Учет материалов строительной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами учета материалов являются: контроль над сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам; контроль за выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы учета материалов строительной организации
1.1 Понятие, классификация и оценка материалов ……………..........................................................................................................5
1.2 Документальное оформление поступления и расхода материалов ………………………………………………………………………………….13
1.3. Синтетический и аналитический учет движения материалов …………………………………………….........................................................19
1.4. Методы оценки себестоимости материалов при поступлении и отпуске в производство. Определение отклонений в стоимости материалов…………………………………………………………………....23
1.5. Инвентаризация материалов и отражение ее результатов в учете………………………………………………………………………..…..28
Заключение…….………………………………………………………34
Библиографический список…….…………………..……………….35
Глава2.Практическая задача. Вариант №8…………………….………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ БУХУЧЕТ!.docx

— 136.20 Кб (Скачать файл)

В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату).

Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций экспедитору для получения и доставки материалов.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков  экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. 6

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия  и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад  материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Подотчетные лица приобретают  материалы в организациях торговли, у других организаций или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Документальное  оформление расхода материальных запасов.

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым  предоставлено право подписывать  документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

Порядок документального  оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Их выписывает плановый отдел или отдел снабжения в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. Могут применяться квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху получателю, другой — складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Отпуск материалов со складов  производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимит-но-заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование № __» и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка лимитно-заборных карт на со-временных вычислительных машинах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с рас-пиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной  применяют товарно-транспортную накладную.7

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.8

В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции  и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.9

 

Типовые формы  по учету сырья и материалов

  1. Журнал учета поступивших грузов (форма № М-1) применяется для учета и контроля за поступлением и оприходованием материальных ценностей.
  2. Доверенность по форме № М-2 (содержит корешок и отрывную часть) оформляется в бухгалтерии в единственном экземпляре и выдается под расписку получателю товара.
  3. В случае, когда получение материальных ценностей по доверенности происходит постоянно, используется форма № М-2а, которая регистрируется в специальном пронумерованном и прошнурованном журнале (книге) Учета выданных доверенностей.
  4. Приходный ордер (форма № М-4) применяется для учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или с переработки.
  5. Акт о приемки материалов (форма № М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей, которые имеют количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика.
  6. Лимитно- заборная карта (форма № М-8 и М-9, М-28 и М-28а) используются для оформления отпуска материалов, которые систематически расходуются при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и являются оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
  7. Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов (форма № М-10) используется для учета отпуска материалов сверх установленного лимита или при замене материалов и является основанием для списания материалов со склада.
  8. Накладная–требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (форма № М-11) используется для учета движения материальных ценностей внутри предприятия и их отпуска хозяйствам своего предприятия, расположенного за пределами его территории, а также сторонним организациям.
  9. Карточка складского учета (форма № М-12) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру, заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется МОЛ.
  10. Ведомость учета остатков материалов на складе (форма № М-14) ведется на предприятиях, которые учитывают материал по оперативно-бухгалтерскому методу.
  11. Накладная (форма № М-15) применяется для учета и оформления отпуска материалов на сторону или хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории. Выписывают накладные в двух экземплярах. Возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов тоже оформляется накладными.
  12. Карточка учета материалов (форма М-17) оформляется в одном экземпляре и передается материально ответственному лицу, которое заносит в них данные по приходу и расходу материалов в местах хранения. Карточку оформляют на каждый номенклатурный номер материала.
  13. Сигнальная справка об отклонении фактического остатка материалов от установленных норм запаса (форма № М-18) используется для контроля за отклонением фактического остатка материалов от установленных норм запаса и для контроля остатков материалов, находящихся без движения.
  14. Материальный отчет (форма № М-19) применяется в строительных организациях в тех случаях, когда материально ответственным лицом является начальник участка.
  15. Накладная на отпуск ТМЦ (форма № М-20) является основанием для списания ТМЦ предприятием, осуществившим их отпуск, для оприходования их предприятием-получателем и для разрешения на вывоз их с территории предприятия-поставщика, а также для их складского, оперативного и бухгалтерского учета.
  16. Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма М-35) применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

 

1.3. Синтетический и аналитический учет движения материалов

В соответствии с требованием  ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета  материально-производственных запасов  выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной  информации об этих запасах, а также  надлежащий контроль за их наличием и  движением. В зависимости 'от характера  материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования  единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и  др.

