Учет расчетов по налогам и сборам с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать налоги, уплачиваемые предприятием и расчеты с бюджетом по налогам и сборам.
Основными задачами работы являются:
изучение понятия и сущности налогов;
рассмотрение основных функций налогов;
анализ состава и структуры налогов, уплачиваемых предприятием;
анализ образования налогов и расчетов по налогам с бюджетом и целевыми бюджетными фондами;
выявление основных направлений совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Дораб.готова.docx

— 79.16 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего  народного хозяйства.

     Главной задачей любого предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов  членов трудового коллектива и интересов  собственника имущества предприятия. Удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах  регулируется государством экономическими методами.

     Актуальность  рассматриваемой темы определяется тем, что налоги играют важнейшую  роль в механизме  формирования прибыли  предприятия, а своевременный расчет по налогам и сборам с бюджетом и государственными целевыми бюджетными фондами свидетельствует о хорошем  финансовом состоянии предприятия. В случае нарушения хозяйствующим  субъектом порядка и сроков расчетов с бюджетом по налогам к нему применяются  финансовые санкции, что может существенно  ухудшить финансовое положение предприятия (источник уплаты санкций - прибыль  предприятия).[5]

     Цель  данной работы - проанализировать налоги, уплачиваемые предприятием и расчеты  с бюджетом по налогам и сборам.

     Основными задачами  работы являются:

  • изучение понятия и сущности налогов;
  • рассмотрение основных функций налогов;
  • анализ состава и структуры налогов, уплачиваемых предприятием;
  • анализ образования налогов и расчетов по налогам с бюджетом и целевыми бюджетными фондами;
  • выявление основных направлений совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь.

     Предмет исследования данной работы – учет расчетов с бюджетом по налогам и  сборам и вопросы его совершенствования. Объектом исследования является ведение учета расчетов по налогам на предприятии ВРСУП «Заря и К».

     При написании курсовой работы были использованы следующие методы:

     - сравнительный метод

     - изучение нормативно-правовой базы

     - изучение публикаций и статей

     - аналитический метод

        В процессе работы были использованы нормативные документы, труды таких авторов, как Кишкевич А.Д., Пилипенко А.А., Заяц Н.Е., Бондарь Т.Е., Алешкевич И.Н. и др. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. НАЛОГИ  И СБОРЫ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

    1.1 Система  налогообложения в РБ на современном  этапе развития

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего  народного хозяйства.

     Налогообложение – это система распределения  доходов между юридическими или  физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и  физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать  в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения  и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных  условиях. Главные принципы налогообложения  – это равномерность и определенность. Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени  убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в  том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона. [2].

     Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

  • объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
  • субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
  • источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;
  • ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
  • налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;
  • срок уплаты налога – срок в который должен быть уплачен налог и, который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  • правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. [4]

     Основа  налоговой системы – Налоговый кодекс РБ.

     Налоговая система Республики Беларусь включает общереспубликанские и местные  налоги и сборы. В налоговой структуре  основную долю доходов бюджета (60–65%) составляют косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, оборотные налоги, налог с продаж и т.п.).

     Ведется работа по заключению отдельных двусторонних соглашений об избежание двойного налогообложения  и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов  на доходы и имущество взамен действовавшего еще со времен Советского Союза такого соглашения, общего для всех стран. К настоящему времени уже заключены  и действуют соглашения с 44 странами, среди которых крупнейшие европейские  государства, США, Япония и другие. [14].

     Во  внешней торговле при взимании косвенных  налогов (НДС и акцизов) Республика Беларусь со всеми странами дальнего зарубежья применяет принцип  страны назначения товара и соответственно нулевую ставку НДС к экспорту в эти страны белорусских товаров  и услуг. Этот же принцип в настоящее  время применяется и в торговле со всеми государствами – участниками  Содружества Независимых Государств, за исключением Российской Федерации. Во взаимной торговле с Россией, в  рамках Договора о создании Союзного государства, при взимании косвенных  налогов пока сохранен принцип страны происхождения товара.[37]

     Современная налоговая система характеризуется  следующими чертами:

  • базируется на правовой основе, а не подзаконных актах, как это было ранее. Она пронизывает все финансовые отношения, связанные с перераспределением части совокупного общественного продукта;
  • построена по единым правилам, на едином механизме исчисления и сбора платежей, независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов;
  • предъявляет к плательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия формирования доходов путем определения перечня налогов унификация ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использование средств, оставшихся после уплаты налога;
  • обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиливает правовую защиту их интересов;
  • учет опыта западных стран дает возможность Беларуси присоединиться к мировому рынку. Включиться в международные экономические интеграционные связи. [4]

     Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

     В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

  • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

     Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность  нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.[13]

     В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.

     Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

     При принятии решения по налоговым льготам  учитываются интересы трех субъектов:

- государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;

- юридических лиц, чтобы не сократилось производство;

- населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.

     Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

     Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и  применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

- взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;

- уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;

Информация о работе Учет расчетов по налогам и сборам с бюджетом