Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:40, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работе является исследование вопросов осуществления бухгалтерского учета, проведение анализа основных средств, разработка предложений по совершенствованию организации учета и рекомендации по повышению эффективности использования основных средств предприятия.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
– произвести анализ теоретических основ бухгалтерского и налогового учета основных средств предприятия;
– раскрыть понятие основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета;
– ознакомиться с организационной структурой объекта исследования;
– ознакомиться с организацией бухгалтерского и налогового учета основных средств на предприятии

Файлы: 1 файл

Пример диплома про основные средства.docx

— 142.47 Кб (Скачать файл)

Сумму арендной платы без  НДС включается в издержки производства.

Рассмотрим пример. В 2006 г. арендовано помещение по договору лизинга на сумму 1180000 руб., в том числе НДС 180000 руб. Срок договора лизинга составляет 40 месяцев.

Поступило арендованное помещение  на забалонсовый учет.

Дебет 001 «Арендованные  основные средства» – 1000000 руб. – на забалансовом счете отражена стоимость объекта, полученного по договору лизинга;

Дебет счета 44 Кредит счета 76 – 25 000 руб. – начислена ежемесячная сумма лизинговых платежей за отчетный месяц;

Дебет счета 19 Кредит счета 76 – 4500 руб. – отражена сумма НДС по лизинговому платежу;

Дебет счета 76 Кредит счета 51 – 29500 руб. – перечислен лизинговый платеж за отчетный месяц;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 – 4500 руб. – отражен зачет НДС по оплаченному лизинговому платежу.

По окончании срока  договора лизинга в 2009 году его стоимость  на дату перехода права собственности  будет списана с забалансового  счета 001 «Арендованные основные средства»:

Кредит счета 001 – 1000000 руб.

Одновременно будут сделана  проводка:

Дебет счета 01 Кредит счета 02 – 1000000 руб. – будет отражено принятие лизингового имущества на баланс.

За нарушение сроков арендатор  уплачивает пеню в размерах, предусмотренных  договорами, которую ЗАО «НЭСКО»  относит на внереализационные расходы.

В конце года перед составлением годового отчета ЗАО «НЭСКО» в  порядке инвентаризации своих расчетных  взаимоотношений по обязательствам договоров аренды и лизинга посылаются письма-запросы арендодателям с  просьбой подтвердить сумму числящуюся арендуемых объектов основных средств. В случаях если письменный ответ  от арендодателей не поступает, то исходя из принципа о молчаливом согласии считается, что арендодатель согласен с суммой учета и считает ее признанной. Инициатива выверки расчетов может исходить и от арендодателя. Тогда ЗАО «НЭСКО» отвечает на письмо-запрос арендодателя: подтверждая  сумму долга, либо мотивировать причины  ее непризнания. В конечном счете, после необходимой выверки ЗАО «НЭСКО» всегда приходит к согласованному остатку задолженности.

2.3.5 Учет выбытия  основных средств

В ЗАО «НЭСКО» вопросы  выбытия основных средств регламентируются п. 29–31 раздела V ПБУ 6/01 и разделом VI Методических указаний.

Выбытие объекта основных средств в ЗАО «НЭСКО» имеет  место в случаях продажи, списания в случае морального и физического  износа, ликвидации, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций.

Учетная политика ЗАО «НЭСКО»  говорит, что доходы и расходы  от списания основных средств с бухгалтерского учета во всех случаях, за исключением  ликвидации подлежат зачислению в состав внереализационных доходов и  расходов.

Учет выбытия объектов основных средств осуществляется с  применением специального субсчета 01.2 «Выбытие основных средств». В дебет  данного субсчета переносится стоимость  выбывающего средства, в кредит –  сумма начисленной амортизации.

Выбытие основных средств  в результате их продажи оформляется  актом о приеме-передаче объекта  основных средств, на основании данных которого делается соответствующая  запись в инвентарной карточке учета  основных средств

Рассмотрим наиболее частые случаи выбытия объектов основных средств  в ЗАО «НЭСКО» продажу. В июле 2007 г. ЗАО «НЭСКО» был продан объект основного средства с убытком. Продажная цена объекта по условиям договора составила 29500 руб., в том числе НДС – 4500 руб. При этом первоначальная стоимость объекта составила 60000 руб., сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета – 31875 руб., сумма амортизации для целей налогообложения прибыли – 41250 руб.

