Учет расчетов по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: описание действующей системы учета расчетов по налогам и сборам и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность налоговой системы Республики Беларусь;
• сделать обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. Расчеты по налогам и сборам, как объект бухгалтерского учета…...
1.1. Система налогообложения в Республике Беларусь………………..
1.2. Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования……………………………………………………………….
1.3. Нормативные правовые документы и методические положения учета расчетов по налогам и сборам……………………………………..
1.4. Организационно- экономические аспекты деятельности СООО «Хемма-Тест» и их влияние на основные положения учетной политики организации…………………………………………………….
2. Учет расчетов по налогам и сборам…………………………………...
2.1. Документальное оформление расчетов по налогам и сборам……
2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам с бюджетом……………………………………………………….
2.3. Направления совершенствования учета расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….

Файлы: 1 файл

МОЯ курсовая (2).docx

— 119.43 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: [3]

Все эти меры направлены на создание в Беларуси более благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и формирования инвестиционного климата.

В целях налогообложения  и осуществления налогового контроля ведется налоговый учет. Это означает осуществление плательщиками учета  объектов налогообложения и определение  налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок  к данным бухгалтерского учета. Налоговый  учет основывается на данных бухгалтерского учета и на иных документально  подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению, применением соответствующих  правил и форм учета.[23]

Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в  странах СНГ, однако активное участие  Беларуси в региональных экономических  группировках и, в частности, в Евразийском  экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.

Формирование равной налоговой  нагрузки в пределах объединенной экономики  является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда  и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.

Если сравнивать налоговые  системы Беларуси, России и Германии, то можно подчеркнуть некоторые сходства и различия. Например, можно подчеркнуть различия в размере налогового бремени, возложенного на население этих стран, которое можно проследить, исходя их конкретных ставок налогов. Разнятся и ставки по схожим видам налогов. Необходимо подчеркнуть, что налоговые системы Беларуси, России и Германии имеют и схожие положения. Например, идентичные виды налогов, таких как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций (так называемый налог с корпораций), а также такой косвенный налог как НДС.

Различия в принципиальных моментах построения налоговых систем Беларуси, России и Германии обусловлены также и политической ситуацией в странах в прошлом веке: российская налоговая система строилась впопыхах в тяжелый для страны и ее народа период реформ и передела собственности; налоговая система Германии, развивалась поступательно в условиях "развитого капитализма".

Таким образом, Республике Беларусь необходимо используя зарубежный опыт реформировать свое налоговое законодательство с целью его упрощения и  большей прозрачности для населения.

 

 

1.2  Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования

 

 

Изучение  проблемы относительно учёта расчетов по налогам и сборам невозможно без  обзора различных законодательных  актов, статей, материалов периодической  печати, а также справочной и учебной  литературы. Для анализа проблем  развития учёта расчетов по налогам  торговой организации следует обратить внимание на труды следующих экономистов: И. Кинцака, В. Герасимовой, А. Е. Шевелева, Е. Махоты, Н. Рощиной, О. Шулейко, Т. И. Василевской.

В статье И. Кинцака «Признание и учёт доходов и расходов: бухгалтерский и налоговый аспект»[9, с.50-56], важным разделом является налоговый учёт, в котором рассмотрена классификация доходов плательщика для целей налогового учёта, особенности и правила ведения регистров налогового учёта, в соответствии с действующим законодательством РБ.

Статья  Валерия Герасимова «Нам есть что менять в налогах» о том, что надо сделать в ближайшей перспективе, чтобы отечественная налоговая система в большей мере способствовала развитию предпринимательской активности. И еще обсуждается важная проблема о том, что в последнее время нередко высказывается мнение о том, что нам не стоит так огорчаться по поводу последнего места белорусской налоговой системы в рейтинге Всемирного банка, а надо думать прежде всего об удобстве системы налогообложения и учета расчетов для плательщиков. Однако председатель Белорусского союза налогоплательщиков Анатолий ТРУХАНОВИЧ в интервью, которое он дает  Валерии Герасимовой, с этим абсолютно не согласен.[17]

В пособии А. Е. Шевелева «Риски в бухгалтерском учете» [12, с. 246-249] рассмотрены важнейшие вопросы организации учетной работы хозяйствующих субъектов в условиях неопределенности финансово-хозяйственной среды. Подробно анализируются риски в бухгалтерском учете и налоговые риски в деятельности предприятия. К ним относится: нестабильностью политической и экономической ситуации в стране; неустойчивость, нестабильность налогового законодательства; изменчивостью, непредсказуемостью действий налоговых органов. А также рассматриваются проблемы  учета расчетов с бюджетом относительно умышленных неуплат налогов налогоплательщиками.

