Учет нематериальных активов и их амортизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей бухгалтерского учета в организациях является обеспечение многочисленных пользователей экономической информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Без строгого учета и контроля невозможно организовать рациональное и экономное использование производственных и трудовых ресурсов, предупредить возникновение непроизводственных расходов и потерь, обеспечить сохранность материальных ценностей организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
1.Экономическая сущность нематериальных активов…………………………
1.1 Общее понятие, характеристика и виды нематериальных активов………
1.2 Объекты, нормативные сроки, порядок расчета амортизации нематериальных активов. ………………………………………………………..
1.3 Учет нематериальных активов в соответствии с МСФО. …………………..
2. Экономико-финансовая характеристика ИП «Штотц Агро-Сервис» Смолевичского района…………………………………………………………….
2.1 История, месторасположение, оценка природных ресурсов, специализация предприятия………………………………………………………..
2.2 Экономический анализ использования производственных ресурсов на предприятии…………………………………………………………………….
2.3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия………………………
3. Учет нематериальных активов………………………………………………
Учет операций по поступлению нематериальных активов…………………
Документальное оформление принятия к учету объектов нематериальных активов………………………………………………………………………….
Учет амортизации нематериальных активов. ………………………………
Учет выбытия объектов нематериальных активов. ………………………
Учет нематериальных активов в ИП «Штотц Агро-Сервис»……………
Выводы и предложения…………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………..

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!КУРСОВАЯ.docx

— 147.08 Кб (Скачать файл)

К промышленным образцам не относятся технические решения, обусловленные чисто технической функцией без эстетической составляющей; объекты архитектуры; печатная продукция; объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих и других подобных веществ.

Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет и может быть продлен на срок до 5 лет.

Сорт растения может быть представлен несколькими растениями, одним растением либо одной или несколькими частями растения при условии, что такая часть или части могут быть использованы для воспроизводства целых растений сорта. В целях правовой защиты сорт должен обладать новизной, отличимостью, однородностью и стабильностью. Сорт считается новым, если посадочный или плодовый материал этого сорта не продавался либо не передавался другим образом самим селекционером или его преемником на территории Республики Беларусь за один год до подачи заявки на выдачу патента (за четыре года - на территории других государств).

Результаты селекционной работы всегда конкретны и предопределяются набором биологических форм, который ограничен. Биологическое решение по своей природе уникально и не может быть создано на основе информации. Поэтому идею селекционера невозможно ни позаимствовать, ни модифицировать. Полученный селекционером результат можно использовать только при наличии одинаковых или сходных климатических условий. Охраняемые сорта растений регистрируются в Государственном реестре охраняемых сортов растений Республики Беларусь, в который вошли картофель, пшеница, рожь, ячмень, горох, клевер и люпин. Патент на сорт растения действует в течение 25 лет.

Интегральной микросхемой называется микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме или на поверхности материала, на основе которого изготовлено изделие. Пространственное расположение совокупности элементов микросхемы представляет собой топологию интегральной микросхемы. Право на топологию по законодательству охраняется свидетельством. Свидетельство выдается сроком на 10 лет.

Нераскрытая информация (секреты производства, ноу-хау ) попадает в категорию служебной и коммерческой тайны, которая определяется как информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Учитывая, что понятие служебной тайны шире, чем понятие секретов производства, необходимо определить, что включает в себя понятие секретов производства (ноу-хау), поскольку оно является составной частью интеллектуальной собственности. К ноу-хау (англ. "to know how to do it" - знать, как это делать) могут относиться знания и опыт, не имеющие правовой охраны, но представляющие собой ценность и практически недоступные для заинтересованных лиц, в том числе методы, способы и навыки, необходимые для проектирования, осуществления расчетов при строительстве или изготовлении каких-либо объектов; математическое обеспечение; результаты НИОКР в виде конструкций или технологических процессов, а также их отдельных элементов; составы и рецепты материалов, веществ и сплавов; методы и способы лечения и диагностирования заболеваний; методы поиска и добычи полезных ископаемых; знания и опыт административного, финансово-экономического и иного содержания. Информация, признаваемая ноу-хау, имеет секретный характер и охраняется как производственная тайна разработчика.

