Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:40, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работе является исследование вопросов осуществления бухгалтерского учета, проведение анализа основных средств, разработка предложений по совершенствованию организации учета и рекомендации по повышению эффективности использования основных средств предприятия.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
– произвести анализ теоретических основ бухгалтерского и налогового учета основных средств предприятия;
– раскрыть понятие основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета;
– ознакомиться с организационной структурой объекта исследования;
– ознакомиться с организацией бухгалтерского и налогового учета основных средств на предприятии

Файлы: 1 файл

Пример диплома про основные средства.docx

— 142.47 Кб (Скачать файл)

Изменение первоначальной стоимости  объекта в течение срока его  полезного использования не допускается, кроме следующих случаев:

– достройки;

– дооборудования;

– реконструкции;

– модернизации;

– частичной ликвидации;

– переоценки объектов основных средств.

Результат от изменения первоначальной стоимости объекта относится  на добавочный капитал организации.

Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются с учетом суммовых разниц, возникающих  в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной  сумме в иностранной валюте. Под  суммовой разницей понимается разница  между рублевой оценкой, выраженной в иностранной валюте кредиторской задолженности по оплате объекта  основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу  на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу  на дату ее погашения.

Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства эксплуатируемых основных средств исходя из современных цен и современных условий изготовления аналогичных объектов.

Перевод первоначальной стоимости  основных средств в восстановительную  производится в результате их переоценки.

Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации.

Ликвидационная  стоимость – стоимость полезных отходов, полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в условной оценке.

Различают также амортизируемую стоимость – стоимость, которая будет перенесена на вновь созданный продукт за период эксплуатации соответствующего объекта. Она исчисляется путем исключения из первоначальной стоимости ее ликвидационной части. Если такой части в период ликвидации нет, то амортизируемая стоимость будет совпадать с ликвидационной.

Для оценки основных средств  могут также использоваться:

Страховая стоимость – величина страховой оценки объектов основных средств, подверженных риску повреждения, утраты или уничтожения;

Налогооблагаемая  стоимость – стоимость основных средств, определяемая для целей налогообложения.

1.6 Учет поступления  основных средств

Основные средства могут  поступить на предприятие следующими способами:

1. Приобретение за плату  или в обмен на другое имущество;

2. Внесение учредителями  в качестве вклада в уставный  капитал;

3. По договору дарения  или иными случаями безвозмездного  получения;

4. Сооружение или изготовление;

5. Получение от других  подразделений своего предприятия;

6. Аренда или лизинг;

7. Внесение вклада в  имущество предприятия и др.

Поступившие в организацию  объекты основных средств приходуются  по их первоначальной стоимости. Необходимым  условием для контроля и достоверного учета основных средств является ведение аналитического и синтетического учета.

Аналитический учет поступления основных средств ведется на карточках инвентарного учета основных средств. Они открываются в бухгалтерии на основании формы ОС-1 на каждый объект. Акт составляется на каждый инвентарный объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел, цех предприятия по месту эксплуатации. Форма ОС-1 составляется двумя сторонами – принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления.

Учет основных средств  организуют так, чтобы можно было установить их наличие по каждой классификационной  группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения, историей движения и источникам их приобретения.

Инвентарные карточки и инвентарные  книги заполняются на основе первичных  документов, технических паспортов. Затем инвентарные карточки регистрируются в специальных описях, записи в  которые производятся по классификационным  группам основных средств. В описи  для каждого вида основных средств  отведен раздел, определенный серией инвентарных номеров. Зарегистрированные в описи карточки помещают в картотеку  основных средств, где их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп – по местам нахождения, эксплуатации и видам. Карточки недействующих  основных средств группируют отдельно.

Карточки открывают в  начале января на текущий год. Сначала  в них указывают их наличие  на 1 января. Затем ежемесячно после  записи оборотов за месяц определяют и записывают наличие основных средств  на первое число следующего месяца. По данным карточек составляют оборотную  ведомость движения основных средств, итоги которой сверяют с итогами  Главной книги и на их основании  составляют отчетность о наличии  и движении основных средств.

Передачу основных средств  другим предприятиям оформляют формой ОС-1. На ее основании осуществляют запись о выбытии в инвентарной карточке переданного объекта и отметку  в описи инвентарных карт.

В случае получения объекта  от других подразделений своего предприятия  карточка инвентарного учета перемещается в картотеке в ячейку, где размещены  карточки цеха-получателя.

Синтетический учёт – это обобщенная информация о наличии и движении основных средств и представляет собой запись корреспонденции счетов бухгалтерского и налогового учета предприятия.

