Учет материально-производственных запасов (на примере ООО «Фирма К»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является всестороннее изучение материально-производственных запасов организации. Несмотря на то, что изменения в учете материалов происходят довольно редко, эта тема остается актуальной.
Материально-производственные запасы предприятия (далее - МПЗ) – это материальные ценности, используемые в текущей производственной деятельности предприятия, которые полностью переносят свою стоимость на затраты.

Содержание работы

Введение
Учет материально-производственных запасов
Понятие и состав МПЗ в соответствии с действующим законодательством…………………………………………………
Требования, предъявляемые к учету МПЗ…………………………...............................................................
Принятие к учету и методы оценки МПЗ……………..................................................................................
Первичные бухгалтерские документы по учету МПЗ. Оформление поступления, перемещения и выбытия МПЗ…………………………………………………………………...
Синтетический и аналитический учет МПЗ на счетах бухгалтерского учета……………………………………………….
Итоговая часть
Типичные корреспонденции счетов по учету МПЗ на практике ООО «Фирма К»………………………………………...
Инвентаризация МПЗ……………………………………………..
Типичные ошибки при учете МПЗ………………………………
Учет аналогичного имущества в МСФО………………………..
Заключение………………………………………………………….
Значимость учета МПЗ для ООО «Фирма К»…………………..

Файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

 

1.6. Инвентаризация материально-производственных запасов

Проведение  инвентаризации материалов осуществляется в соответствии с Методическими  указаниями по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, которые должны применяться с учетом постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

Для обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить  инвентаризацию запасов, в ходе которой  проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения проверок, в том числе определение  конкретных наименований, видов, групп, запасов, подлежащих проверке, сроки  проведения проверки и т.п., устанавливается  руководителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руководителя организации.

Материально-производственные запасы (материалы, готовая продукция, товары) заносятся в описи по каждому  отдельному наименованию с указанием  вида группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Для инвентаризации материалов предусмотрены следующие  унифицированные формы первичной  учетной документации:

 

№ формы

Наименование  формы

ИНВ-3

Инвентаризационная  опись товарно-материальных ценностей

ИНВ-4

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных

ИНВ-5

Инвентаризационная  опись товарно-материальных ценностей, приня¬тых на ответственное хранение

ИНВ-6

Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути


 

Инвентаризация МПЗ должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении МПЗ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в  присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц проверяет фактическое наличие МПЗ путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

МПЗ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти МПЗ заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка: "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации МПЗ могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносятся  в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

Инвентаризация  МПЗ, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета  материальных ценностей, не находящихся  в момент инвентаризации в подотчете  материально ответственных лиц (в  пути, товары отгруженные и др.), могут  оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами.

Предварительно  должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.

На МПЗ составляются отдельные описи. Данные заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу.

В описях на МПЗ, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

Инвентарь и  хозяйственные принадлежности, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.

Инвентаризация  проводится путем осмотра каждого  предмета. В описи инвентарь и  хозяйственные принадлежности заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании  ведомостей — накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.

Инвентарь и  хозяйственные принадлежности, пришедшие  в негодность и не списанные, в  инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием  времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Тара заносится  в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая  ремонта и т.д.).

В результате инвентаризации МПЗ могут быть выявлены недостача или излишек, а также порча или потеря МПЗ своих качеств. Причинами недостачи материальных ценностей могут быть хищение и естественная убыль, причиной излишка – неоприходование вовремя ТМЦ и пересортица. Сличительные ведомости составляются при выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов.

 Для отражения  результатов инвентаризации материалов, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяются сличительные ведомости формы № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей».

Таблица 3 –  Хозяйственные операции отражающие инвентаризацию материально-производственных запасов на предприятии

Первичный документ

Содержание  операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Недостача материалов в пределах и сверх  норм естественной убыли, выявленная при  инвентаризации, по которой не определены виновные лица либо не доказана вина материально  ответственного лица

Инвентаризационная  опись товарно-материальных ценностей

Отражено списание недостающих материалов (по фактической  себестоимости или по учетным  ценам либо по остаточной стоимости  в отношении спецоснастки и спецодежды)

94

10

Бухгалтерская справка

Если материалы отражаются по учетным ценам, списывается соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца)

94

16

Бухгалтерская справка

Списана недостача  в пределах норм естественной убыли  при отсутствии виновных лиц или  отказе судом во взыскании с виновных лиц убытков (по фактической себестоимости либо по остаточной стоимости в отношении спецоснастки и спецодежды)

20, 44

94

Бухгалтерская справка

Списание недостачи  сверх норм естественной убыли при  отсутствии виновных лиц или отказе судом во взыскании с виновных лиц убытков (по фактической себестоимости либо по остаточной стоимости в отношении спецоснастки и спецодежды)

91

94

Недостача материалов, выявленная при инвентаризации, по которой доказана вина материально  ответственного лица и взыскана с него рыночная стоимость утраченных материалов

Инвентаризационная  опись товарно-материальных ценностей

Отражено списание недостающих материалов (фактической  себестоимости или по учетным  ценам либо по остаточной стоимости  в отношении спецоснастки и спецодежды)

94

10

Бухгалтерская справка

Если материалы  отражаются по учетным ценам, списывается  соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в конце  месяца)

94

16

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, решение суда, бухгалтерская справка

После выявления  виновного и доказания его  вины производится формирование его  задолженности по погашению стоимости  недостающих материалов:

- по фактической себестоимости материалов;