Средства индивидуализации относятся к группе объектов права промышленной собственности, но рассматриваются отдельно в силу того, что, строго говоря, не являются результатами интеллектуальной деятельности аналогично техническим решениям. Поэтому объекты данной группы представляют собой средства, приравниваемые к объектам интеллектуальной собственности.

Товарные знаки и знаки обслуживания - это обозначения (то есть отличительные знаки), с помощью которых покупатели определяют принадлежность товара или услуги определенному производителю или продавцу. Оформляя товарный знак, организация преследует две основные цели защита своей индивидуальности и присвоение исключительного права на распоряжение этим обозначением. Исключительность  и  индивидуальность  - основные признаки, благодаря  которым товарные знаки относятся к ОИС. На основании этих признаков определены три основные функции товарного знака: функция индивидуализации товара и производителя; рекламная функция; правовая функция.

Индивидуализация товара и производителя включает в себя указание на качество товара (услуги); распознание покупателем своего товара (услуги); распознание владельца товара (услуги); отличие товара (услуги) от аналогичных.

По своей форме товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, комбинированными и особых видов.

Знаки обслуживания - это обозначения, используемые предприятиями сферы услуг (ресторанами, туристскими бюро, авиакомпаниями и так далее).

Фирменным наименованием является название, под которым предприниматель (предприятие) ведет свою коммерческую деятельность. Фирменное наименование служит для распознавания предприятия среди других и характеризует его репутацию как действующего хозяйствующего субъекта. Вместе с товарными знаками фирменные наименования несут информацию о качестве товара и выполняют рекламную функцию. В Республике Беларусь фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Фирменные наименования могут совпадать с фамилией предпринимателя, быть вымышленными или отражать профиль деятельности.

Фирменное наименование используется на документах, исходящих от предприятия, на бланках с исходящей корреспонденцией, на вывеске предприятия, в надписях на продукции предприятия, указывающей изготовителя данного товара. Фирменное наименование юридического лица может быть использовано в принадлежащем ему товарном знаке. Право на использование фирменного наименования может передаваться другим предприятиям в составе комплексной предпринимательской лицензии (договора франчайзинга).

Географическим указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением. Понятие "географическое указание" включает в себя понятия "наименование места происхождения товара" и "указание происхождения товара". Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или иными факторами. Указание происхождения товара - это обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара. Наименование места происхождения товара как объект интеллектуальной собственности отвечает таким признакам, как содержит название географического объекта, применяется только для товаров, может быть зарегистрировано на имя любого юридического или физического лица, в том числе совместно. По наименованию места происхождения товара можно судить о специфических свойствах и качестве товара или услуги, которые определяются географическими условиями района, в котором данный товар или услуга производятся. Поэтому использовать названия местности имеют право только те предприятия, которые расположены в этой географической зоне, и по отношению к тем товарам, которые производятся в данной местности.

Для целей бухгалтерского учета нематериальными активами признаются активы идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в том числе аналогичных) и не имеющие материально-вещественной (физической) формы; используемые в деятельности организации; способные приносить организации будущие экономические выгоды; срок полезного использования которых превышает 12 месяцев; стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, то есть имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием); при наличии документов, подтверждающих права правообладателя. При отсутствии любого из указанных критериев произведенные затраты не признаются нематериальными активами и являются расходами организации.

Рассмотрим данные критерии. Наибольшее значение критерий идентифицируемости имеет для товарных знаков и знаков обслуживания в силу большого значения различительной функции товарных знаков и знаков обслуживания.

Однако в целях бухгалтерского учета эта функция не столь существенна, поскольку бухгалтер принимает к учету права на товарные знаки и знаки обслуживания не на основании собственного решения, а на основании свидетельства, выданного патентным ведомством - Национальным центром интеллектуальной собственности. Таким образом, данный критерий перекликается с критерием правоустанавливающего документа.