Система налогов, порядок уплаты налогов (сборов) в бюджет, порядок постановки плательщиков на учет, права и обязанности плательщиков, налоговых органов, банков, других организаций, и остальные не менее важные вопросы обсуждаются в статье экономиста Елены Махоты «Как организовать налоговый учет»[18].Автором статьи разработаны рекомендации по организации учета расчетов по налогам и сборам в бюджет. Еленой Махотой также написана статья «Ответственность за нарушение порядка налогообложения»[19], в которой разработаны рекомендации для нечестных налогоплательщиков. Следует упомянуть, что за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном или особо крупном размере, установлена уголовная ответственность (ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Так, в статье Натальи  Рощиной «Налог на недвижимость- 2011: практические ситуации» [13,с. 50-51] рассматривается проблема, касающаяся налога на недвижимость. В статье обсуждается вопрос о том, что мнение налоговых инспекций не всегда совпадает с Нормами налогового кодекса, что свидетельствует о недостатках налоговой системы РБ.

Так, в статье «Налоги- 2012: Между стимулами и ограничениями», содержание проекта закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговом кодексе РБ» анализирует кандидат экономических наук Ольга Шулейко. [14]. В статье автор рассматривает изменения налогообложения организаций, порядок учета расчетов по налогам и сборам в бюджет, отражен ряд новых, весьма важных положений, направленных на совершенствование белорусской налоговой системы. Ольга Шулейко полагает, что нынешняя экономическая ситуация требует гораздо более радикальных преобразований налоговой системы, чем предложено в проекте.

В методическом пособии Т. И. Василевской «Налогообложение организаций и оптимизация налоговых платежей» [15, с10] изложены возможные способы достижения наилучших финансовых результатов в деятельности организаций через минимизацию налоговых платежей в бюджет в рамках действующего законодательства. Автор привела различные варианты налогового планирования, и дала оценку экономических последствий. В пособии излагается порядок уплаты организациями всего комплекса налоговых платежей, для того чтобы избежать ошибок в их исчислении, и позволят приобрести практические навыки в работе с налогами. И рассматриваются варианты поведения налогоплательщиков. Большое внимание уделено налогоплательщикам, которые допускают непреднамеренные ошибки в расчете платежей, а порой намеренно решаются на уклонения от уплаты. Пособие написано с учетом изменения законодательства Республики Беларусь в 2011 г.

На основе проведённого обзора экономической литературы по теме исследования можно сделать вывод о том, что процесс развития и совершенствования  учёта расчетов по налогам и сборам носит постоянный и непрерывный  характер. Особое внимание в экономической  литературе уделяется вопросам, связанные с моментами организации учета расчетов с бюджетом, особенности и правил ведения регистров, риски в бухгалтерском учете, проблемы уклонения от уплаты налогов, упрощение налоговой отчетности, доступности для восприятия любым плательщиком.

 

1.3 Нормативные правовые документы и методические положения учета расчетов по налогам и сборам

 

 

В целях достижения единообразия ведения учёта и составления  отчётности учёт расчётов с бюджетом по налогам и сборам регламентируется рядом нормативных актов.

