Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства;
проанализировать бухгалтерский учет движения основных средств;
выдвинуть предложения по совершенствованию учета основных средств на предприятию.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 170.91 Кб (Скачать файл)

- вознаграждения, уплачиваемые  посреднической организации и  иным лицам, через которых приобретен  объект основных средств;

- иные затраты, непосредственно  связанные с приобретением, сооружением  и изготовлением объекта основных  средств.

Не включаются в фактические  затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств  общехозяйственные и иные аналогичные  расходы, кроме тех случаев, когда  они непосредственно связаны  с приобретением, сооружением или  изготовлением основных средств.

Если основные средства приобретаются  по договорам, предусматривающим оплату в рублях в сумме, эквивалентной  сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), фактические затраты  определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом возникающих в этих случаях  суммовых разниц.

Под суммовой разницей следует  понимать разницу между рублевой оценкой, выраженной в иностранной  валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате основных средств, исчисленной по официальному или  иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения до принятия основных средств к бухгалтерскому учету.

Если основные средства изготовлены  самой организацией, первоначальная стоимость определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих основных средств. Учет и формирование затрат, в данном случае, осуществляется в порядке, установленном для учета затрат соответствующих видов продукции, изготавливаемых в этой организации.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная  учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом, под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При определении текущей  рыночной стоимости могут быть использованы данные:

- о ценах на аналогичные  основные средства, полученные в  письменной форме от организаций-изготовителей;

- сведения об уровне  цен, имеющиеся у органов государственной  статистики, торговых инспекций,  а также в средствах массовой  информации и специальной литературе;

- экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости  отдельных объектов основных  средств.

В особом порядке определяется первоначальная стоимость основных средств, полученных по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств (оплату) неденежными  средствами. Первоначальной стоимостью в этом случае признается стоимость  ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или  подлежащих передаче организацией, стоимость  основных средств определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых  обстоятельствах приобретаются  аналогичные основные средства.

Основные средства, полученные по договору доверительного управления имуществом, учитываются в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации  от 28 ноября 2001 года №97н «Об утверждении  указаний об отражении в бухгалтерском  учете организаций операций, связанных  с осуществлением договора доверительного управления имуществом».

Следует обратить внимание на пункт 32 Методических указаний №91н, в соответствии с которым в первоначальную стоимость основных средств, независимо от способа их поступления, включаются также фактические затраты организации на доставку основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Каждая организация ежегодно, перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности, проводит инвентаризацию всех активов и обязательств. Если при проведении инвентаризации выявлены неучтенные объекты основных средств, то они принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости.

2. Восстановительная стоимость. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

С течением времени происходит отклонение первоначальной стоимости  основных средств от первоначальной стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или изготавливаемых  в более поздние периоды. Для  того чтобы устранить возникающие  отклонения и производится переоценка основных средств.

Целью переоценки объектов основных средств является определение  реальной стоимости объектов основных средств путем приведения их первоначальной стоимости в соответствие с рыночными  ценами и условиями воспроизводства  на дату переоценки.

В соответствии с пунктом 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация  может не чаще одного раза в год, на начало отчетного года, переоценивать  группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Переоценка производится путем  индексации или прямого пересчета  по документально подтвержденным рыночным ценам.

Под текущей (восстановительной) стоимостью понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта. При определении этой стоимости  могут быть использованы следующие  данные:

- данные на аналогичную продукцию, полученную от организаций-изготовителей;

- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций;

- сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;

- оценка бюро технической инвентаризации;

- экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.

Принимая решение о  переоценке основных средств, входящих в однородную группу объектов, организации  должны помнить, что в последующем  придется регулярно проводить переоценку, чтобы стоимость указанных объектов, по которой они отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности, существенно  не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Перед проведением переоценки основных средств проводится подготовительная работа, в частности оформляется  приказ или иной распорядительный документ о проведении переоценки, подготавливается перечень объектов основных средств, подлежащих переоценке. В перечне указывается точное наименование объектов, дата их приобретения, сооружения, изготовления, дата принятия объектов к бухгалтерскому учету. Проводится также проверка наличия этих объектов.

В соответствии с пунктом 46 Методических указаний №91н  исходными данными для переоценки являются:

- первоначальная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость, если объект ранее уже подвергался переоценке, по состоянию на 31 декабря предыдущего отчетного года;

- сумма начисленной на эту же дату амортизации за все время использования объекта;

- документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов на 1 января отчетного года.

При переоценке производится пересчет первоначальной стоимости, текущей (восстановительной) стоимости, если объект уже переоценивался, а также суммы  начисленной амортизации.

