Учет налогов и других платежей в бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование учета налогов и других платежей в бюджет в УП «МЭТЗ».
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть систему налогообложения промышленных предприятий;
– изучить организацию учета налогов, сборов, отчислений;
– дать оценку состояния учета и исчисления налогов на базовом предприятии и предложения по его совершенствованию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1 Налоговая система Республики Беларусь 5
1.2 Сущность и виды налогов 6
1.3 Краткий обзор нормативных документов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования 9
1.4 Задачи учета налогов в условиях перехода к рыночной экономике 10
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА НАЛОГОВ, СБОРОВ, ОТЧИСЛЕНИЙ 12
2.1 Учет налоговых платежей в бюджет 12
2.2 Учет налога на добавленную стоимость по поступившему имуществу 13
2.3 Учет отчислений, исчисляемых от фонда заработной платы 13
2.4 Учет налогов, исчисляемых из выручки от реализации 16
2.5 Учет налогов, исчисляемых из прибыли предприятия 18
2.6 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по исчислению налогов и неналоговых платежей 18
3 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ УЧЕТА И ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ НА БАЗОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Учет налогов и других платежей в бюджет.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

введение

 

Одним из главных элементов  рыночной экономики является налоговая  система. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального  развития.

Отличительной особенностью налоговых реформ в наиболее развитых странах являлись их постепенный эволюционный характер и тщательная теоретическая и практическая проработка.

Одна группа государств (США, Канада, Англия, Япония и др.) сделала  основной акцент на преобразование системы прямого обложения.

Другая группа стран (Франция, Португалия, Греция, Ирландия, Италия и  др.) основное внимание уделила возрастанию  роли налогов на потребление.

Умение законодателей  разумно варьировать эти статьи налогообложения позволило менее болезненно обеспечить переход от преимущественного обложения прибыли предприятий к преимущественному налогообложению частных лиц.

Весь мировой опыт регулирования рыночной экономики  подтверждает, что слаженно действующий  фискальный механизм, учитывающий максимум особенностей современного этапа развития общественного производства, создает атмосферу экономической и социальной стабильности в обществе, укрепляет уверенность правительства в том, что оно обладает материальной основой для выполнения своих обязательств, а общество в том, что ему обеспечены законность и стабильное развитие.

Одновременно с возрастанием значения государства в управлении общественными процессами и его  потребностей в финансовых средствах  возникает вопрос о границах их удовлетворения. Налоговые изъятия доходов у налогоплательщиков не должны быть чрезмерными и оставлять им достаточные финансовые ресурсы для дальнейшего развития. 

Научными исследованиями было установлено, что доля налоговых  изъятий не должна превышать 15 % выручки  от реализации и 30 % прибыли предприятий. В торговле Республики Беларусь эти параметры значительно превышены.

В государственный бюджет предприятия отчисляют в среднем  пятую часть своей выручки  и более 40 % прибыли.  В данной ситуации налоговое планирование приобретает особое значение, так как позволяет в значительной степени минимизировать платежи в бюджет и использовать финансовые ресурсы на решение внутренних стратегических задач.  Его сущность заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы снижения налоговой нагрузки.  

Это достигается свободой выбора между различными вариантами деятельности, свободой размещения активов, использованием установленных законом  льгот, а также учетом налоговой, инвестиционной и в целом экономической политики государства. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.

Объект исследования – УП «МЭТЗ».

Предмет исследования – учет налогов и других платежей в бюджет.

Цель работы – исследование учета налогов и других платежей в бюджет в УП «МЭТЗ».

Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:

– рассмотреть систему налогообложения промышленных предприятий;

– изучить организацию учета налогов, сборов, отчислений;

– дать оценку состояния учета и исчисления налогов на базовом предприятии и предложения по его совершенствованию.