Реализация объекта в  бухгалтерском учете будет отражена проводками:

Дебет счета 61 Кредит счета 91 –

29500 руб. – начислена  выручка от реализации объекта  основных средств;

Дебет счета 91 Кредит счета 68 -4500 руб. – отражен НДС по проданному основному средству;

Дебет счета 01.02 Кредит счета 01.01 – 60000 руб. – списана первоначальная стоимость проданного объекта основных средств;

Дебет счета 02 Кредит счета 01.02 – 31875 руб. – списана амортизация по проданному объекту основных средств;

Дебет счета 91 Кредит счета 01 – 28125 руб. – списана остаточная стоимость проданного основного средства;

Дебет счета 99 Кредит счета 91 – 3125 руб. – выявлен финансовый результат от реализации основного средства.

В налоговом учете остаточная стоимость будет равна 18750 руб.

Прибыль от реализации объекта  для целей налогообложения прибыли  составит 6250 руб.

В соответствии с п. 20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 №114н, от суммы полученного убытка в регистрах бухгалтерского учета следует начислить условный доход по налогу на прибыль в размере 750 руб.

Его начисление следует отразить записью:

Дебет счета 68 Кредит счета 99 – 750 руб. – начислен условный доход по налогу на прибыль от суммы понесенного убытка.

Разница между суммой убытка по данным бухгалтерского учета и  налогооблагаемой прибылью в размере 9375 руб. возникла в связи с тем, что в налоговом учете амортизация  начислялась в большей сумме, чем для целей бухгалтерского учета.

Согласно п. 12 ПБУ 18/02 одна признается налогооблагаемой временной разницей.

От этой разницы в соответствии с п. 15 ПБУ 18/02 было начислено отложенное налоговое обязательство, равное 2250 руб.

В бухгалтерском учете  начисление отложенного налогового обязательства было отражено записью:

Дебет счета 68 Кредит счета 77 – 2250 руб. – начислено отложенное налоговое обязательство от разницы в сумме начисленной амортизации.

При реализации данного объекта  ранее начисленное отложенное налоговое  обязательство погашается проводкой:

Дебет счета 77 Кредит счета 68 – 2250 руб. – погашено ранее начисленное отложенное налоговое обязательство в связи с реализацией объекта основных средств.

Передача объектов основных средств в качестве вклада в уставный капитал другой организации:

В 2003 году имел место такой  случай выбытия основных средств, как  передача в виде вклада в уставный капитал организаций ЗАО «НЭСКО-СЕРВИС». В связи с реструктуризацией  несколько структурных подразделений  выводились из состава ЗАО «НЭСКО»  и преобразовывались в дочернее общество. ЗАО «НЭСКО» наделило дочернее общество имуществом путем передачи объектов основных средств в счет вклада в их уставный капитал.

В соответствии с Инструкцией  по применению плана счетов информация о наличии и движении инвестиций в уставные капиталы других организаций  отражается на счете 58 «Финансовые  вложения». Сумма вклада отражается на счете 58 в оценке согласно учредительным  документам. Выявленная разница между  оценкой вклада, отраженной по дебету счета 58, и остаточной стоимостью передаваемого  объекта основных средств отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» как операционный доход или расход в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99.

В соответствии с п.п. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер, в том числе передача имущества в счет вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или товариществ, для целей налогообложения реализацией не признается.

В этой связи передача объектов основных средств качестве вклада в  уставные вклады других организаций  не признается объектом налогообложения  НДС.

2.4 Анализ основных  средств на примере ЗАО «НЭСКО»

2.4.1 Анализ правильности  документального оформления и  бухгалтерского учета основных  средств

В ходе выполнения выпускной  квалификационной работы было проанализировано заполнение первичных документов по учету основных средств в частности  формы №ОС-1, ОС-1а, С-1б, №ОС-2, ОС-3, ОС-4, ОС-6, ОС-14, ОС-15, за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г.

