретный  вариант учета транспортно-заготовительных  расходов устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной  политике.

При первом способе учета ТЗР сумму названных расходов учитывают на счете 15. Отклонения фактической себестоимости материалов от их учетной цены отражают на счете 16. Порядок ведения такого рода учета ТЗР приведен в примере 2.

При втором способе ТЗР учитывают на отдельном субсчете (целесообразно дополнительно ввести к счету 10 субсчет 12 "Транспортно-заготовительные расходы по сырью и материалам").

В случае применения второго способа учета ТЗР, чтобы определить сумму ТЗР, которая подлежит списанию, сначала нужно рассчитать процент списываемых расходов в их общей сумме по формуле:

Процент ТЗР, подлежащих списанию по итогам месяца = (Сумма ТЗР  на начало месяца + Сумма ТЗР, образовавшихся за месяц) / (Стоимость остатка материалов на начало месяца + Стоимость материалов, поступивших в течение месяца) x 100%.

Сумма ТЗР, которая  должна быть списана:

Сумма ТЗР, подлежащая списанию = Стоимость материалов, списанных  в производство x Процент ТЗР, подлежащих списанию по итогам месяца.

Пример 4. Организация согласно бухгалтерской учетной политике учитывает транспортно-заготовительные расходы на счете 10, субсчет 12 "Транспортно-заготовительные расходы по сырью и материалам". На начало месяца в учете числится 1000 ед. материалов на сумму 1 000 000 руб., сумма ТЗР, приходящаяся на остаток материалов, равна 150 000 руб. В течение месяца было приобретено 700 ед. материалов за 842 520 руб. (в том числе НДС - 128 520 руб.). Материалы доставлялись до склада транспортной организацией, расходы которой по доставке составили 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.). В течение месяца в производство были отпущены материалы на сумму 1 357 000 руб.

Операции по покупке материалов отражаются записями:

Дебет 60 Кредит 51 - отражена оплата материалов - 842 520 руб.;

Дебет 19 Кредит 60 - учтен "входной" НДС по приобретенным материалам - 128 520 руб.;

Дебет 10 Кредит 60 - оприходованы поступившие материалы - 714 000 руб. (842 520 - 128 520);

Дебет 60 Кредит 51 - отражена плата за доставку - 236 000 руб.;

Дебет 19 Кредит 60 - учтен "входной" НДС по расходам на доставку - 36 000 руб.;

Дебет 10, субсчет 12 "Транспортно-заготовительные  расходы по сырью и материалам", Кредит 60 - расходы на доставку материалов учтены в составе ТЗР - 200 000 руб.;

Дебет 68 Кредит 19 - принят к вычету НДС по расходам на приобретение материалов - 164 520 руб. (128 520 + 36 000).

Процент ТЗР, относящийся  к списанным материалам, составляет:

(150 000 руб. + 200 000 руб.) / (1 000 000 руб. + 714 000 руб.) x 100% = 20,42%.

Сумма ТЗР, подлежащая списанию, равна:

1 357 000 x 20,42 / 100 = 277 099 руб.

Списание материалов и ТЗР оформляется проводками:

Дебет 20 Кредит 10 - списаны материалы в производство - 1 357 000 руб.;

Дебет 20 Кредит 10, субсчет 12 "Транспортно-заготовительные  расходы по сырью и материалам, - списана сумма ТЗР, приходящихся на материалы, отпущенные в производство, - 277 099 руб.;

Третий, и самый распространенный в настоящее время, способ учета ТЗР (непосредственное их включение в фактическую себестоимость материалов) приведен в примере 1.

Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов допускается применение следующих упрощенных вариантов (п. 88 Методических указаний по учету МПЗ):

- при небольшом  удельном весе ТЗР или величины  отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счета 20, 23 и на увеличение стоимости проданных материалов;

- удельный вес  ТЗР или величины отклонений (в  процентах к учетной стоимости  материала) может округляться  до целых единиц (т.е. без десятичных знаков);

- в течение  текущего месяца ТЗР или величина  отклонений могут распределяться  исходя из удельного веса (в  процентах к учетной стоимости  соответствующих материалов), сложившегося  на начало данного месяца. Если  это привело к существенному  недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца;

- ТЗР или  величина отклонений могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5%.

 

1.4. Первичные бухгалтерские документы по учету МПЗ. Оформление поступления, перемещения и выбытия МПЗ.

Первичные документы  по поступлению, перемещению, а также по списанию в производство МПЗ играют важную роль в организации учета сырья и материалов, непосредственно по ним осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за поступлением, движением и рациональным использованием.

Для оформления и учета хозяйственных операций по движению материалов предусмотрены  следующие унифицированные формы  первичной учетной документации, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Номер унифицированной формы

Наименование  формы

М-2

Доверенность

М-2а

Доверенность

М-4

Приходный ордер

М-7

Акт о приемке  материалов

М-8

Лимитно-заборная карта

М-11

Требование-накладная

М-15

Накладная на отпуск материалов на сторону

М-17

Карточка учета материалов

М-35

Акт об оприходовании  материальных ценностей, полученных при  разборке и демонтаже зданий и  сооружений


 

Процесс движения материалов в организации состоит из трех основных стадий: поступление материалов в организацию, расходование материалов в организации, выбытие материалов из организации.

Поступление МПЗ.

На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, другим аналогичным договорам, организация  должна получать от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы: товарные накладные, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, спецификации, сертификаты, а также другие документы, которые необходимы для принятия материалов к учету.

Вышеуказанные документы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу), как основание для приемки и принятия к бухгалтерскому учету материалов.

При приемке  материалов необходимо:

    • зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;
    • проверить соответствие данных этих документов договорам поставки по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;
    • проверить правильность расчетов в расчетных документах;
    • оплатить расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от оплаты;
    • определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;
    • передать документы в подразделения организации (бухгалтерию, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота в организации.

Для получения  материалов со склада поставщика или  от организации уполномоченному  лицу выдаются соответствующие документы  и доверенность на получение материалов.

Оформление  доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством по формам № М-2 или № М-2а. Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материалов по доверенности носит массовый характер. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации. Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена, содержать дату ее выдачи и образец подписи лица, на имя которого выписана. Доверенность выдается обычно сроком на 10 дней.

При приемке  материалы подвергаются тщательной проверке на соответствие ассортименту, количеству и качеству. Порядок и  сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.

Приемка и оприходование  поступающих материалов и тары (под  материалы) оформляется соответствующими складами, как правило, путем составления  приходных ордеров формы №  М-4 при отсутствии расхождений между  данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Приходный ордер формы № М-4 в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления материалов на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество материалов.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов (на примере ООО «Фирма К»)