Учет на забалансовых счетах в бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:02, реферат

Описание работы

В практической деятельности бюджетных учреждений нередко возникают ситуации, при которых поступившее имущество фактически находится на территории (в зданиях и помещениях) учреждения, но ему не принадлежит. При этом имущество может использоваться в основной и приносящей доход деятельности. К этой же категории активов можно отнести дебиторскую задолженность, которая оценивается в условных значениях либо подлежит получению на особых условиях (при возникновении дополнительных обстоятельств).

Файлы: 1 файл

БУвБО.docx

— 55.18 Кб (Скачать файл)

- наличие или отсутствие  права требования гаранта к  принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару  по государственной или муниципальной  гарантии (регрессное требование  гаранта к принципалу, регресс);

- иные условия гарантии, а также сведения, определенные  БК РФ, правовыми актами гаранта,  актами органа, выдающего гарантию  от имени гаранта.

Вступление в силу государственной  или муниципальной гарантии может  быть определено календарной датой  или наступлением события (условия), которое может произойти в  будущем.

Срок действия государственной  или муниципальной гарантии определяется условиями гарантии.

По получении требования бенефициара гарант должен уведомить  об этом принципала и передать ему  копии требования со всеми относящимися к нему документами.

В случае признания требования бенефициара обоснованным, гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный в гарантии.

Предусмотренное государственной  или муниципальной гарантией  обязательство гаранта перед  бенефициаром ограничивается уплатой  суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.

Если исполнение гарантом государственной или муниципальной  гарантии ведет к возникновению  права регрессного требования гаранта  к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара  к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Если исполнение гарантом государственной или муниципальной  гарантии не ведет к возникновению  права регрессного требования гаранта  к принципалу и не обусловлено  уступкой гаранту прав требования бенефициара  к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе  расходов соответствующего бюджета.

Средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке  регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также  в счет исполнения обязательств, права  требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

Исполнение государственных  и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов. Если платежи в качестве гаранта  не ведут к возникновению эквивалентных  требований со стороны гаранта к  должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных  гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета. Исполнение гарантий означает необходимость уплаты по обязательствам, под которые выдана гарантия. В  этом случае исполнение гарантий отражается в системном бухгалтерском учете  порядком, указанным выше.

Списание сумм, учтенных на забалансовом счете 11, производится при прекращении обязательства по государственной или муниципальной гарантии, т.е. в случаях:

- уплаты гарантом бенефициару  суммы, определенной гарантией;

- истечения определенного  в гарантии срока, на который  она выдана;

- исполнения в полном  объеме принципалом или третьими  лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

- отказа бенефициара от  своих прав по гарантии путем  возвращения ее гаранту или  письменного заявления об освобождении  гаранта от его обязательств;

- если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена  гарантия, не возникло.

Счет 12 "Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских  работ по договорам с заказчиками". На забалансовом счете 12 учитывается спецоборудование, приобретенное для выполнения научно-исследовательских работ по конкретной теме заказчика после передачи его в научное подразделение.

После выполнения работ в  соответствии с условиями договора спецоборудование возвращается заказчику  или приходуется на баланс по рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету с отражением по дебету счета 010505340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" и кредиту счета 040101180 "Прочие доходы".

В случае когда спецоборудование поступает от заказчика, его стоимость в системном учете не отражается. Однако не исключается ситуация, когда заказчик осуществляет финансирование исключительно в денежной форме, а оборудование и необходимые материальные запасы приобретаются подрядчиком (бюджетным учреждением).

Инструкция по бюджетному учету не уточняет, каким образом  формируется первоначальная стоимость  спецоборудования в том случае, когда  соответствующие расходы производятся учреждением, которое будет производить  заказанные научно-исследовательские  работы.

В данном случае следует  руководствоваться общими принципами формирования первоначальной стоимости  объектов основных средств - на счете 010505340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" или 010601310 "Увеличение капитальных  вложений в основные средства" (что  может быть обусловлено сроком полезной эксплуатации спецоборудования) в корреспонденции  со счетами учета расчетов и расходов. По завершении работ по приобретению (созданию) спецоборудования должен быть оформлен акт приемки его в  эксплуатацию, но в состав объектов основных средств подобное оборудование зачислено быть не может, так как  право собственности (владения) им у  учреждения не возникает.

После окончания работ  по данному заказу возможны два варианта: спецоборудование передается заказчику  или остается у подрядчика. В любом  случае должна быть оформлена проводка по дебету счета учета источников финансирования и кредиту счета 010505440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов" или 010601410 "Уменьшение капитальных вложений". Далее, если оборудование передается заказчику, в системном учете (по данной группе операций) более никаких проводок не оформляется, а стоимость оборудования списывается со счета 12. Если по условиям договора спецоборудование подлежит передаче в собственность подрядчику (учреждению, силами которого выполнялись научно-исследовательские работы), оформляется проводка, указанная в тексте Инструкции по бюджетному учету (или - аналогичная - по дебету счета учета основных средств).

Счет 13 "Экспериментальные  устройства". Экспериментальные  устройства отличаются от спецоборудования тем, что по окончании работ они  подлежат демонтажу. При оприходовании материалов от демонтажа экспериментальных устройств счет учета материалов (010505340) дебетуется в корреспонденции со счетом учета доходов от собственности (040101172) или прочих доходов (040101180).

Следует иметь в виду, что договорами на выполнение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  может быть предусмотрен зачет стоимости  материалов от разборки в счет задолженности  по расчетам. В этом случае кредитоваться  должны счета учета расчетов с  заказчиками.

