Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение учета основных средств.
Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, классификацию и оценку основных средств;
2. Изучить аналитический и синтетический учет основных средств. Учет амортизации, аренды, продажи и выбытия основных средств;
3. Рассмотреть инвентаризацию, переоценку и учет затрат на восстановление основных средств.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, классификация и оценка основных средств
1.1 Понятие основных средств
1.2 Классификация и оценка основных средств
2. аналитический и синтетический учет основных средств
2.1 Документальное оформление и аналитический учет движения основных средств
2.2 Синтетический учет основных средств
3. Учет амортизации, аренды, выбытия и затрат на восстановление основных средств
3.1 Учет амортизации и аренды основных средств
3.2 Учет продажи и прочего выбытия основных средств
3.3 Учет затрат на восстановление, инвентаризация и переоценка основных средств
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 88.81 Кб (Скачать файл)

Следует иметь в виду, что на стоимость возвратных материальных ценностей, полученных в результате проведения ремонта, уменьшается сумма  затрат на капитальный ремонт что  оформляется проводками:

- Дт 10, Кт 23 - при первом методе;

- Дт 10, Кт 96 - при втором методе;

- Дт 10, Кт 97 - при третьем методе.

При капитальном ремонте, осуществляемом подрядным способом, все затраты  по ремонту основных средств отражаются в бухгалтерском учете подрядчика. Работы осуществляются на основании  договора подряда. По окончании ремонта  объект принимается на основании  акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных  объектов (ф. №ОС-3). Акт подписывается  работником структурного подразделения  организации, уполномоченного на приемку  основных средств, и представителем организации, производившего работы и  сдается в бухгалтерию организации. Затем акт подписывается главным  бухгалтером и утверждается руководителем  организации. В технический паспорт  соответствующего объекта основных средств вносятся необходимые изменения  в характеристику объекта, связанные  с выполнением видов работ.

Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации, второй передают организации, проводившей  ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости  работ. На стоимость законченных  капитальных работ подрядчики представляют организации счета, на основании  которых составляются проводки:

1. Дт 20 "Основное производство" или Дт 96 "Резерв предстоящих расходов", или Дт 97 "Расходы будущих периодов" Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму принятых ремонтных работ.

2. Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - по принятым ремонтным работам.

3. Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кт 51 "Расчетный счет" - при оплате счетов подрядчиков [5, c. 216-219].

Переоценка - периодическое уточнение  восстановительной стоимости объектов основных средств с целью приведения ее в соответствие с современным уровнем рыночных цен.

Переоценки последних лет осуществлялись в условиях, когда значительная часть  государственной собственности  трансформировалась в акционерные  и другие формы на фоне высокой  инфляции. В результате по многим инвентарным  объектам балансовая стоимость стала  намного ниже реальной. Проведение периодических переоценок основных средств с целью определения их реальной стоимости было объективно необходимым.

Переоценке подлежат все основные средства, находящиеся в собственности  организаций, их хозяйственном ведении, оперативном управлении и долгосрочной аренде с правом выкупа.

Согласно нормативным документам, организациям предоставлено право  не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты  основных средств по восстановительной  стоимости путем либо индексации (по балансовой стоимости отдельных  объектов с применением индексов изменения стоимости основных средств, дифференцированных по типам зданий и сооружений, видам машин и  оборудования, транспортных средств  и др., по регионам, периодам изготовления, приобретения) либо прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации (счет 83).

Рыночные цены на объекты основных средств могут быть установлены  на основании:

- данных организаций-изготовителей  о ценах на аналогичную продукцию  (в письменном виде);

- сведений об уровне цен, имеющихся  у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций,  опубликованных в средствах массовой  информации и специальной литературе;

- экспертных заключений о стоимости  объектов основных средств (экспертами-оценщиками).

При переоценке определяется полная и остаточная восстановительная  стоимость.

Полная восстановительная стоимость - это стоимость всех затрат, которые  будут осуществлены организацией при  замене объектов основных средств на аналогичные новые объекты по рыночным ценам.

Под остаточной восстановительной  стоимостью понимается стоимость основных средств после переоценки с учетом начисленной амортизации (сумма  амортизации увеличивается пропорционально  полной стоимости основных средств).

В бухгалтерском учете результаты увеличения (уменьшения) переоценки основных средств производственного назначения отражают на счете 83 "Добавочный капитал".

Результаты переоценки основных средств  могут быть отражены следующими проводками:

- на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов  производственного назначения - Дт 01 Кт 83; арендуемые объекты производственного назначения - Дт 03 Кт 83;

- на уменьшение первоначальной (восстановительной) стоимости основных  средств производственного назначения - Дт 83 Кт 01;

- арендуемые объекты производственного  назначения в случае аренды  имущественного комплекса - Дт 83 Кт 03;

- на повышение суммы амортизации  при переоценке основных средств  - Дт 83, Кт 02;

- на уменьшение суммы амортизации  при переоценке основных средств  - Дт 02 Кт 83;

- при дооценке оборудования к установке и незавершенного строительства производственного назначения при их переоценке - Дт 07, 08 Кт 83;

- при уценке оборудования к  установке и незавершенного строительства  производственного назначения в  результате их переоценки - Дт 83 Кт 07, 08 [1, с.175-179].