Результатом переоценки может  быть как дооценка, так и уценка объекта основных средств.

3. Остаточная стоимость. Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой накопленной амортизации.

Начисляется амортизация  исходя из срока полезного использования объекта основных средств.

Под сроком полезного использования понимается период, в течение которого использование объекта основных средств призвано служить для выполнения поставленных целей деятельности организации и приносить доход организации. В связи с этим организация должна возместить себе затраты, связанные с приобретением основного средства, в течение срока его полезного использования.

Срок полезного  использования определяется организацией при поступлении объекта основных средств в организацию исходя из:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и  других ограничений использования этого объекта (например срок аренды).

Срок полезного  использования основного средства – это период, в течение которого организация должна возместить себе первоначально понесенные затраты. А в каком размере должно происходить такое возмещение? Для определения конкретной суммы амортизационных отчислений, возмещаемой организацией в течение отчетного периода, применяются различные способы начисления амортизации.

Остаточная стоимость  основных средств равна разности между первоначальной стоимостью основных средств и суммой накопленной амортизации. Основные средства отражаются в балансе по остаточной стоимости, поэтому ее называют балансовой стоимостью.

 

    1. Документальное оформление движения основных средств

 

Движение основных средств  связано с осуществлением хозяйственных  операций по поступлению, внутреннему  перемещению и выбытию основных средств. указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая  руководителем организации. Для  оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска  заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный  объекту инвентарный номер, место  использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию  предприятия. К акту прилагают техническую  документацию, относящуюся к данному  объекту (паспорт, чертежи и др.).

Поступившее оборудование оформляется  актом о приемке оборудования (ф. ОС-14), а сдача его в монтаж – актом о приемке – передачи оборудования в монтаж (ф. ОС-15). Выявленные дефекты в оборудовании отражаются в акте о выявленных дефектах в оборудовании (ф. ОС-16).

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие  записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую  документацию передают в технический  или другой отделы предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт  составляют в двух экземплярах –  для сдающей и принимающей  основные средства организации.

Приемку законченных работ  по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных  вложений, оформляют актом приемки-сдачи  отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3). В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией. Акт подписывают работник отдела, уполномоченный на приемку основных средств, и представитель предприятия, производящего реконструкцию и модернизацию, и сдают его в бухгалтерию предприятия, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если его ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, то акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру для обеих сторон).

Внутреннее перемещение  основных средств из одного отдела в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (ф. № ОС-2). Она должна содержать фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя; основание для перемещения основных средств; название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта; подписи сдатчика и получателя и некоторые другие данные. Накладную выписывает в двух экземплярах работник отдела-сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств (ф. № ОС-4), а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4 а).

В актах о ликвидации основных средств указывают техническое  состояние и причину ликвидации объекта, первоначальную стоимость, сумму  износа, затраты по ликвидации, стоимость  материальных ценностей (запасных частей, металлолома и др.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от ликвидации, превышение выручки над расходами по ликвидации или расходов над суммами выручки.


 

 

 

Глава 2. Бухгалтерский учет движения основных средств

2.1. Синтетический и аналитический учет поступления основных средств

Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные  вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие  доходы и расходы», а при необходимости  и забалансовые: 001 «Арендованные  основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду», 010 «Износ основных средств», в том числе субсчета «Износ жилищного фонда», «Износ объектов внешнего благоустройства» и др.

Аналитический учет представляет собой  пообъектный учет основных средств  и ведется в инвентарных карточках по форме № ОС-6. Карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов, которым присваивается инвентарный номер.

Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к  классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации  основных средств, включаемых в амортизационные  группы», а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов о приеме-передаче (ф. № ОС-1, ОС- 1а. ОС-16), актов на списание основных средств (ф. № ОС-4, ОС-4а, ОС-46), технических паспортов и других документов.

В инвентарные карточки не следует  вносить все показатели технической  документации. Заполненные карточки регистрируют в описях типовой формы. Описи карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным  группам (видам) объектов основных средств. Некоторые организации учитывают основные средства в инвентарной книге и описи не ведут.

Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) составляются в одном  экземпляре и хранятся в бухгалтерии  организации. В случае когда в  результате реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, частичной  ликвидации и переоценки объекта  основных средств произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная  карточка, а старая сохраняется как  справочный документ.

В картотеке бухгалтерии инвентарные  карточки располагаются по отраслевым группам основных средств (промышленность, транспорт, строительство и др.), а внутри этих групп по месту нахождения объектов (цех. отдел), по видам (здания, сооружения и т.д.) с подразделением на производственные и непроизводственные.

Информация о работе Учет основных средств