Учет расчетов по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Налоговая система Республике Беларусь
1.1 Налоги, основные понятия и функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Формирование налоговой системы Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2. Учет расчетов по налогам и сборам

2.1 Организация учета налогов и сборов в Полоцком районном потребительском
Обществе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.2 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым из выручки
организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

2.3Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым
из прибыли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

2.4 Отчетность по расчетам с бюджетом по налогам и сборам. . … . . . . . . . . . . . . . . . . 30

3.Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. . . 35

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 100.06 Кб (Скачать файл)

Организации должны представлять годовую бухгалтерскую  отчетность в течение 90 дней по окончании  года, если иное не предусмотрено законодательством, а квартальную – в случаях, предусмотренных законодательством, – не позднее 30 дней по окончании квартала. В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями организации или общим собранием.

Таким образом, бухгалтерская и статистическая отчетность выступает средством  наблюдения пользователей за работой  организации путем представления в сжатом виде информации об основных показателях ее хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Совершенствование учета расчетов с бюджетом

по  налогам и сборам

 

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы  соответствующие экономические  условия. В связи с развитием  рыночных отношений в Республики Беларусь к механизму налогообложения стали предъявляться высокие требования. Он должен содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечивать заинтересованность в результатах своего труда производителей и работников. И в то же время побуждать предприятия эффективно использовать фонды, товарно-материальные запасы, сокращать производственные расходы. Налогообложение должно быть предельно простым, легко доступным для восприятия любым плательщиком, 
а также должно быть цельным. Отдельные элементы налогообложения должны быть взаимосвязаны, согласованы между собой и дополнять, а не дублировать друг друга.

Организацию работы с налогоплательщиками  по выполнению этой задачи ведет Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Качество ее работы предопределяет формирование бюджета страны и развитие предпринимательства в Республике Беларусь. Однако, обилие налогов, сборов, пошлин не всегда поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствуют эффективному пополнению государственной казны. Большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность не только создает трудности в финансовом планировании, но и в самих расчетах.

Большое количество налогов  усложняет механизм налогообложения  в целом, порождает излишний документооборот и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному повышению цен. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям быта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.

Одним из недостатков существующей налоговой системы является присутствие  принципа двойного налогообложения  при формировании цены. Это особенно характерно для тех налогов, которые  исчисляются от суммы реализации продукции. Получается так, что налоги накладываются на налог, а это  ведет к увеличению издержек, себестоимости  и в конечном итоге – цен  на продукцию.

Для налоговой системы  Республики Беларусь актуальна проблема увеличения удельного веса косвенных платежей. В республике снижается значение прямого налогообложения. Усиление роли косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости.

Также сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых  законов, нередки случаи, когда законодательные  акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют  возможность вольного их толкования. «Разбросанность» налоговых вопросов по многочисленным документам, за появлением или отменой которых трудно уследить, недостаточная ясность правовых предписаний, противоречивость их интерпретации, отсутствие нормативного закрепления применяемых понятий являются основными причинами налоговых нарушений. 

Сказывается и сложность, запутанность, нестабильность налогового законодательства. Никаких трудностей в учете налогов нет, если сама система налогообложения построена логично, рационально, без многочисленных усложнений, дополнительных расчетов и корректировок, к которым бухгалтерский учет не очень приспособлен. Но, к сожалению, именно такие усложнения в последние годы получают все большее распространение.

Требует существенной доработки  вопрос предоставления налоговых льгот. В большинстве случаев они  нарушают принцип справедливости и  равнозначности налогообложения по отношению к участникам экономической деятельности, не пользующихся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налоговой нагрузки для других. Льготы по косвенным налогам по отдельным видам деятельности или продукции не достигают конечного потребителя, не вызывают желаемого социального эффекта к снижению цен, которые независимо от предоставляемых льгот достигают уровня спроса.

Не совсем правильной является ситуация, когда устанавливаются  высокие ставки налогов для тех  предприятий и отраслей в целом, которые получают дотации от государства. С одной стороны, государство  дает дотации, а с другой, - забирает через налоги. Поэтому будет целесообразным снизить налоговые ставки для  предприятий, производящих продукцию (товары, услуги), на которую осуществляется государственное дотирование.

