Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:40, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работе является исследование вопросов осуществления бухгалтерского учета, проведение анализа основных средств, разработка предложений по совершенствованию организации учета и рекомендации по повышению эффективности использования основных средств предприятия.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
– произвести анализ теоретических основ бухгалтерского и налогового учета основных средств предприятия;
– раскрыть понятие основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета;
– ознакомиться с организационной структурой объекта исследования;
– ознакомиться с организацией бухгалтерского и налогового учета основных средств на предприятии
Сумму арендной платы без НДС включается в издержки производства.
Рассмотрим пример. В 2006 г. арендовано помещение по договору лизинга на сумму 1180000 руб., в том числе НДС 180000 руб. Срок договора лизинга составляет 40 месяцев.
Поступило арендованное помещение на забалонсовый учет.
Дебет 001 «Арендованные основные средства» – 1000000 руб. – на забалансовом счете отражена стоимость объекта, полученного по договору лизинга;
Дебет счета 44 Кредит счета 76 – 25 000 руб. – начислена ежемесячная сумма лизинговых платежей за отчетный месяц;
Дебет счета 19 Кредит счета 76 – 4500 руб. – отражена сумма НДС по лизинговому платежу;
Дебет счета 76 Кредит счета 51 – 29500 руб. – перечислен лизинговый платеж за отчетный месяц;
Дебет счета 68 Кредит счета 19 – 4500 руб. – отражен зачет НДС по оплаченному лизинговому платежу.
По окончании срока договора лизинга в 2009 году его стоимость на дату перехода права собственности будет списана с забалансового счета 001 «Арендованные основные средства»:
Кредит счета 001 – 1000000 руб.
Одновременно будут сделана проводка:
Дебет счета 01 Кредит счета 02 – 1000000 руб. – будет отражено принятие лизингового имущества на баланс.
За нарушение сроков арендатор уплачивает пеню в размерах, предусмотренных договорами, которую ЗАО «НЭСКО» относит на внереализационные расходы.
В конце года перед составлением
годового отчета ЗАО «НЭСКО» в
порядке инвентаризации своих расчетных
взаимоотношений по обязательствам
договоров аренды и лизинга посылаются
письма-запросы арендодателям
2.3.5 Учет выбытия основных средств
В ЗАО «НЭСКО» вопросы выбытия основных средств регламентируются п. 29–31 раздела V ПБУ 6/01 и разделом VI Методических указаний.
Выбытие объекта основных средств в ЗАО «НЭСКО» имеет место в случаях продажи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций.
Учетная политика ЗАО «НЭСКО» говорит, что доходы и расходы от списания основных средств с бухгалтерского учета во всех случаях, за исключением ликвидации подлежат зачислению в состав внереализационных доходов и расходов.
Учет выбытия объектов основных средств осуществляется с применением специального субсчета 01.2 «Выбытие основных средств». В дебет данного субсчета переносится стоимость выбывающего средства, в кредит – сумма начисленной амортизации.
Выбытие основных средств в результате их продажи оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств, на основании данных которого делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств
Рассмотрим наиболее частые случаи выбытия объектов основных средств в ЗАО «НЭСКО» продажу. В июле 2007 г. ЗАО «НЭСКО» был продан объект основного средства с убытком. Продажная цена объекта по условиям договора составила 29500 руб., в том числе НДС – 4500 руб. При этом первоначальная стоимость объекта составила 60000 руб., сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета – 31875 руб., сумма амортизации для целей налогообложения прибыли – 41250 руб.
Реализация объекта в
бухгалтерском учете будет
Дебет счета 61 Кредит счета 91 –
29500 руб. – начислена выручка от реализации объекта основных средств;
Дебет счета 91 Кредит счета 68 -4500 руб. – отражен НДС по проданному основному средству;
Дебет счета 01.02 Кредит счета 01.01 – 60000 руб. – списана первоначальная стоимость проданного объекта основных средств;
Дебет счета 02 Кредит счета 01.02 – 31875 руб. – списана амортизация по проданному объекту основных средств;
Дебет счета 91 Кредит счета 01 – 28125 руб. – списана остаточная стоимость проданного основного средства;
Дебет счета 99 Кредит счета 91 – 3125 руб. – выявлен финансовый результат от реализации основного средства.
В налоговом учете остаточная стоимость будет равна 18750 руб.
Прибыль от реализации объекта
для целей налогообложения
В соответствии с п. 20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 №114н, от суммы полученного убытка в регистрах бухгалтерского учета следует начислить условный доход по налогу на прибыль в размере 750 руб.
Его начисление следует отразить записью:
Дебет счета 68 Кредит счета 99 – 750 руб. – начислен условный доход по налогу на прибыль от суммы понесенного убытка.
Разница между суммой убытка
по данным бухгалтерского учета и
налогооблагаемой прибылью в размере
9375 руб. возникла в связи с тем,
что в налоговом учете
Согласно п. 12 ПБУ 18/02 одна признается налогооблагаемой временной разницей.
От этой разницы в соответствии с п. 15 ПБУ 18/02 было начислено отложенное налоговое обязательство, равное 2250 руб.
