Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета поступления материалов и расчетов с поставщиками. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативную базу учета поступления материалов и расчетов с поставщиками;
изучить порядок отражения операций по учету материалов в теоретическом и практическом аспектах;
выявить недостатки в системе учета и контроля в организации, на базе которой проводилось данное исследование и предложить меры по регулированию учетного процесса.
1. Экономическое содержание учета материалов
1.1 Сущность и задачи учета поступления материалов и расчетов с поставщиками
1.2 Краткая экономическая характеристика ООО «Импульс».
1.3 Учетная политика ООО «Импульс»
2. Бухгалтерский учет поступления материалов и расчетов с
поставщиками ООО «Импульс»
2.1 Документальное оформление поступления материалов, аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками в ООО «Импульс».....................
2.2 Организация складского учета материалов и его связь с учетом в бухгалтерии
2.3 Организация учета поступления материалов
3. Совершенствование бухгалтерского учета поступления и наличия материалов в ООО «Импульс»
Заключение
Список использованных источников
Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих ценностей на склад).
Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).
Учет транспортно-
В бухгалтерском
учете к транспортно-
В состав транспортно-заготовительных расходов входят:
— расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
— расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.
Транспортно-заготовительные расходы (далее - ТЗР) организации принимаются к бухгалтерскому учету одним из следующих способов:
— путем отражения ТЗР на отдельном счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно расчетным документам поставщика с последующим их отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
— путем отражения ТЗР на отдельном субсчете, открываемом к счету 10 «Материалы»;
— путем непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединения к договорной цене материала, присоединения к денежной оценке вклада в уставный капитал, внесенный в форме материалов, присоединения к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов, что и применяется в ООО «Импульс».
Транспортно-заготовительные расходы учитываются по отдельным видам и/или группам материалов.
Транспортно-заготовительные расходы или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.).
Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.
Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.
Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов. Акт о приемке материалов составляется не менее чем в двух экземплярах.
Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.
Организация должна принимать меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению от него расчетных документов.
Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце либо в следующем месяце до составления в бухгалтерии соответствующих регистров по приходу материалов, они учитываются в общеустановленном в данной организации порядке.
Неотфактурованные поставки приходуются по счетам учета материалов (в зависимости от назначения принимаемых материалов).
При этом материалы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам.
В случае если
организация использует в качестве
учетных цен фактическую
После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов.
Одновременно уточняются расчеты с поставщиком.
Недостачи и порча материалов, выявленные при их приемке, в ООО «Импульс» учитываются в следующем порядке:
1) сумма недостач и порчи материалов в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и/или испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и НДС, относящиеся к ним, не учитываются.
Когда в Обществе при приемке материалов, поступивших от поставщиков, выявляются недостача или порча, то сумма недостачи в пределах предусмотренных в договоре величин относится при оприходовании материалов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от их порчи;
2) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.
В фактическую себестоимость включаются:
— стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без НДС). Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;
— сумма транспортно-
— сумма НДС, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.
Сумма недостачи и порчи материалов сверх предусмотренных в договоре величин, предъявленная в виде претензии поставщикам, относится в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям») с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Аналогично
учитываются претензии к
Аналитический учет по субсчету 76-2 «Расчеты по претензиям» ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям. Как правило, суммы, поступившие по ранее предъявленным претензиям, отражаются по кредиту субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям» в корреспонденции счетом 51 «Расчетные счета».
Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, другого завышения сумм расчетного документа, о чем Общество письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.
Возможны случаи, когда отсутствуют основания для предъявления претензии и/или иска или суд отказал во взыскании сумм потерь с поставщиков. В этих случаях сумма, ранее отнесенная в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»), списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В последующем суммы недостач, учтенные на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», списываются в следующем порядке:
— недостача материалов и их порча списываются со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в пределах норм естественной убыли на счета учета затрат на производство и/или на расходы на продажу;
— сверх норм - за счет виновных лиц.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи материалов и их порчи списываются на финансовые результаты организации (счет 91 «Прочие доходы и расходы»).
В ООО «Импульс» операции по учету недостач и потерь, обнаруженных при приемке материалов, отражаются проводками, приведенными в таблице 6.
При вынесении судом решения о взыскании с поставщика сумм недостач и потерь материалов сверх предусмотренных в договоре величин в бухгалтерском учете поставщика сумма продажи, ранее отраженная по дебету счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (или счета 51 «Расчетные счета») и кредиту счета 90 «Продажи», сторнируется на взысканную покупателем сумму недостач и потерь.
Таблица 6 - Основные операции по учету недостач и потерь, обнаруженных при приемке материалов
№ п/п |
Содержание хозяйственных операций |
Корреспондирующие счета | |
Дебет |
Кредит | ||
1 |
Выявлена недостача материалов в пределах норм естественной убыли при их приемке (до момента их принятия к бухгалтерскому учету) |
94 |
60 |
2 |
Выявлена недостача материалов сверх норм естественной убыли при их приемке (до момента принятия материалов к бухгалтерскому учету) |
76-2 |
60 |
3 |
Предъявлены претензии поставщикам по несоответствиям цен, тарифов, ошибкам в счетах, выявленным при приемке материалов (до момента принятия материалов к бухгалтерскому учету) |
76-2 |
60 |
4 |
Отражено поступление на расчетный счет сумм по ранее предъявленным претензиям |
51 |
76-2 |
5 |
Отражен отказ судом во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций, ранее предъявленных в виде претензий |
94 |
76-2 |
6 |
Списана на затраты
на производство (расходы на продажу)
стоимость недостающих материал |
20, 23, ...,44 |
94 |
7 |
Списаны суммы недостач материалов сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц и в случаях отказа суда во взыскании ущерба с виновных лиц ввиду необоснованности иска |
91 |
94 |
Одновременно указанная сумма отражается обычной записью по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (или счета 51 «Расчетные счета») и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
При перечислении сумм покупателю счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» дебетуется в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета».
Поставщик должен также сторнировать обороты по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 43 «Готовая продукция».
Восстановленная таким образом на счете 43 «Готовая продукция» сумма списывается затем в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
3. Совершенствование
бухгалтерского учета
В процессе проведения исследований по данной теме в организации были выявлены следующие недостатки:
1. Плохо организовано разделение
труда, т.е. нет документов четко определяющих
обязанности каждого отдельного работника
предприятия. Не
ведется работа по унификации
и анализу должностных инструкций. В следствии
этого возникают различного рода накладки,
связанные с несвоевременной подготовкой документов,
получением информации, необходимой
главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.
Таким образом, будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников организации.
2. Отсутствует график документооборота.
Это является значительным
упущением, так как точное соблюдение
графиков документооборота способствует
своевременному и полному отражению в
учетных регистрах совершаемых хозяйственных
операций.
Главному бухгалтеру следует составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.
3. В целях недопущения
подделки документации
4. Наиболее
значительным недостатком
При автоматизации складского учета значительно снизится трудоемкость кладовщика и бухгалтерии: все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные ведомости) составляются на машинах.