В случаях, когда ОИС охраняется патентом (свидетельством), вопросов при постановке на учет имущественных прав на охраняемые ими объекты не возникает, поскольку документы данного вида содержат всю необходимую информацию: кем и когда выданы, какой ОИС охраняют, на какой срок выданы. То же самое можно сказать о лицензиях на виды деятельности и других аналогичных объектах НА. Основанием для принятия к учету имущественных прав на объект авторского права является договор. Объем передаваемых имущественных прав в соответствии с авторским договором определит сущность нового объекта НА, а указанное в договоре вознаграждение - его стоимость.

Имущественные права на КП и БД также возникают на основании договора:

- при приобретении прав  у физического лица - на основании  авторского договора;

- при приобретении прав  у организации - на основании лицензионного  договора.

К НМА относятся объекты, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев.

Данный критерий обусловлен тем, что НМА отнесены к долгосрочным (внеоборотным) активам. Большинство объектов НМА действительно долгосрочные: патенты и свидетельства выдаются на срок свыше 12 месяцев. Лицензионные договоры заключаются, как правило, на срок свыше 12 месяцев. И только авторские договоры по сроку действия могут не соответствовать данному критерию (быть меньше).

Для признания совершенных предприятием расходов объектом НМА необходимо наличие документального подтверждения его стоимости. В большинстве случаев появление объектов НМА в балансах предприятий не вызывает затруднений с определением их стоимости, поскольку существуют фактические затраты, по сумме которых определяется первоначальная стоимость принимаемого к учету объекта.

Критерии "использование объекта в деятельности организации" и "его способность приносить организации будущие экономические выгоды" можно объединить. Это обусловлено тем, что будущие экономические выгоды определяются именно использованием объекта.

Под использованием объекта НМА в деятельности организации понимается любой способ его использования, который прямо или косвенно связан с уставной деятельностью организации или с возможностью получения правообладателем операционных или внереализационных доходов.

Следовательно, если объект не может быть использован в собственном производстве, то это не значит, что его нужно снять с учета. Права на ОИС можно передать по лицензионному договору, и это тоже один из способов использования имеющихся прав.

 

 

 

 

 

 

Глава 1.2 Амортизация нематериальных активов

 

 

 

Начисление амортизации нематериальных активов производится в соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации нематериальных активов от 17 июня 2009 г. N 78.

Затраты организации на приобретение (в том числе путем создания) объектов нематериальных активов, находящихся у нее на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления), посредством начисления амортизации:

  1. Возмещаются в составе доходов от предпринимательской деятельности (для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей принявшим решение о ведении бухгалтерского учета и ведущим учет нематериальных активов в книгах учета нематериальных активов)
  2. Включаются в состав операционных или внереализационных расходов (для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей).
  3. Относятся за счет целевого финансирования (для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей).
  4. Относятся за счет средств бюджетного или иного финансирования (для бюджетных организаций)

Амортизация как процесс перенесения стоимости объектов НМА на стоимость производимых (оказываемых) с их использованием в процессе предпринимательской деятельности товаров, работ, услуг включает в себя:

1. Распределение амортизируемой  стоимости объектов НМА между  отчетными периодами, составляющими  в совокупности расчетный (ожидаемый) или нормативный срок службы, рациональным способом, выбранным  организацией самостоятельно, но, не  противореча Инструкцией № 78;

2. Систематическое включение  организацией амортизационных отчислений (за исключением бюджетной) относящейся  к данному отчетному периоду 

Амортизация не используемых в предпринимательской деятельности объектов нематериальных активов представляет собой равномерный процесс отражения потери их стоимости вследствие изнашивания в течение нормативного срока службы каждого объекта.

Данный порядок применяется в том числе по объектам, переданным сторонним организациям в безвозмездное пользование.

Отражение амортизации объектов нематериальных активов бюджетных организаций на счетах бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2001 г. N 125 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету объектов основных средств в организациях, финансируемых из бюджета" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 14, 8/7662) и постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2001 г. N 126 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов организациями, финансируемыми из бюджета".

Информация о работе Учет нематериальных активов и их амортизация