Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение учета основных средств.
Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, классификацию и оценку основных средств;
2. Изучить аналитический и синтетический учет основных средств. Учет амортизации, аренды, продажи и выбытия основных средств;
3. Рассмотреть инвентаризацию, переоценку и учет затрат на восстановление основных средств.
Введение
1. Понятие, классификация и оценка основных средств
1.1 Понятие основных средств
1.2 Классификация и оценка основных средств
2. аналитический и синтетический учет основных средств
2.1 Документальное оформление и аналитический учет движения основных средств
2.2 Синтетический учет основных средств
3. Учет амортизации, аренды, выбытия и затрат на восстановление основных средств
3.1 Учет амортизации и аренды основных средств
3.2 Учет продажи и прочего выбытия основных средств
3.3 Учет затрат на восстановление, инвентаризация и переоценка основных средств
Заключение
Список литературы
Операции, связанные с продажей основных средств, предполагают и налоговые обязательства. Вместе с тем некоторые операции по своей экономической и правовой природе не являются реализационными операциями (ликвидация, списание и др.). Эти объекты не должны нести на себе налогового бремени. Во всяком случае, необходимо операции по продаже основных средств отделить от операций по их выбытию.
Можно также использовать и альтернативный вариант, когда все операции по выбытию основных средств будут проводиться через счета 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств" и 91 "Прочие доходы и расходы". Данные операции могут быть отражены в учете следующими проводками:
1. На списание первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств - Д-т 02 "Амортизация основных средств" К-т 01 "Основные средства".
2. Отражение недоамортизированной стоимости объекта - Д-т 91 "Прочие доходы и расходы" К-т 02 "Амортизация основных средств".
3. Учтенная стоимость
Согласно Плану счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
Продажа основных средств
- Д-т 02 "Амортизация основных средств" К-т 01 "Основные средства" - на сумму накопленной амортизации (происходит уменьшение первоначальной стоимости основных средств);
- Д-т 91-3 "Выбытие основных средств" К-т 01 "Основные средства" - на остаточную стоимость объекта.
- В дальнейшем в дебет 91-3 записывают
все расходы, связанные с
- Д-т 91 -3 "Выбытие основных средств" К-т 23 "Вспомогательные производства", 44 "Расходы на продажу" и т. д. - списание затрат, связанных с продажей основных средств;
- Д-т 91 -3 "Выбытие основных средств" К-т 68 "Расчеты по налогам и сборам" - отражение задолженности бюджету по НДС;
- Д-т 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторам", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" К-т 91-3 "Выбытие основных средств" - записываются суммы выручки, причитающиеся к получению;
- Д-т 10 "Материалы" К-т 91-3 "Выбытие основных средств" - учитываются материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объектов (по рыночным ценам).
По окончании отчетного
- Д-т 91-3 "Выбытие основных средств" К-т 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" (это сальдо ежемесячно заключительными оборотами списывается в прибыль организации проводкой Д-т 91-9, К-т 99).
В случае получения убытка запись по счетам имеет вид:
- Д-т 99 "Прибыли и убытки" К-т 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".
Приведенные проводки оформляются до поступления денежных средств на расчетный счет организации, если ее учетной политикой принят метод определения выручки от продажи по отгрузке.
Списание основных средств вследствие непригодности к дальнейшему использованию:
- Д-т 02 "Амортизация основных средств" К-т 01 "Основные средства" - на сумму накопленной амортизации;
- Д-т 91-3 "Выбытие основных средств" К-т 01 "Основные средства" - на остаточную стоимость объекта;
- Д-т 91-3 "Выбытие основных средств" К-т 23 "Вспомогательное производство", "Расчеты с дебиторами и кредиторами" и другие - списание затрат по разборке объекта;
- Д-т 10 "Материалы" К-т 91-3 "Выбытие основных средств" - учитываются материальные ценности, полученные в результате разборки или демонтажа списываемого объекта (учет ведется по рыночным ценам).
Определение финансового результата при ликвидации объекта ведется по счетам:
- при получении прибыли - Д-т 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" К-т 99 "Прибыли и убытки" - на получение прибыли;
- при наличии убытков - Д-т 99 "Прибыли и убытки" К-т 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".
Передача основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций:
- Д-т 02 "Амортизация основных средств" К-т 01 "Основные средства" - на сумму накопленной амортизации;
- Д-т 91-3 "Выбытие основных средств" К-т 01 "Основные средства" - на остаточную стоимость объекта;
- Д-т 91-3 "Выбытие основных средств" К-т 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 23 "Вспомогательные производства" и др. - по расходам, связанным с передачей основных средств;
- Д-т 58 "Финансовые вложения" К-т 91-3 "Выбытие основных средств" - по суммам вклада на договорную стоимость основных средств.
Отражение финансовых результатов - по счетам бухгалтерского учета имеет вид:
- при получении прибыли - Д-т 91 -9 "Сальдо прочих доходов и расходов" К-т 99 "Прибыли и убытки" - на полученную прибыль;
- при наличии убытка - Д-т 99 "Прибыли и убытки" К-т 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" - на сумму полученных убытков.