В бухгалтерском учете начисление отложенного налогового обязательства было отражено записью:
Дебет счета 68 Кредит счета 77 – 2250 руб. – начислено отложенное налоговое обязательство от разницы в сумме начисленной амортизации.
При реализации данного объекта ранее начисленное отложенное налоговое обязательство погашается проводкой:
Дебет счета 77 Кредит счета 68 – 2250 руб. – погашено ранее начисленное отложенное налоговое обязательство в связи с реализацией объекта основных средств.
Передача объектов основных средств в качестве вклада в уставный капитал другой организации:
В 2003 году имел место такой
случай выбытия основных средств, как
передача в виде вклада в уставный
капитал организаций ЗАО «
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов информация о наличии и движении инвестиций в уставные капиталы других организаций отражается на счете 58 «Финансовые вложения». Сумма вклада отражается на счете 58 в оценке согласно учредительным документам. Выявленная разница между оценкой вклада, отраженной по дебету счета 58, и остаточной стоимостью передаваемого объекта основных средств отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» как операционный доход или расход в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99.
В соответствии с п.п. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер, в том числе передача имущества в счет вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или товариществ, для целей налогообложения реализацией не признается.
В этой связи передача объектов основных средств качестве вклада в уставные вклады других организаций не признается объектом налогообложения НДС.
2.4 Анализ основных средств на примере ЗАО «НЭСКО»
2.4.1 Анализ правильности документального оформления и бухгалтерского учета основных средств
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было проанализировано заполнение первичных документов по учету основных средств в частности формы №ОС-1, ОС-1а, С-1б, №ОС-2, ОС-3, ОС-4, ОС-6, ОС-14, ОС-15, за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г.
В этот период имели место неоформленные или частично недооформленные первичные документы:
– в формах первичных документов не расшифровывались подписи бухгалтеров и руководителя;
– в формах ОС-1 не вписаны номера доверенностей, по которым приняты к учету объекты основных средств;
– в формах ОС-4 не проставлена корреспонденция счетов синтетического учета
Такие документы являются основанием для непризнания операций по движению основных средств.
Некорректное внесение исправлений в данные первичных документов, нарушает п. 4 Приказа Минфина России от 29.07.1983 г. №105 «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете», регламентирующим порядок исправления ошибок в первичных документах. В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и не оговоренные исправления не допускаются. Исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
В нарушение Инструкции по применению плана счетов предприятие допускает списание материалов при ликвидации основных средств на себестоимость без постановки на учет товарно-материальных ценностей. Например, на основании Акта о списании ОС-4 №6 от 19.01.2006 г. были списаны стеллажи. В учете отражено: Д 44 К 91. списанные, таким образом материалы, в частности деревянные полки, принимаются к учету и в дальнейшем используются при ремонте, но при этом не используется счет 10 «Материалы», что снижает контроль за поступлением и использованием материалов.
В нарушение п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н, и п. 9 ПБУ 5/01., были некорректно списаны, в процессе ликвидации основных средств, материалы, пригодные как вторичное сырье. В частности при ликвидации кран-балки в июне 2006 г. полученные металлические конструкции оприходованы ниже текущей рыночной стоимости на дату принятия их к учету. Соответственно значительно занижена сумма, зачисляемая на финансовые результаты.
В ряде случаев имеет место
несоблюдение временного принципа ведения
бухгалтерского учета, т.е. доходы и
расходы от списания с бухгалтерского
учета объектов основных средств
не отражались в бухгалтерском учете
в отчетном периоде, к которому они
относятся, и подлежат зачислению на
счет прибылей и убытков в качестве
прочих доходов и расходов. Несвоевременность
отражения операций на счетах бухгалтерского
учета влияет на формирование себестоимости
по периодам, и, как следствие, приводит
к искажению финансового
Выявлено неверно
Неверное определение
срока полезного использования
объекта основных средств привело
к неправильному исчислению суммы
амортизации. В результате произошло
искажение себестоимости
Несмотря на кажущуюся несложность учета объектов основных средств выявленные грубые нарушения законодательства о бухгалтерском учете. Предприятию необходимо провести аудиторскую проверку учета основных средств.
2.4.2 Анализ технического
состояния, структуры и
Профессия бухгалтера в России
переживает период радикальных изменений.
В качественном отношении возникают
новые требования к бухгалтеру как
аналитику. Переход к рыночной экономике
повышает роль бухгалтерского учета
в управлении коммерческими организациями
всех форм собственности. Он становится
языком бизнеса. Данные бухгалтерского
учета рассматриваются как
В корне меняется и отношение
к профессии бухгалтера. Участие
в делах предприятия превращает
главного бухгалтера в управленческого
профессионала, который может оценить
положение предприятия в
Цель анализа основных средств – объективная оценка состояния основных средств и изыскания резервов более эффективного их использования на предприятии.
При анализе состояния и эффективного использования основных средств необходимо ответить на следующие вопросы:
1) какова доля основных средств в общей стоимости активов предприятия;
2) какова обеспеченность
организации и ее структурных
подразделений необходимыми