Существует два способа  хранения материально-производственных запасов: партионный и сортовой.

При партионном способе учета  запасов партией признаются материалы, поступившие на склад по одному транспортному  документу. Помимо этого партией  считаются:

а) материально-производственные запасы, поступившие одним видом транспорта (например, в одной автоколонне, одном железнодорожном вагоне и т.д.) без ограничения количества транспортных документов;

б) материально-производственные запасы одного наименования, поступившие от одного поставщика одновременно по нескольким транспортным документам, при отсутствии расхождения по количеству и качеству.10

Аналитический учет материалов ведется на складах и в бухгалтерии. Учет на складах ведется на картонках  складского учета (форма № М-17) по каждому наименованию, сорту, марке, размеру и другим отличительным  признакам материальных ценностей. Карточки открываются на каждый номенклатурный номер материалов. Записи в карточках  ведутся на основании первичных  приходных и расходных документов. В отдельных случаях вместо карточек используют книги складского учета. Аналитический учет материалов в  бухгалтерии (количественный и суммовой учеты) ведется на основе использования  оборотных ведомостей или сальдовым  методом.

Как правило, применяется  два варианта учета материалов с  использованием оборотных ведомостей:

-в бухгалтерской службе  ведутся карточки количественно-суммового  учета, которые открываются на  каждое наименование (номенклатурный  номер) материалов. На основании  карточек в бухгалтерской службе  ежемесячно составляются оборотные  ведомости материалов отдельно  по каждому складу и подразделению.  Таким образом, в бухгалтерской  службе дублируется складской  учет с той лишь разницей, что  в ней ведется количественный  и суммовой учеты, а на складах  и подразделениях - только количественный;

-карточки аналитического  учета в бухгалтерской службе  не ведутся, все приходные и  расходные документы группируются  по номенклатурным номерам, по  ним подсчитываются итоговые  данные за месяц по приходу  и отдельно по расходу, которые  записываются в оборотную ведомость.11

Сальдовый метод учета  материалов заключается в том, что  в бухгалтерии организации не ведут количественный и суммовой учеты движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляют оборотные ведомости  по номенклатуре материалов. Движение материалов учитывают в разрезе  групп, субсчетов и балансовых счетов материалов только в денежном выражении, определяемом, исходя, как правило, из учетных цен.

Отдельно учитываются  движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных  расходов.

Сальдовый метод складского учета материалов применяется при  хранении материалов закрытым способом. В случае хранения материалов открытым способом количество израсходованных  материалов определяют по результатам  ежемесячно проводимой инвентаризации. При этом расход материалов можно  рассчитать по формуле:

Рм=Ои.м-Ок.м+Пмз,

где Рм - расход материалов в  течение месяца; Онм - остаток материалов на начало месяца; Окм - остаток материалов на конец месяца; Пм - приход материалов в течение месяца.

Синтетический учет материальных ценностей ведется на активном балансовом счете 10 «Материалы». В подрядных  строительных организациях материальные ценности по составу группируются в  разрезе субсчетов счета 10. В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета  к нему открывают 11 субсчетов.У застройщика  приобретенные для строительства  материалы могут учитываться  на субсчете 10-8 «Строительные материалы».

 

Синтетический учет материалов может быть организован по одному из вариантов, установленных в учетной  политике хозяйствующего субъекта:

с использованием счета 10 «Материалы»;

с использованием счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей».

При втором варианте учета  на счете 10 «Материалы» отражается учетная цена материалов. Все затраты, связанные с приобретением и  заготовлением материалов (включая  транспортно-заготовительные расходы), учитываются по дебету счета 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей».

Отклонения в стоимости  материалов, учтенные на счете 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей», за месяц распределяются между остатком материалов на складе и материалами, израсходованными в производстве. Для  этого рассчитывают процент отклонений аналогично доле транспортно-заготовительных расходов.

Информация о работе Учет материалов строительной организации