Безвозмездная передача основных средств:
- Д-т 02 "Амортизация основных средств" К-т 01 "Основные средства" - на сумму накопленной амортизации;
- Д-т 91-3 "Выбытие основных средств" К-т 01 "Основные средства" - на остаточную стоимость объекта;
- Д-т 91-3 "Выбытие основных средств" К-т 68 "Расчеты по налогам и сборам" - по начислениям НДС на переданные основные средства;
- Д-т 91-3 "Выбытие основных средств" К-т 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами", 23 "Вспомогательные производства" и другие - учитываются расходы, связанные с передачей основных средств;
- Д-т 91-9 "Сальдо прочих доходов расходов" К-т 91-3 "Выбытие основных средств" - списываются потери от безвозмездной передачи основных средств;
- Д-т 99 "Прибыли и убытки" К-т 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" - на сумму полученного убытка.
Списание объектов в случае ликвидации, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.
Особенности бухгалтерского оформления списания объектов по перечисленным случаям заключаются в том, что убытки частично могут быть возмещены за счет резервного капитала, страхования, виновных лиц и организаций. Поэтому списание сумм убытка предварительно учитывается на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", а в дальнейшем относятся на соответствующие счета.
В связи с этим при выбытии основных средств используются следующие бухгалтерские проводки:
- Д-т 02 "Амортизация основных средств" К-т 01 "Основные средства" - на сумму накопленной амортизации;
- Д-т 91-3 "Выбытие основных средств" К-т 01 "Основные средства" - на остаточную стоимость объекта.
Отражение сумм убытка, в результате ликвидации объекта основных средств - Д-т 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" К-т 91-3 "Выбытие основных средств".
Отражение сумм убытка полностью или частично отнесенного за счет юридических и физических лиц - Д-т 76 "Расчет с дебиторами и кредиторами", 73 "Расчет с персоналом по прочим операциям" К-т 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Списание убытка за счет резервного капитала (если peзерв создан) -
Д-т 82 "Резервный капитал" К-т 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Списание убытка за счет страхового возмещения, причитающегося к получению от страховых организаций - Д-т 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" К-т 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" (на получение денежных средств оформляются проводки Д-т 51 К-т 76).
Списание недостачи (полностью или частично) за счет расходов организации - Д-т 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" К-т 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Списание суммы полученных убытков, возникших в результате недостачи - Д-т 99 "Прибыли и убытки" К-т 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" [4, с. 190-194].
3.3 Учет затрат на восстановление, инвентаризация и переоценка основных средств
Восстановление объекта
Восстановление основных средств происходит посредством их ремонта (текущего, среднего и капитального). Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года. Основная его цель - поддержание объекта в рабочем состоянии. При среднем ремонте производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей. Как и капитальный ремонт, он осуществляется с периодичностью более одного года. Капитальным ремонтом оборудования и транспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата.
Капитальный ремонт зданий и сооружений - ремонт, при котором производится смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.
Основанием для ремонта
В соответствии с Положением о составе затрат, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года №552, стоимость работ по поддержанию основных производственных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр, на проведение текущего, среднего и капитального ремонта) включаются в состав затрат на производство и расходов на продажу. Иными словами, ремонт производится за счет себестоимости продукции, работ, услуг. Ремонт объектов основных средств непроизводственной сферы осуществляется за счет дохода организации, целевого финансирования и т. д.
Ремонт производится согласно плану,
разработанному исходя из системы планово-
Ремонт основных средств может проводиться хозяйственным и подрядным способом.
В обоих случаях на каждый ремонтируемый
объект составляют ведомость дефектов,
в которой указывают все
При хозяйственном способе
В нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности предлагается на выбор один из нескольких методов отнесения затрат по капитальному ремонту на себестоимость продукции, работ, услуг.
Первый метод предполагает создание
на организации ремонтно-
Этот метод применяется при небольших объемах ремонта и равномерных расходах в течение отчетного периода.
Второй метод предполагает образование ремонтного фонда (резерва). Он создается ежемесячно с отнесением средств на счет 96 "Резервы предстоящих расходов", субсчет "Ремонтный фонд". Образование резерва отражается проводкой: Дт 20 "Основное производство", 44 "Расходы на продажу" и др. Кт 96 "Резервы предстоящих расходов".
Затем фактические затраты на ремонт основных средств списываются за счет созданного резерва, т. е. составляются проводки: Дт 96 "Резервы предстоящих расходов" Кт 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.
В конце года на счете 96 остаются суммы неиспользованного резерва, которые: относятся на доходы Дт 96 Кт 91 (сумма экономии или cyммы, образовавшиеся в связи с сокращением объема работ); переносятся на следующий год, если ремонт не завершен.
Третий метод предполагает отнесение
фактических произведенных
Третий метод предполагает отнесение фактически произведенных затрат на расходы будущих периодов. В этом случае фактически произведенные расходы на ремонт основных средств отражаются проводкой Дт 97 Кт 10 и др. Собранные на счете 97 "Расходы будущих периодов" субсчет "Ремонтный фонд", затраты в дальнейшем списываются на затраты производства или расходы на продажу равномерно в течение периода ремонта, т. е. Дт 20, 44 Кт 97.