Основным документом, определяющим правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта и устанавливающим требования, предъявляемые к составлению  и представлению бухгалтерской  отчётности, а также регулирующий взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учёта и отчётности в РБ, является Закон РБ «О бухгалтерском учёте и отчётности» № 3321-XII от 18.10.94г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 26.12.2007г. № 302-3). [5]

Факт совершения хозяйственной  операции должен подтверждаться первичным  учетным документом, имеющим юридическую  силу, который составляется ответственным  исполнителем совместно с другими  участниками операции. Первичные  учетные документы должны приниматься  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации. Систематизация и накопление информации в хронологической последовательности, содержащейся в принятых к учету  первичных учетных документах, отражение  ее на счетах бухгалтерского учета  и в бухгалтерской отчетности должны осуществляться в регистрах бухгалтерского учета. [25, с.164]

Порядок исчисления, уплаты налогов в бюджет регулируется Налоговым  кодексом РБ от 19.12.2002 № 166-3(с изменениями и дополнениями)[7] и его Особенной частью от 29.12.2009 № 71-3[8]. В Особенной части Налогового кодекса РБ определены республиканские налоги, сборы (пошлины), а именно налог на добавленную стоимость (НДС), который уплачивается в бюджет из выручки, также акцизы, налог на прибыль, на недвижимость, экологический налог, земельный налог и др. Данные налоги и другие, предусмотренные Особенной частью Налогового кодекса, в зависимости от особенностей деятельности организации, уплачиваются субъектами хозяйствования, которые действуют на территории Республики Беларусь, в установленном порядке.

Также порядок исчисления и уплаты взносов на государственное  социальное страхование регулируется законами Республики Беларусь от 31.01.1995г. №3563-XII «Об основах государственного социального страхования» и от 29.02.1996г. №138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».[24]

Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности операций регламентируется также документами, разрабатываемыми самой организацией на основании государственных республиканских нормативно-правовых актов. К ним относятся учётная политика, рабочие инструкции и указания по учёту соответствующих операций, объектов и разделов учёта непосредственно на предприятии.

Бухгалтерский учёт в организациях всех форм собственности и видов  деятельности независимо от организационно-правовых форм ведётся в соответствии с  Типовым планом счетов бухгалтерского учёта и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учёта, утверждёнными постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 г. № 89[6].

В данной Инструкции приведена  краткая характеристика синтетических  счетов бухгалтерского учёта, открываемых  к ним субсчетов, раскрыты их структура  и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространённых из них.

Методические аспекты  учёта расчётов с бюджетом по налогам  и сборам заключаются в использовании  активно-пассивного счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам» с открытием  к нему предусмотренных Типовым  планом субсчетов:

68/1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции  (работ, услуг»;

68/2 «Налоги, уплачиваемые  из выручки от реализации товаров,  продукции (работ, услуг)»;

68/3 «Налоги, уплачиваемые  из прибыли (дохода)»;

68/4 «Налоги на доходы  физических лиц»;

68/5 «Прочие налоги, сборы  и отчисления»;

Для ведения аналитического учёта расчётов с бюджетом каждая организация вправе открыть дополнительные субсчета и предусмотреть их в  своём рабочем плане счетов, приложенном  к учётной политике.

По кредиту счёта 68 отражается начисление кредиторской задолженности, возникающей у организации перед бюджетом по причитающимся к уплате налогам, сборам и штрафным санкциям, а по дебету - погашение долга, возникшего перед бюджетом. [10]

Бухгалтерские записи по начислению и перечислению налогов приведены в таблице:

 

Таблица 2- Бухгалтерские записи по начислению и перечислению налогов

Содержание хозяйственных  операций

Бухгалтерские проводки

дебет счета

кредит счета

Списаны в уменьшении задолженности  перед бюджетом суммы НДС по поступившим  и оплаченным ценностям

68«Расчеты по налогам и сборам»

18«Налог на добавленную стоимость»

Перечислены с расчетных  счетов суммы в уменьшение задолженности  перед бюджетом по налогам

68«Расчеты по налогам и сборам»

51«Расчетный счет»

Уменьшена задолженность  перед бюджетом по налогам за счет кредитов и займов

68«Расчеты по налогам и сборам»

66«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67«Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

Начислены: земельный налог; плата за пользование водными  объектами; платежи за пользование недрами, лесными фондами; другие налоги

44«Расходы на реализацию»

68«Расчеты по налогам и сборам»

Информация о работе Учет расчетов по налогам и сборам