- на разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью этих материалов, подлежащей взысканию с виновного лица (как правило, рыночная стоимость);

- НДС на стоимость материалов, подлежащую взысканию с виновного лица

 

 

 

 

73-2

73-2

 

 

 

73-2

 

 

 

 

94

98-4

 

 

 

68

Приходный кассовый ордер

Возмещение  убытка виновным лицом на сумму (часть суммы), подлежащую взысканию (как правило, рыночная стоимость недостающих материалов)

50 (70)

73-2

Бухгалтерская справка

По мере возмещения убытка виновным лицом отражается доход  организации

98-4

91

Излишки материалов, выявленные в результате инвентаризации

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

Оприходованы  излишки материалов, выявленные в  результате инвентаризации (по рыночной стоимости)

10

94


 

  1. Итоговая часть

2.1. Типичные  корреспонденции счетов по учету  МПЗ с учетом действующей практики ООО «Фирма К».

Ранее в главе 1.3 были рассмотрены примеры проведения хозяйственных операций с МПЗ, которые  отражают практику ООО «Фирма К» в  части учета материально-производственных запасов.

В данной главе типичные корреспонденции счетов, используемые в ООО «Фирма К» для отражения хозяйственных операций, связанных с движением МПЗ, оформлены в виде таблиц для того, чтобы более конкретно увидеть, какими документами оформляются те или иные операции, а также на каких счетах синтетического учета они отражаются.

  1. Поступление МПЗ.

Содержание  хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

Перечислен  аванс за материалы поставщику

60-2

51

Договор поставки, счет от поставщика

Отражена стоимость  материально-производственных запасов в соответствии с поступившими расчетными документами поставщиков.

10

60

ТОРГ-12

№ М-4 «Приходный ордер»,

Отражен НДС  по приобретенным материалам

19-3

60

Счет-фактура   (в соотв. с пост. №1137 от …)

Предъявлен  к вычету НДС по оплаченным и принятым к учету материально-производственным запасам.

68-2

19-3

Счет-фактура   (в соотв. с пост. №1137 от …)

Отражена стоимость  материально-производственных запасов, поступивших от подотчетного лица

10

71

№АО-1

Авансовый отчет 


 

  1. Выбытие МПЗ.

Содержание  хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

Отпущены материалы  в основное производство

20

10

№ М-8 «Лимитно-заборная карта», 
№ М-11 «Требование-накладная»

Отпущены материалы  на общехозяйственные нужды

26

10

Акт о расходовании материалов,         № М-11 «Требование-накладная»

Отражена задолженность  покупателя за проданные материально-производственные запасы по стоимости, указанной в  договоре.

62

91-1

Договор купли-продажи,  
№ ТОРГ-12 "Товарная накладная",

Списана стоимость  проданных материально-производственных запасов.

91-2

10

Бухгалтерская справка-расчет

Начислен НДС  от продажной стоимости материально-производственных запасов 

91-2

68

Счет-фактура

Поступили денежные средства от покупателей

50, 51,

62

Выписки банка  по расчетному (и специальному счетам,  
№ КО-1 "Приходный кассовый ордер",  
Чек ККМ


 

В настоящий  момент в ООО «Фирма К» отпуск материалов производителям работ (прорабам) оформляется требованием-накладной по форме №М-11 на основании лимитно-заборной карты. Учитывая специфику вида деятельности, в организации для списания материалов на себестоимость строительно-монтажных работ, используется отраслевая форма № М-29 «Отчет о расходе материалов в строительстве». Данная форма составляется на конец каждого месяца в разрезе объектов выполнения работ и четко показывает, какие из отпущенных материалов и в каком количестве были затрачены на выполнение работ. Ответственный за заполнение данного документа – производитель работ (прораб).

Учет  в ООО  «Фирма К» ведется с применением  программного продукта 1С 7.7 «Бухгалтерия предприятия», поэтому после получения от прорабов отчетов по форме №М-29 в программе составляется форма №М-11, в которую внесены дополнительные реквизиты в виде указания склада списания и счета, на который списываются указанные материалы. Затем программа автоматизировано рассчитывает среднюю стоимость списываемого материала и отправляет эти суммы на указанный в документе затратный счет. По окончании месяца и после отражения всех принятых от прорабов отчетов М-29 мы можем увидеть стоимость всех материалов, использованных в производстве работ в этом месяце.

Учет инвентаря, специальной одежды и специальной  оснастки ведется в разрезе складов  по материально-ответственным лицам.

Списание инвентаря  и хозяйственных принадлежностей  в данной организации производится на основании акта о расходовании материалов, самостоятельно разработанного и  утвержденного учетной поликой. Данный акт содержит все обязательные реквизиты и подписывается специально созданной для этих целей комиссией.

2.2   Типичные ошибки при учете МПЗ.

К наиболее характерным  ошибкам в учете МПЗ можно  отнести следующие:

• отсутствие заключенных  договоров о материальной ответственности  с работниками складов;

• отсутствие договоров  купли-продажи материально-производственных запасов с поставщиками, покупателями;

• некорректное оформление первичных документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;

• несоблюдение принятых в учетной политике способов списания МПЗ на производство продукции;

• несоответствие данных о МПЗ на складе данным бухгалтерского учета (излишки, недостача);

• включение  МПЗ в состав имущества организации  без достаточных оснований;

• нарушение  принципа исчисления фактической себестоимости, связанного с заготовлением МПЗ;

Информация о работе Учет материально-производственных запасов (на примере ООО «Фирма К»)