Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:40, курсовая работа
Целью написания данной работы является всестороннее изучение материально-производственных запасов организации. Несмотря на то, что изменения в учете материалов происходят довольно редко, эта тема остается актуальной.
Материально-производственные запасы предприятия (далее - МПЗ) – это материальные ценности, используемые в текущей производственной деятельности предприятия, которые полностью переносят свою стоимость на затраты.
Введение
Учет материально-производственных запасов
Понятие и состав МПЗ в соответствии с действующим законодательством…………………………………………………
Требования, предъявляемые к учету МПЗ…………………………...............................................................
Принятие к учету и методы оценки МПЗ……………..................................................................................
Первичные бухгалтерские документы по учету МПЗ. Оформление поступления, перемещения и выбытия МПЗ…………………………………………………………………...
Синтетический и аналитический учет МПЗ на счетах бухгалтерского учета……………………………………………….
Итоговая часть
Типичные корреспонденции счетов по учету МПЗ на практике ООО «Фирма К»………………………………………...
Инвентаризация МПЗ……………………………………………..
Типичные ошибки при учете МПЗ………………………………
Учет аналогичного имущества в МСФО………………………..
Заключение………………………………………………………….
Значимость учета МПЗ для ООО «Фирма К»…………………..
1.6. Инвентаризация материально-производственных запасов
Проведение инвентаризации материалов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые должны применяться с учетом постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
Для обеспечения
достоверности данных бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных наименований, видов, групп, запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п., устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руководителя организации.
Материально-производственные запасы (материалы, готовая продукция, товары) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Для инвентаризации
материалов предусмотрены следующие
унифицированные формы
№ формы |
Наименование формы |
ИНВ-3 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей |
ИНВ-4 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных |
ИНВ-5 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, приня¬тых на ответственное хранение |
ИНВ-6 |
Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути |
Инвентаризация МПЗ должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.
При хранении МПЗ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в
присутствии заведующего
МПЗ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.
Эти МПЗ заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка: "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации МПЗ могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Инвентаризация МПЗ, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах учета материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.
На МПЗ составляются отдельные описи. Данные заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу.
В описях на МПЗ, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи инвентарь и хозяйственные принадлежности заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей — накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).
В результате инвентаризации МПЗ могут быть выявлены недостача или излишек, а также порча или потеря МПЗ своих качеств. Причинами недостачи материальных ценностей могут быть хищение и естественная убыль, причиной излишка – неоприходование вовремя ТМЦ и пересортица. Сличительные ведомости составляются при выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов.
Для отражения
результатов инвентаризации
Таблица 3 – Хозяйственные операции отражающие инвентаризацию материально-производственных запасов на предприятии
Первичный документ |
Содержание операций |
Корреспондирующие счета | |
Дебет |
Кредит | ||
Недостача материалов в пределах и сверх норм естественной убыли, выявленная при инвентаризации, по которой не определены виновные лица либо не доказана вина материально ответственного лица | |||
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей |
Отражено списание недостающих материалов (по фактической себестоимости или по учетным ценам либо по остаточной стоимости в отношении спецоснастки и спецодежды) |
94 |
10 |
Бухгалтерская справка |
Если материалы отражаются по учетным ценам, списывается соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца) |
94 |
16 |
Бухгалтерская справка |
Списана недостача в пределах норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц или отказе судом во взыскании с виновных лиц убытков (по фактической себестоимости либо по остаточной стоимости в отношении спецоснастки и спецодежды) |
20, 44 |
94 |
Бухгалтерская справка |
Списание недостачи сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц или отказе судом во взыскании с виновных лиц убытков (по фактической себестоимости либо по остаточной стоимости в отношении спецоснастки и спецодежды) |
91 |
94 |
Недостача материалов, выявленная при инвентаризации, по которой доказана вина материально ответственного лица и взыскана с него рыночная стоимость утраченных материалов | |||
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей |
Отражено списание недостающих материалов (фактической себестоимости или по учетным ценам либо по остаточной стоимости в отношении спецоснастки и спецодежды) |
94 |
10 |
Бухгалтерская справка |
Если материалы
отражаются по учетным ценам, списывается
соответствующая часть |
94 |
16 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, решение суда, бухгалтерская справка |
После выявления виновного и доказания его вины производится формирование его задолженности по погашению стоимости недостающих материалов: - по фактической себестоимости материалов; - на разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью этих материалов, подлежащей взысканию с виновного лица (как правило, рыночная стоимость); - НДС на стоимость материалов, подлежащую взысканию с виновного лица |
73-2 73-2
73-2 |
94 98-4
68 |
Приходный кассовый ордер |
Возмещение убытка виновным лицом на сумму (часть суммы), подлежащую взысканию (как правило, рыночная стоимость недостающих материалов) |
50 (70) |
73-2 |
Бухгалтерская справка |
По мере возмещения убытка виновным лицом отражается доход организации |
98-4 |
91 |
Излишки материалов, выявленные в результате инвентаризации | |||
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей |
Оприходованы излишки материалов, выявленные в результате инвентаризации (по рыночной стоимости) |
10 |
94 |
2.1. Типичные
корреспонденции счетов по
Ранее в главе
1.3 были рассмотрены примеры проведения
хозяйственных операций с МПЗ, которые
отражают практику ООО «Фирма К» в
части учета материально-
В данной главе типичные корреспонденции счетов, используемые в ООО «Фирма К» для отражения хозяйственных операций, связанных с движением МПЗ, оформлены в виде таблиц для того, чтобы более конкретно увидеть, какими документами оформляются те или иные операции, а также на каких счетах синтетического учета они отражаются.
