Учет расчетов по налогам и сборам с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать налоги, уплачиваемые предприятием и расчеты с бюджетом по налогам и сборам.
Основными задачами работы являются:
изучение понятия и сущности налогов;
рассмотрение основных функций налогов;
анализ состава и структуры налогов, уплачиваемых предприятием;
анализ образования налогов и расчетов по налогам с бюджетом и целевыми бюджетными фондами;
выявление основных направлений совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Дораб.готова.docx

— 79.16 Кб (Скачать файл)

- уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.[7]

     В современных условиях финансовой нестабильности и высоких темпов инфляции существует проблема достижения оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых ресурсов, которая приобрела особое значение.

     Оценивая  любую налоговую систему, следует  исходить из того, что она представляет собой сложный экономический феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

     Можно предположить, что в перспективе проявится тенденция к опережающему росту местных налогов в сравнении с республиканскими. Залогом этому является поворот экономики развитых стран к социальной ориентации с передачей социально ориентированных отраслей местным органам власти и управления.

     В современных условиях налоговое бремя для плательщиков налогов в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффективность многих из них невелика. Тяжесть налогообложения во всех развитых странах является показательной характеристикой уровня налогообложения. Однако общепринятой методики исчисления тяжести и уровня налогов нет. Существуют разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о тяжести уплачиваемых налогов. [6]

     Таким образом, следует отметить, что налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться. 

     1.2 Налоги и сборы: экономическое  содержание и роль в функционировании  национальной экономике

     Налоги  являются важным экономическим рычагом, при помощи которого государство  воздействует на рыночную экономику. На Западе налоговые вопросы давно  уже занимают почетное место в  финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство  предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или  даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

     Применение  налогов является одним из методов  экономического управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.[15]

     В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с первых дней существования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги –  основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на научно-технический  прогресс.

     Налоги  представляют собой объективную  реальность, связанную с существованием государства. Их сущность выражается в  отношениях между государственной  властью, хозяйствующими субъектами и  отдельными гражданами по поводу перераспределения  национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льготы. [4]

     Налоги  как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние  на основные факторы общественного  производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив  заработную плату, расходуют ее преимущественно  на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в  зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень  оплаты труда, которая включает налоговые  платежи. Во-вторых, они влияют на уровень  и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют  развитию производства или тормозят его. Обусловлено это тем, что  преобладающая часть доходов  лиц наемного труда предназначена  для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение  величины налогообложения сразу  отражается на их спросе и в целом  на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между  издержками производства и ценой  товаров и услуг. Влияние налогов  распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно, так как  налоги нейтральны к личному потреблению  предпринимателя, поскольку его  прибыль, как правило, превышает  затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги.

     Налоги  как один из важнейших экономических  инструментов государственного регулирования  интересов всех субъектов общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Поэтому каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять  пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования – главной задаче налоговой политики.

     Такой механизм позволит не только обеспечить необходимую централизацию государственных  средств, но и управлять экономическим  ростом, движением инвестиционных потоков  в направлении избранных в  обществе приоритетов и тем самым  содействовать структурной перестройке  экономики.[15]

     Таким образом, налоги играют огромную роль в экономике любого государства. При этом не следует понимать налоги односторонне, т.е. лишь как отбирание доходов субъектов хозяйствования государством с целью их перераспределения. С помощью налогов регулируется экономический рост, рост ВВП, ведь перегретость экономики также отрицательно сказывается в перспективе. Также с помощью налогов можно стимулировать различные сферы экономики. Например, льготное налогообложение в сельской местности притягивает инвесторов именно туда, создавая рабочие места именно в сельской местности и развивая регион. 

     1.3  Нормативно-правовые документы,  регулирующие порядок исчисления  и уплаты налогов и платежей  в бюджет, их учет и контроль.

     Существуют  законы, указы, постановления, в которых  регулируется налоговая деятельность.

     Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 года № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности». Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

     Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30 мая 2003 г. N 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета». Утвержден 30 мая 2003 года № 89 Министерством финансов Республики Беларусь. Вступил в силу с 1 января 2004 года.

     В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых  к ним субсчетов, раскрыты их структура  и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.

     Типовой план счетов и настоящая Инструкция предназначены для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности  и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих  учет методом двойной записи.

     Типовой план счетов представляет собой систематизированный  перечень синтетических и аналитических  счетов бухгалтерского учета, на которых  происходит регистрация и группировка  фактов хозяйственной деятельности (имущества, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в  бухгалтерском учете. В нем приведены  наименования и номера синтетических  счетов (счетов первого порядка) и  субсчетов (счетов второго порядка).

     Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ от 30.05.2003  № 89; (в редакции Постановления  Министерства финансов  Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187) «План счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях» (далее - План). Это систематизированный перечень счетов, обеспечивающий такую организацию бухгалтерского учета, которая позволяет получать необходимую учетную информацию для управления производством и составления отчетности. В План счетов для сельскохозяйственных организаций внесены отдельные коррективы, отражающие специфику данной отрасли.

     Постановление Министерства сельского хозяйства  и продовольствия Республики Беларусь 22 ноября 2005 г. № 69 «Об утверждении форм первичных документов бухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных документов бухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции». В данном постановлении описываются и представлены формы первичных документов применяемых в АПК для ведения бухгалтерского учета, их порядок заполнения, учета и хранения.

     Постановление Министерства сельского хозяйства  и продовольствия Республики Беларусь от 31 мая 2004 г. № 41 «Об утверждении  перечня регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного  комплекса и Инструкции по применению регистров журнально-ордерной формы  учета в организациях агропромышленного  комплекса». В данном Постановлении описывается перечень регистров  журнально-ордерной формы учета в организациях АПК, их назначение, порядок заполнения и хранения.

     Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 года № 166-3. Общая часть Кодекса посвящена вопросам налогообложения юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц, определяет основные понятия, применяемые в налогообложении, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, порядок осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

     Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 года № 71-3. Изменений и дополнений - нет. Особенная часть НК Беларуси определяет порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов, а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу устанавливается состав плательщиков, объект налогообложения, налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций.

     Закон РБ «О ратификации Соглашения между  Правительством Республики Беларусь и  Правительством Российской Федерации  о принципах взимания косвенных  налогов при экспорте и импорте  товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее - Соглашение) от 1 ноября 2004 года № 323-3. Данное Соглашение состоит из 8 статей, в которых содержится принципы взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров, контроль за уплатой косвенных налогов, порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, решение спорных вопросов, К Соглашению прилагается Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизма контроля за их уплатой при перемещении товаров между РБ и РФ. Положение устанавливает порядок уплаты косвенных налогов по товарам, экспортируемым из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь.

Информация о работе Учет расчетов по налогам и сборам с бюджетом