 

 

1 Система налогообложения промышленных предприятий

1.1 Налоговая система Республики Беларусь

 

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

 

Налоговая система (механизм)

Льготы

 

Субъект

Налоговый закон, акт, норма

Резидент

Нерезидент

Налоговый период

 

Предмет налогообложения

Объект налогообложения

 

Масштаб налога

 

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Льготы

Единица налогообложения

 

Налогооблагаемая база

 

Льготы

 

Ставка налога

 

Срок

предоставления расчета

 

Методика расчета

 

Налоговый расчет

 
 

Источник

налога

 

Налоговый оклад

 

Срок уплаты

налога

 

Порядок (способ) уплаты налога

Ответственность плательщика


 

Рисунок 1.1 – Инструменты налоговой системы промышленных организаций

 

Классические принципы построения налоговой системы впервые были сформулированы А. Смитом в XVIII в. в классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов»:


– принцип равномерности (справедливости) – требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам;

– принцип определенности – требует, чтобы сумма, способ и  время платежа были заранее известны плательщику;

– принцип удобства –  предполагает, что государство должно устранить формальности и приурочить налоговый платеж ко времени получения  дохода;

– принцип экономности  – предполагает, что расходы по сбору налогов должны быть минимальными [4, c. 67].

Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения.  Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований: налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; налоговое законодательство не должно допускать произвольного толкования, должно быть понятным плательщикам; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

В Республике Беларусь имеются  особенности налогообложения, получившие свое развитие в свете сложившихся  социально-экономических отношений  в государстве. 

В частности, не допускается: установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность плательщиков; установление дополнительных налогов или использование повышенных либо дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица.

1.2 Сущность  и виды налогов

 

Сущность налогов состоит  в том, что они являются объективной  экономической категорией, отражающей экономические отношения между  государством, юридическими и физическими  лицами по поводу перераспределения  валового внутреннего продукта в целях удовлетворения общегосударственных нужд.  

Они представляют собой  форму отчуждения собственности  у юридических и физических лиц  в пользу государства на началах  обязательности, безвозвратности и  безвозмездности.

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Классификация налогов  – это группировка налогов  по различным признакам.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

1) по способу взимания  налогов;

2) по субъекту-налогоплательщику;

3) по органу, который  устанавливает и конкретизирует  налоги;

4) по порядку введения налога;

5) по уровню бюджета,  в который зачисляется налоговый  платеж;

6) по целевой направленности  введения налога;

7) по срокам уплаты  налогов.

1. По способу взимания  налогов. Согласно данному основанию,  различают прямые и косвенные  налоги.

Прямые налоги взимаются  в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов  или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен.

Прямые налоги – это  налоги на доходы физических и юридических  лиц. К ним относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

Среди прямых налогов  выделяют:

Реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Государство косвенно взимает налог с потребителя.

2. По субъекту-налогоплательщику.  В соответствии с данным основанием  можно выделить следующие виды налогов.

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, и др.).

Налоги с предприятий  и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

3. По органу, который  устанавливает и конкретизирует  налоги. Действующие в РБ налоги  можно разделить на группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: республиканские налоги, региональные налоги.

4. По порядку введения  налога. По порядку введения можно  выделить налоги общеобязательные  и факультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами РБ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. Факультативные налоги могут вводиться решениями органов государственной власти областей, городов и иных административно-территориальных образований.

5. По уровню бюджета,  в который зачисляется налоговый  платеж.

Различают федеральные (республиканские) и местные (территориальные) налоги. Первые взимаются правительством в  центральный бюджет, вторые – местными органами власти и пополняют местные бюджеты.

6. По целевой направленности  введения налога. В соответствии  с этим основанием можно выделить  налоги абстрактные и целевые.

В зависимости от характера  использования налоги делятся на:

– общие. Поступают в  казну государства и используются для общегосударственных нужд, специальные имеют строго определенное назначение;

– специфические (целевые). Предназначены для финансирования конкретных государственных расходов.

Кроме того, к категории  целевых налогов относятся введенные в Беларуси обязательные отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отчисления в местный бюджетный целевой фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, отчисления в республиканский дорожный фонд, целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений и др.

7. По срокам уплаты. Различают следующие виды налогов  по срокам уплаты:

а) Срочные;

Информация о работе Учет налогов и других платежей в бюджет