Существует ряд основных счетов, предназначенных для внесения данной информации Прежде всего, это  счет 01 «Основные средства» и  счет 08 «Капитальные вложения».

Счет 01 активный, инвентарный, сальдо дебетовое отражает сумму  первоначальной стоимости действующих  или находящихся в запасе и  на консервации собственных основных средств предприятия, оборот по дебету – поступление, по кредиту – выбытие  объектов по разным причинам, по первоначальной стоимости.

Счет 08 «Капитальные вложения»  предназначен для обобщения информации о капитальных вложениях в  основные средства. Счет активный, калькуляционный, сальдо дебетовое отражает сумму  фактических затрат по незаконченному строительству и приобретениям, т.е. по объектам, не сданным в эксплуатацию.

Оприходование основных средств, представленных в собственность  предприятия в счет вклада в уставный капитал, производится в оценке, определенной по договоренности участников.

Передающая сторона в  акте передачи приводит их перечень, указывает  первоначальную стоимость, износ и  цену согласно договоренности. Одновременно должна быть передана вся техническая  документация на эти объекты основных средств.

Безвозмездно полученные основные средства производственного  назначения отражаются в бухгалтерском  учете по дебету счета 01 «Основные  средства» и кредиту счета 87 «Добавочный  капитал», субсчет 3 «Безвозмездно полученные ценности».

1.7 Амортизация  в бухгалтерском и налоговом  учете основных средств

Амортизация основных средств представляет собой денежное выражение возмещения затрат путем перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции, а по объектам непроизводственного назначения – на собственные источники.

Если материалы и сырье  списываются на себестоимость по мере списания в производство в полной сумме, то основные средства – частями.

Понятие амортизации означает процесс перенесения стоимости  основных средств на себестоимость  продукции. Осуществляется этот процесс  путем начисления износа, который  учитывается на счете 02 «Износ основных средств». Этот счет предназначен для  обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объекта. Счет 01 не корреспондирует  со счетом 02.

В балансе этот процесс  отражается уменьшением внеоборотных активов, которые учитываются по остаточной стоимости.

Порядок амортизации основных средств определен разделом 3 «Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств». Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

В бухгалтерском  учете в соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 амортизация не начисляется по:

– используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной  подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд либо для сдачи в аренду;

– объектам основных средств  некоммерческих организаций. По ним  производится начисление износа, в  конце отчетного года, исходя из установленного организацией срока  их полезного использования. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете;

– объектам основных средств, потребительские свойства которых  с течением времени не изменяются.

Стоимость остальных объектов основных средств переносится на затраты по производству и реализации товаров или продукции, выполнению работ либо оказанию услуг в течение  установленного срока их полезного  использования через начисление амортизации.

Согласно п. 23 ПБУ 6/01 начисление амортизации по объекту основных средств не прекращается во все время его использования, кроме периода восстановления продолжительностью более 12 месяцев или перевода на консервацию продолжительностью более 3-х месяцев.

В ПБУ 6/01 и Методических указаниях  предусмотрено четыре способа амортизации:

1) При линейном способе начисления амортизации согласно п. 19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года амортизационные отчисления производятся ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Суммы отчислений одинаковы за весь период эксплуатации.

При применении линейного  метода норма амортизации по каждому  объекту амортизируемого имущества  определяется по формуле:

K = x 100%,

где K – норма амортизации  в процентах к первоначальной стоимости объекта амортизируемого  имущества;

n – срок полезного  использования данного объекта  амортизируемого имущества, выраженный  в месяцах.

2) Способ уменьшаемого остатка. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения не выше 3, установленного организацией. В течение отчетного года амортизационные отчисления производятся ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

3) Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

4) Способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использовании объекта основных средств.

После вступления в силу с 01.01.98 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина  России от 03.09.97 №65н, и сменившего его  с 01.01.2001 ПБУ 6/01 данный способ начисления амортизации формально утратил  силу. Однако, по автомобильному транспорту, который подлежал включению в  вышеуказанные группы основных средств, организация обязана в бухгалтерском  учете применять именно его. В  соответствии с п. 53 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Изменить применяемый ранее способ начисления амортизации по группе однородных объектов организация не имеет права.

В налоговом учете согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

– переданные по договорам  в безвозмездное пользование;

– переведенные по решению  руководства организации на консервацию  продолжительностью свыше трех месяцев;

– находящиеся по решению  руководства организации на реконструкции  и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

В соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ не начисляется амортизация по:

Информация о работе Учет основных средств