Учет расчетов по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Налоговая система Республике Беларусь
1.1 Налоги, основные понятия и функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Формирование налоговой системы Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2. Учет расчетов по налогам и сборам

2.1 Организация учета налогов и сборов в Полоцком районном потребительском
Обществе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.2 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым из выручки
организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

2.3Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым
из прибыли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

2.4 Отчетность по расчетам с бюджетом по налогам и сборам. . … . . . . . . . . . . . . . . . . 30

3.Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. . . 35

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 100.06 Кб (Скачать файл)

Принцип равенства и справедливости налогов тесно связан с принципами их определенности, однозначности и  удобства уплаты. Налоговая система  должна быть построена так, чтобы  добросовестный налогоплательщик в  ней свободно ориентировался и был  полностью уверен в правильности своих действий. Такая уверенность  дает экономическую свободу и  реальные перспективы для развития.

Большой недостаток белорусской  налоговой системы существует в  зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепи налоговых нарушении по другим платежам и к соответствующим финансовым санкциям, которые могут превышать недоплаченную сумму в 5 - 6 и более раз.

Налоговые законы должны быть законами прямого действия, тогда  они будут одинаково трактоваться налогоплательщиками и налоговыми органами. Многочисленные методические указания, письма, разъяснения перегружены  ненужными деталями, запутывающими методику, написаны тяжелым для понимания языком. Они идут нескончаемым потоком через печать и не всегда вовремя доходят до своего адресата.

Сложность налоговых инструкций и их множество привело к тому, что для правильного начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые  опытные аудиторы. Рядовые бухгалтеры не в состоянии овладеть всем объемом  налоговой информации, уследить за ее изменениями и потому допускают ошибки, чреватые немалыми финансовыми потерями для предприятий.

Налоговая система не может  быть абсолютно простой, сведенной  до двух - трех налогов. Подобные проекты  разрабатывались учеными разных стран и не имели успеха. Вместе с тем, усложнения должны быть оправданы  реальной необходимостью и приносить бюджету ощутимый эффект. В противном случае от них нужно отказаться, соизмерив результативность с затратами труда на осуществление тех или иных требовании.

Установленные формы налоговых  отчетов также не совершенны. Они  сверх меры перегружены информацией. Например, при наличии полного  объема компьютерных данных о налогоплательщике, каждый расчет должен сопровождаться обязательными реквизитами, включающими номера кодов налоговой инспекции и налогоплательщика, его полное наименование, адрес, номер телефона, фамилию ответственного лица, в то время как достаточно было бы указать лишь учетный номер и наименование предприятия.

С каждым годом налоговая  система совершенствуется путем  упрощения порядка исчисления налогов  и сборов, а также снижения налоговой  нагрузки на налогоплательщиков.

Налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам и сборам. Цель налогового учета исключительно состоит в полной и достоверной информации об объектах налогообложения, о сумме налоговых платежей в бюджет.

Задачами учета  расчетов с бюджетом по налогам и  сборам являются:

    1. обеспечение эффективности расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
    2. своевременное перечисление платежей в бюджет;
    3. соблюдение правил ведения налоговых деклараций и других документов;
    4. своевременное и правильное отражение расчетов в учете;
    5. своевременное и правильное составление бухгалтерской и статистической отчетности.

 

Одним из важнейших принципов, построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения.

Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих  требований:

 

  • налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

 

  • налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;

 

  • налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;

 

  • административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

 

Налоговые системы, построенные  и функционирующие на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики.

 

Характерным признаком научной  обоснованности и устойчивости национальных систем налогообложения является совпадение провозглашенных в законе и реально действующих налоговых форм. В налоговых законодательствах такого соответствия пока не достигнуто, что связано с трудностями перехода к рынку. Провозглашенные принципы налогообложения остаются пока не реализованными на практике. Не соблюдается принцип однократности налогообложения, эластичности налоговых ставок, равнонапряженности налоговых изъятий. Допускается избирательный подход к определению системы налоговых льгот и санкций для отдельных налогоплательщиков.

 

Определение целесообразности состава и структуры перераспределения  финансовых ресурсов от центра к регионам требует, в свою очередь, тщательной ревизии государственных расходов. Оптимизация этих расходов – одно из объективных условий для создания рационального налогообложения.