В этот период имели место  неоформленные или частично недооформленные  первичные документы:

– в формах первичных  документов не расшифровывались подписи  бухгалтеров и руководителя;

– в формах ОС-1 не вписаны  номера доверенностей, по которым приняты  к учету объекты основных средств;

– в формах ОС-4 не проставлена  корреспонденция счетов синтетического учета

Такие документы являются основанием для непризнания операций по движению основных средств.

Некорректное внесение исправлений  в данные первичных документов, нарушает п. 4 Приказа Минфина России от 29.07.1983 г. №105 «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете», регламентирующим порядок исправления ошибок в первичных документах. В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и не оговоренные исправления не допускаются. Исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

В нарушение Инструкции по применению плана счетов предприятие  допускает списание материалов при  ликвидации основных средств на себестоимость  без постановки на учет товарно-материальных ценностей. Например, на основании Акта о списании ОС-4 №6 от 19.01.2006 г. были списаны стеллажи. В учете отражено: Д 44 К 91. списанные, таким образом материалы, в частности деревянные полки, принимаются к учету и в дальнейшем используются при ремонте, но при этом не используется счет 10 «Материалы», что снижает контроль за поступлением и использованием материалов.

В нарушение п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н, и п. 9 ПБУ 5/01., были некорректно списаны, в процессе ликвидации основных средств, материалы, пригодные как вторичное сырье. В частности при ликвидации кран-балки в июне 2006 г. полученные металлические конструкции оприходованы ниже текущей рыночной стоимости на дату принятия их к учету. Соответственно значительно занижена сумма, зачисляемая на финансовые результаты.

В ряде случаев имеет место  несоблюдение временного принципа ведения  бухгалтерского учета, т.е. доходы и  расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств  не отражались в бухгалтерском учете  в отчетном периоде, к которому они  относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов. Несвоевременность  отражения операций на счетах бухгалтерского учета влияет на формирование себестоимости  по периодам, и, как следствие, приводит к искажению финансового результата.

Выявлено неверно установленные  сроки полезного использования  для вновь приобретенных, основных средств, в бухгалтерском и налоговом  учете. В частности в феврале 2007 г. при назначении срока полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете ксерокса, установлен минимальный срока полезного использования, установленный в качестве максимального для предыдущей амортизационной группы. То есть срок полезного использования, равный 36 месяцам.

Неверное определение  срока полезного использования  объекта основных средств привело  к неправильному исчислению суммы  амортизации. В результате произошло  искажение себестоимости продукции  и финансовых результатов.

Несмотря на кажущуюся  несложность учета объектов основных средств выявленные грубые нарушения  законодательства о бухгалтерском  учете. Предприятию необходимо провести аудиторскую проверку учета основных средств.

2.4.2 Анализ технического  состояния, структуры и движения  основных средств ЗАО «НЭСКО»

Профессия бухгалтера в России переживает период радикальных изменений. В качественном отношении возникают  новые требования к бухгалтеру как  аналитику. Переход к рыночной экономике  повышает роль бухгалтерского учета  в управлении коммерческими организациями  всех форм собственности. Он становится языком бизнеса. Данные бухгалтерского учета рассматриваются как база, без анализа которой невозможно принять аргументированные управленческие решения. Резко возрастает значение бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и другой финансовой документации в связи с приобретением  ими характера публичной отчетности.

В корне меняется и отношение  к профессии бухгалтера. Участие  в делах предприятия превращает главного бухгалтера в управленческого  профессионала, который может оценить  положение предприятия в развивающемся  мире, и основной смысл деятельности которого подчинен диагностике и  подготовке мер, способствующих сохранению экономической благополучия предприятия  на протяжении всего периода его  существования.

Цель анализа основных средств – объективная оценка состояния основных средств и  изыскания резервов более эффективного их использования на предприятии.

При анализе состояния  и эффективного использования основных средств необходимо ответить на следующие  вопросы:

1) какова доля основных  средств в общей стоимости  активов предприятия;

2) какова обеспеченность  организации и ее структурных  подразделений необходимыми для  производства основными средствами, то естьсоответствует ли потребности  в них фактическое наличие  основных средств;

Информация о работе Учет основных средств