До начала инвентаризации проверяются: наличие и состояние инвентарных  карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, технических паспортов или  иной технической документации; наличие  документов на основные средства, сданные  или принятые организациям в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение  или оформление.

При инвентаризации основных средств  комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические  или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет  наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в  собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, которые  в регистрах бухгалтерского учета  отсутствуют или по ним указаны  неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Неучтенные объекты, выявленные инвентаризацией, оцениваются по рыночным ценам, а  износ определяют по фактическому техническому состоянию объектов с оформлением  сведений об оценке и износе соответствующими актами. В случае, когда отдельные  выявленные объекты основных средств  неправильно числятся в составе  малоценных и быстроизнашивающихся предметов, их переводят в состав основных средств путем внесения в инвентаризационную опись.

Основные средства вносятся в инвентаризационные описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его  основное назначение, то он вносится в  опись под наименованием, соответствующим  новому назначению.

Если комиссией установлено, что  работа капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений  и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных  конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о производственных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально  с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, году выпуска, назначению, мощности. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т. д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации  и учитываемые на типовой инвентарной  карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием  количества этих предметов.

На основные средства, не подлежащие восстановлению, комиссия составляет отдельную опись с указанием  времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших их к непригодности (порча, полный физический износ и  т. п.).

По арендованным объектам составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются сведения об арендодателе и сроке аренды.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического количества имущества с данными бухгалтерского учета регулируются соответствующими нормативными документами.

Излишек имущества приходуется  по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая  сумма зачисляется на финансовые результаты и оформляется проводкой - Дт 01 "Основные средства" Кт 91 "Прибыли и убытки".

При недостаче и порче объектов проводятся следующие записи:

- дт 02 "Амортизация основных средств" Кт 01 "Основные средства" - на сумму накопленной амортизации;

- дт 91/3 "Выбытие основных средств" Кт 01 "Основные средства" - на остаточную стоимость объекта.

При выявлении конкретных виновных лиц недостающие или испорченные  объекты оценивают по рыночным ценам, оформляют проводкой: Дт 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" Кт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Если виновные лица не установлены  или суд отказал во взыскании  с них убытков, то убытки от недостачи  имущества и его порчи списываются  на финансовые результаты организации: Дт 91/9 "Сальдо доходов и расходов" Кт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"; одновременно делается запись: Дт 99 "Прочие доходы и расходы" Кт 91/9 "Сальдо доходов и расходов" [11, 224-227].

В таблице 4 представлена корреспонденция  счетов по учету результатов инвентаризации.

Таблица 4. Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

 

1.

Учтены выявленные излишки  основных средств

01

91

 

2. Учет недостачи основных  средств

       

2.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

 

2.2.

Списание амортизации  по основному средству

02

01-B

 

2.3.

Учет недостачи по остаточной стоимости

94

01-B

 

3. Списание недостачи  за счет виновных лиц

       

3.1.

Остаточная стоимость

73-2

94

 

3.2.

Превышение рыночной стоимости

73-2

98

 

3.3.

Получена сумма в счет погашения недостачи

50,51

73-2

 

3.4.

Списана разница между  рыночной и остаточной стоимостью

98

91

 

4.

Списание недостачи за счет организации

91

01

 
         

 

Заключение

Основные средства - это часть  имущества, используемая организацией в течение длительного времени (более 12 месяцев) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях.

Для принятия к учету активов  в качестве основных средств должны быть одновременно выполнены четыре условия:

- использование для производства  продукции, при выполнении работ,  оказании услуг либо для целей  управления организацией;

- использование в течение длительного  времени, т.е. срок полезного  использования должен превышать  12 месяцев или обычный операционный  цикл;

- не предполагается последующая  перепродажа таких активов;

- приобретение активов связано  с намерением получить в будущем  экономическую выгоду.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые  машины и оборудование, измерительные  и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и  принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние  насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются  также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные  участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные  ресурсы).

Основные средства, предназначенные  исключительно для предоставления за плату во временное владение и  пользование или во временное  пользование с целью получения  дохода, отражаются в бухгалтерском  учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в  материальные ценности (счет 03). Другие основные средства должны быть учтены на счете 01 "Основные средства".

Активы, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском  учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения  сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации  должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Группировать основные средства можно  по: видам и выполняемым функциям, отраслевой принадлежности, характеру  участия в производственном процессе, назначению, имеющимся правам, степени  использования.

Основные средства принимаются  к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Информация о работе Учет основных средств