Перечисленные недостатки вызывают необходимость совершенствования  налоговой системы Республики Беларусь. Таким образом, при совершенствовании учета и налогообложения необходимо:

    1. Следует больше уделять внимания стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение.
    2. Возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим.
    3. Целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли отражение все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок.
    4. Система налогообложения должна исключать возможность разного толкования определения налогооблагаемой базы налогоплательщиками и налоговыми органами, а это возможно лишь в условиях, когда налоговые расчеты строятся полностью или в максимальной степени на базе системы бухгалтерского учета.
    5. Не менее важно формировать у налогоплательщика сознательного отношения к его обязательствам перед государством и это достигается не только продуманным законодательством, но и качеством деятельности налоговых органов, компетентностью их сотрудников, работой средств массовой информации. Таким образом, одним из направлений проводимой в настоящее время в Республике Беларусь налоговой реформы является усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи важная роль отводится ведению налогового учета субъектами предпринимательской деятельности как самостоятельного участка учетной работы.

Понятно, что эффективность  любой налоговой системы во многом определяется административными затратами  на ее обслуживание. Наиболее эффективной  будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов  в бюджет при наименьших затратах по их сбору. В связи с этим в ходе совершенствования налоговой системы необходимо освободить ее от платежей, которые при незначительной доле в доходах бюджета требуют достаточно больших затрат на администрирование.

Одним из направлений совершенствования  бухгалтерского учета по налогам  и сборам должно стать осуществление  работы по дальнейшему упрощению  механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь  платежей из выручки, или оборотных  налогов. Но, учитывая, что с позиций  фискального значения эти налоговые  рычаги играют важную роль как наиболее стабильный и гарантированный источник поступлений в бюджет, отмена указанных  платежей в ближайшем будущем  неосуществима и будет возможна лишь по мере их замещения иными  источниками финансирования государственных  расходов. Причем необходимо не только постепенно сокращать совокупную ставку оборотных налогов, но и не допускать  введения новых.

Если говорить о совершенствовании  налогового учета в организации  Полоцкое РАЙПО, то здесь необходимо развивать оптимизационное налоговое планирование – деятельность, направленную на минимизацию налогов, с целью увеличения чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В идеальном варианте налоги должны быть сведены к небольшой сумме. Процесс налогового планирования – это совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя. От их деятельности зависит финансовое состояние предприятия в целом.

Согласно рабочего плана  счетов в организации аналитический  учет ведется по каждому виду налогов. К счету 18 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» открыты следующие  субсчета:

18/1 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным основным  средствам»;

18/2 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным нематериальным активам»;

18/3 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным товарно-материальным  ценностям, работам, услугам»;

18/4 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным товарам».

Так как зачету подлежит только налог на добавленную стоимость  уплаченный, то в учете следует  открыть субсчета для учета налога на добавленную стоимость, подлежащего  к уплате и субсчета по учету налога на добавленную стоимость уплаченного.

Таким образом, для учета  налога на добавленную стоимость, подлежащего  уплате, необходимо открыть следующие  субсчета:

18/1/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, подлежащий уплате»;

18/2/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам, подлежащий уплате»;

18/3/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, подлежащий уплате»;

18/4/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, подлежащий уплате».

Для учета уплаченного  налога на добавленную стоимость  организация может открыть следующие  субсчета:

18/1/2 «Уплаченный налог  на добавленную стоимость по  приобретенным основным средствам»;

18/2/2 «Уплаченный налог  на добавленную стоимость по  приобретенным нематериальным активам»;

18/3/2 «Уплаченный налог  на добавленную стоимость по  приобретенным товарно-материальным  ценностям, работам, услугам»;

18/4/2 «Уплаченный налог  на добавленную стоимость по  приобретенным товарам».

Тогда схема учета налога на добавленную стоимость, например, по товарам будет следующая:

    • Оприходование товаров на покупную стоимость без налога на добавленную стоимость.

Дебет счета 10 «Сырье и материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    • На сумму налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам:

Дебет счета 18/4/1 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным товарам, подлежащий уплате»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    • Перечисление поставщику денежных средств за приобретенный товар.

Дебет счета 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 51 «Расчетный счет».

    • Отражение налога на добавленную стоимость уплаченного.

Дебет счета 18/4/2 «Уплаченный  налог на добавленную стоимость  по приобретенным товарам»

Кредит счета 18/4/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  товарам, подлежащий уплате».

    • Принимаем к вычету уплаченный налог на добавленную стоимость.

Дебет счета 68 «Расчеты с  бюджетом по налогам и сборам»

Кредит счета 18/4/2 «Уплаченный  налог на добавленную стоимость  по приобретенным товарам».

Еще одним моментом усовершенствования налогового учета в организации  является автоматизация работы главного бухгалтера по расчетам налогов и  сборов в бюджет. Несмотря на то, что  в организации установлена автоматизированная программа 1С Предприятие 7.0 или же 1С Предприятие 8, налогооблажение ведется вручную, так как проследить все изменения, связанные с налогами программа не может, для этого необходимо ее постоянное обнавление.

Информация о работе Учет расчетов по налогам и сборам