Счета 14 "Расчетные документы, ожидающие исполнения" и 15 "Расчетные  документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете по предпринимательской  и иной деятельности, приносящей доход". Забалансовые счета 14 и 15 открываются в органах, осуществляющих кассовое исполнение бюджетов (в органах Федерального казначейства).

При отражении на счетах сумм, указанных в расчетных документах, которые не могут быть оплачены в  сроки, определенные договором банковского  счета, следует учитывать требования нормативных документов Банка России.

Так, п. 2.12 Положения о  безналичных расчетах в РФ, утвержденного  Приказом Банка России от 03.10.2002 N 2-П, установлено, что расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Из этого следует, что неоплаченные расчетные документы могут учитываться на счетах 14 и 15 не более 10 дней. По истечении этого срока они должны быть возвращены клиенту для переоформления и списаны с указанных забалансовых счетов.

Счет 16 "Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного  применения законодательства о пенсиях  и пособиях, счетных ошибок". Счет 16 "Переплата пенсий и пособий  вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и  пособиях, счетных ошибок" применяется  только в органах социальной защиты населения.

При последующем исправлении  допущенных ошибок следует учитывать, что переплаты пенсий и пособий, возникшие вследствие и счетных  ошибок могут быть взысканы с получателей, суммы переплат в результате ошибок, допущенных вследствие неправильного  применения действующего законодательства о пенсиях и пособиях, должны взыскиваться за счет виновных лиц. С получателей  пособий и пенсий, работающих в  бюджетных учреждениях, суммы переплаты  взыскиваются в установленном порядке. Суммы переплат, подлежащие взысканию  с виновных лиц, относятся на счета  учета расчетов по недостачам для  последующего удержания.

На счете 16 суммы переплаты  пособий продолжают числиться до момента их полного погашения  или списания. Если погашение или  взыскание производится в течение  нескольких месяцев, суммы, учтенные за балансом, также могут списываться  постепенно.

Счет 17 "Поступления денежных средств на счета учреждений". Счет предназначен для:

- учета поступлений денежных  средств на банковские счета  учреждений, а также счета учреждений  по учету средств от приносящей  доход деятельности;

- возврата указанных поступлений;

- поступлений бюджетных  средств от главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств  подведомственным им распорядителям, получателям бюджетных средств,  на осуществление выплат по  расходам и (или) источникам  финансирования дефицита бюджета.

Характеристика счета 17, приведенная в Инструкции по бюджетному учету (в ред. Приказа Минфина  России от 30.12.2009 N 152н), требует вести  учет поступлений денежных средств  на банковские счета учреждений, а  также счета учреждений по учету  средств от приносящей доход деятельности в разрезе кодов:

- классификации доходов  бюджетов;

- классификации источников  финансирования дефицитов бюджетов;

- возврата указанных поступлений;

- поступлений бюджетных  средств от главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств  подведомственным им распорядителям, получателям бюджетных средств,  на осуществление выплат по  расходам и (или) источникам  финансирования дефицита бюджета.

На счете 17 должны быть учтены все суммы поступлений, отраженные на счетах учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 020103610 "Выбытия денежных средств учреждения в пути", соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 "Внутриведомственные расчеты".

Операция по уточнению  невыясненных поступлений отражается по счету через уточнение кодов  доходов (источников финансирования дефицита бюджета). Это не означает, что при  отражении поступлений денежных средств, ранее учтенных как невыясненные поступления денежных средств, должны быть оформлены две бухгалтерские  записи - по счетам 17 и 19. Счет 17 ведется  у получателей бюджетных средств, а счет 19 - у администраторов доходов  бюджета и в финансовых органах.

Аналитический учет по счету  ведется в Многографной карточке и (или) в Карточке учета средств и расчетов.

По завершении текущего финансового  года показатели (остатки) счета по соответствующим кодам бюджетной  классификации РФ на следующий финансовый год не переносятся. Заключение показателей  по счету отражается со знаком "минус". Таким образом, счет 17 должен быть закрыт по состоянию на 31 декабря отчетного  года.

Счет 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждений". Счет предназначен для учета выбытий денежных средств с банковских счетов учреждений, а также счета учреждений по учету средств от приносящей доход деятельности по оплате принятых обязательств в разрезе кодов классификации расходов бюджетов, кодов классификации источников финансирования дефицита бюджетов, а также восстановления выбытий.

Таким образом, использование  счета 18 полностью аналогично правилам требований по применению счета 17 забалансового учета.

Сопоставлением оборотов и остатков по этим счетам можно  определить исчерпание полученных бюджетных  средств по отдельным кодам классификации  расходов бюджетов - отдельно по основной и приносящей доход деятельности.

Аналитический учет по счету  ведется в Многографной карточке и (или) в Карточке учета средств и расчетов.

По завершении текущего финансового  года показатели (остатки) счета по соответствующим кодам бюджетной  классификации РФ на следующий финансовый год не переносятся. Заключение показателей  по счету отражается со знаком "минус". Следовательно, и счет 18 (как счет 17) должен быть закрыт по состоянию  на 31 декабря отчетного года.

Счет 19 "Невыясненные поступления  бюджетов прошлых лет". Счет 19 ведется  только в финансовых органах и  у администраторов доходов бюджета.

Как следует из наименования счета, на нем учитываются суммы  невыясненных поступлений прошлых  отчетных периодов, списанных заключительными  оборотами на финансовый результат  прошлых отчетных периодов, но подлежащих уточнению в следующем финансовом году.

Информация о работе Учет на забалансовых счетах в бюджетной организации