Содержание хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Первичный документ |
Перечислен аванс за материалы поставщику |
60-2 |
51 |
Договор поставки, счет от поставщика |
Отражена стоимость материально-производственных запасов в соответствии с поступившими расчетными документами поставщиков. |
10 |
60 |
ТОРГ-12 № М-4 «Приходный ордер», |
Отражен НДС по приобретенным материалам |
19-3 |
60 |
Счет-фактура (в соотв. с пост. №1137 от …) |
Предъявлен к вычету НДС по оплаченным и принятым к учету материально-производственным запасам. |
68-2 |
19-3 |
Счет-фактура (в соотв. с пост. №1137 от …) |
Отражена стоимость материально-производственных запасов, поступивших от подотчетного лица |
10 |
71 |
№АО-1 Авансовый отчет |
Содержание хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Первичный документ |
Отпущены материалы в основное производство |
20 |
10 |
№ М-8 «Лимитно-заборная
карта», |
Отпущены материалы на общехозяйственные нужды |
26 |
10 |
Акт о расходовании материалов, № М-11 «Требование-накладная» |
Отражена задолженность
покупателя за проданные материально- |
62 |
91-1 |
Договор купли-продажи, |
Списана стоимость
проданных материально-производ |
91-2 |
10 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Начислен НДС
от продажной стоимости |
91-2 |
68 |
Счет-фактура |
Поступили денежные средства от покупателей |
50, 51, |
62 |
Выписки банка
по расчетному (и специальному счетам, |
В настоящий момент в ООО «Фирма К» отпуск материалов производителям работ (прорабам) оформляется требованием-накладной по форме №М-11 на основании лимитно-заборной карты. Учитывая специфику вида деятельности, в организации для списания материалов на себестоимость строительно-монтажных работ, используется отраслевая форма № М-29 «Отчет о расходе материалов в строительстве». Данная форма составляется на конец каждого месяца в разрезе объектов выполнения работ и четко показывает, какие из отпущенных материалов и в каком количестве были затрачены на выполнение работ. Ответственный за заполнение данного документа – производитель работ (прораб).
Учет в ООО «Фирма К» ведется с применением программного продукта 1С 7.7 «Бухгалтерия предприятия», поэтому после получения от прорабов отчетов по форме №М-29 в программе составляется форма №М-11, в которую внесены дополнительные реквизиты в виде указания склада списания и счета, на который списываются указанные материалы. Затем программа автоматизировано рассчитывает среднюю стоимость списываемого материала и отправляет эти суммы на указанный в документе затратный счет. По окончании месяца и после отражения всех принятых от прорабов отчетов М-29 мы можем увидеть стоимость всех материалов, использованных в производстве работ в этом месяце.
Учет инвентаря,
специальной одежды и специальной
оснастки ведется в разрезе складов
по материально-ответственным
Списание инвентаря
и хозяйственных
2.2 Типичные ошибки при учете МПЗ.
К наиболее характерным ошибкам в учете МПЗ можно отнести следующие:
• отсутствие заключенных договоров о материальной ответственности с работниками складов;
• отсутствие договоров
купли-продажи материально-
• некорректное
оформление первичных документов по
приходу и расходу товарно-
• несоблюдение принятых в учетной политике способов списания МПЗ на производство продукции;
• несоответствие данных о МПЗ на складе данным бухгалтерского учета (излишки, недостача);
• включение МПЗ в состав имущества организации без достаточных оснований;
• нарушение принципа исчисления фактической себестоимости, связанного с заготовлением МПЗ;
Информация о работе Учет материально-производственных запасов (на примере ООО «Фирма К»)