 

Принцип стабильности налоговой системы характеризуется не только длительным постоянством состава налогов, условий сбора, но и закреплением за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы. Во многих зарубежных налоговых системах законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и установлена система их налоговых взаимоотношений. Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства.

 

Налоговое устройство в любом  государстве предполагает сохранение принципа единства налоговой системы, в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего ее реформирования. Этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах.

 

Таким образом, налоговая  система любого государства создается  сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Формирование Налоговой системы

 Республики  Беларусь

 

Новая, ориентированная на рынок налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере.

 

Нарастающий экономический  кризис обострил проблему мобилизации  доходов в государственный бюджет и поэтому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентируясь на ужесточение налогового режима, разработчики налогов не смоделировали своих решений на платежеспособность налогоплательщиков и получили результат обратный ожидаемому: началось массовое уклонение от уплаты налогов и сокращение налоговой базы. В белорусской экономике явно обозначилась ситуация, когда по образному выражению оказалось, что «налог убит налогом». Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.

 

С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшили уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Она все более утяжелялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений, из дебрей которых выпутаться были способны лишь немногие высокопрофессиональные специалисты.

 

С целью усиления контроля за исполнением государственных  средств большинство внебюджетных фондов с 1998 г. были преобразованы в  целевые бюджетные фонды, что, однако не изменило общего уровня налоговой нагрузки. Следует заметить, что непредсказуемость налоговых нововведений вызывает наибольшую негативную реакцию налогоплательщиков, так как лишает их возможности составлять бизнес-план даже на год вперед. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов.

 

Основой единой налоговой  системы является Налоговый кодекс Республики Беларусь, принятый 19 декабря 2002 года. На сегодняшний день вступила в силу, и действует Общая часть кодекса и его Особенная часть (Принятая Палатой Представителей и одобренная Советом Республики 18 декабря 2009 года)[прил.1], которые устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулируют властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливают права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений.

 

 

Статья 8 Налогового кодекса  Республики Беларусь устанавливает  следующие виды республиканских налогов и сборов (пошлин):

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налоги на доходы;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • экологический налог;
  • налоги с пользователей природных ресурсов;
  • налоги на имущество;
  • земельный налог;
  • дорожные налоги и сборы;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • гербовый сбор;
  • оффшорный сбор;
  • консульский сбор;
  • государственная пошлина;
  • регистрационные и лицензионные сборы;
  • патентные пошлины.

 

 

К настоящему времени в  республике практически создана  систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, которая, несмотря на ее объемность, позволяет плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств. Все это не означает, однако, что налоговая система и налоговое законодательство достигли своего совершенства. И на сегодняшний день актуальность совершенствования внутренней структуры налогов сохраняется.

Налоговая база (основа налогообложения)- часть объекта обложения, образующаяся в результате  учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Конечно, следует учитывать, что из всей совокупности налогов  и сборов, образующих налоговую систему  республики, в качестве основных, зависящих  от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и добавленную стоимость. Основанием для уплаты других налогов является либо соответствующая специфика деятельности, например выпуск подакцизных товаров или ввоз таких товаров на территорию республики, либо совершение налогоплательщиком или в пользу налогоплательщика определенных действий (например, уплата госпошлины). Некоторые налоги имеют четко выраженную стимулирующую направленность (к примеру, экологический налог – как инструмент, побуждающий к рациональному использованию природных ресурсов).

 

Налог на прибыль:

 

Налоговая база

 Объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль (разница между выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и затратами по производству и их реализации), уменьшенная на расходы, учитываемые при налогообложении.

 

 Ставка

 Прибыль организаций  облагается налогом по ставке 24 процента.

 

 Налоговый период

 Налоговым периодом  по налогу на прибыль признается  календарный год, а отчетным  периодом — календарный месяц.  Налоговые декларации представляются плательщиками в налоговые органы не позднее 20-го, а налог подлежит уплате не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Сумма налогового обязательства отражается в налоговых декларациях нарастающим итогом с начала года.

 

 Прибыль, освобождаемая от налога на прибыль

 От налогообложения  налогом на прибыль освобождается  в том числе:

 

  • прибыль организаций, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;

Информация о работе Учет расчетов по налогам и сборам