Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых сложных налогов, существующих в налоговой системе нашего государства. Однако он является весьма важным налогом для государства и поэтому он его изучению экономистами, менеджерами и другими специалистами должно быть уделено внимание.
Изучению этого налога и посвящена наша курсовая работа.
Целью курсовой работы является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.
Задачами курсовой работы является: систематизация, закрепление, углубление и расширение знаний, умений, навыков по учету расчетов по налогу на добавленную стоимость.

Содержание работы

Введение
Глава 1. НДС как косвенный налог
1.1 Плательщики НДС
1.2 Основные направления совершенствования НДС
1.3 Роль НДС и методика исчисления
1.4 Объекты налогообложение
1.5 Налоговая база
1.6 Ставка НДС
Глава 2. Бухгалтерский учет по Налогам на Добавленную стоимость
2.1 Порядок ведения бухгалтерского учета объектов налогообложения, а так же иных средств облагаемых НДС
2.2 Порядок бухгалтерского учета НДС по хозяйственным операциям
Глава 3. Операции по отражению расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 157.08 Кб (Скачать файл)

      Для реализации  права на освобождение от уплаты  НДС претендент должен представить  в налоговый орган соответствующее  письменное заявление и сведения, подтверждающие такое право, не позднее 20-го числа того месяца, начиная с которого лицо претендует на получение льготы. Освобождение от уплаты налога производится на срок, 12 месяцев, по истечении которого претендент на продления льготы снова представляет в налоговый орган письменное заявление и соответствующие документы.

     Налоговые  органы в течение 10 дней обязаны  произвести проверку этих документов  и внести два последовательных  решения.

      Во-первых, они могут подтвердить или  не подтвердить правомерность  освобождения от исполнения обязанностей  налогоплательщика.

      Во-вторых, налоговые органы могут принять  решение о продлении освобождения  от исполнения обязанностей налогоплательщика  или же об отказе от продления.

      Если в  течение периода освобождения  от обязанностей налогоплательщика  будет иметь место факт превышения  предельной суммы реализации  товаров, работ и услуг, то  налогоплательщики утрачивают право  на освобождение и уплачивают  налог на общих основаниях  с 1-го числа месяца, в котором  имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения.

      В случае  же непредставления налогоплательщиком  необходимых документом или представления документом, содержащих недостоверные сведения, сумма налога должна быть восстановлена и уплачена в бюджет. При этом с налогоплательщика взыскиваются соответствующие суммы налоговых санкций и пени. При исчислении и уплате НДС наиболее сложно как экономически, так и чисто технически определить облагаемый оборот. Из самого названия налога вытекает, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства.

      В связи  с этим необходимо знать, что  такое «добавленная стоимость»  и как она рассчитывается. Добавленная  стоимость – это разница между  стоимостью реализованных товаров,  работ и услуг, и стоимостью  материальных затрат, отнесенных  на издержки производства и  обращения. Отсюда логически должно  было бы вытекать, что объектом  обложения НДС служит эта добавленная  стоимость.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные направления совершенствования НДС.

 

   Прежде чем говорить о направления совершенствования, необходимо выяснить какие изменения внес Налоговый Кодекс.

   Можно в целом отметить, что базовые понятия и принцип функционирования НДС сохранены, хотя новый текст закона далек от идеала с точки зрения прозрачности налоговых отношений, объектов налогообложения и справедливости его взимания. Многие отмечают, что более положительного результата от такого реформирования можно было достигнуть путем внесения изменений и уточнений в текст Закона РФ от 06.12.1995 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», устранив имеющиеся в нем так называемые двусмысленности, неточности, недосказанность -  одним словом все то, что называется «белыми пятнами».

   Такое отношение к новому тексту главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ справедливо, поскольку процесс адаптации к нему со стороны, как налогоплательщиков, так и работников налоговых органов будет сложным и долгим, что потребует большого объема разъяснительного материала, поскольку уже сейчас возникают вопросы, требующие поправок, комментариев для правильного понимания специфических налоговых обязательств.

   Но необходимо отметить и то, что по отдельным важнейшим позициям глава21 части второй НК РФ имеет преимущества по сравнению с законом. К их числу в первую очередь следует отнести то, что только реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за исключением освобождаемых от налогообложения операций, выявляет объект налогообложения. Это особенно важно в отношении оборотов реализации товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ, когда товары вывозятся с территории Российской Федерации на территорию государств СНГ.

   В тексте части второй НК РФ характеристика категорий налогоплательщиков дана компактно и емко в полном соответствии со ст. 19 части первой НК РФ. Следует отметить, что в состав плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели. Это позволяет говорить о расширении субъектов налоговых обязательств, что, с одной стороны, потенциально способствует увеличению поступления НДС в бюджетную систему, существенному расширению сферы налогового контроля, а с другой, усложняет исполнение налоговых обязательств для индивидуальных предпринимателей, поскольку они должны осуществлять бухгалтерский и налоговый учет, включая составление и подачу налоговых деклараций, в общеустановленном порядке.

   Новаторским и полезным является также и то, что впервые в законодательном порядке устанавливается возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в зависимости от размера налоговой базы (реализации, товаров, работ, услуг).

   Чрезвычайно важно отметить, что освобождение налогоплательщика от исполнения обязанностей, связанных с начислением и уплатой НДС, непосредственным образом связано также с утратой его права на вычет или возмещение входного НДС. Нетрудно заметить, что такая ситуация вряд ли экономически выгодна и приемлема для тех лиц, которые испытывают определенные трудности в конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров, так как в случае использования права освобождения от исполнения обязанностей конечная цена реализации товара у такого лица (при сохранении сложившегося уровня прибыли) будет выше по сравнению с ценой на аналогичные товары, по которым производится начисление НДС, за счет «увеличения» себестоимости (затрат) на сумму входного налога.

   Таким образом, в этой ситуации сумма входного НДС из нейтрального состояния трансформируется в ценообразующее, поскольку покупатель таких товаров лишается права на возмещение (зачет, вычет) этого налога.

К числу наиболее важных новаций Кодекса следует отнести  введение понятий «место реализации товаров» и «место реализации работ (услуг)» соответственно в ст. 147 и 148.

   Здесь (и во всей главе 21)ясно говориться о том, что только реализация товаров, включая ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, работ и услуг на территории Российской Федерации является объектом налогообложения и местом реализации. То есть, если местом реализации товаров (работ, услуг) признается территория Российской Федерации, то эти обороты подпадают под налогообложение. Разумеется, что такая четкость и определенность по сравнению с текстом Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» существенно нормализуют понимание налоговых обязательств налогоплательщиков.

   Нельзя не отметить в качестве положительного момента новую смысловую особенность налоговых отношений в зависимости от места реализации работ

(услуг), предусмотренную  ст. 148 НК РФ. Эта статья гораздо яснее очерчивает понятия и конкретные параметры, являющиеся критерием для возникновения объекта налогообложения. Здесь снова, как и по другим статьям, характеризующим момент «создания» объекта налогообложения, проходит мысль о том, что только территория Российской Федерации (и ничья более) является местом возникновения базы налогообложения при реализации работ и услуг.

    Более того, в подпункте первом п. 1 ст.148 сделано очень важное дополнение, снимающее все спорные вопросы, возникавшие ранее в связи с проводимыми работами, связанными с недвижимым имуществом.

Теперь особо подчеркивается, что для признания территории Российской

Федерации в целях налогообложения  работ и услуг очень важно, чтобы недвижимое имущество находилось на ее территории.

   При этом законодательно установлено, что к налоговым отношениям, регулируемым подпунктом 1 п. 1 ст. 148 Н К РФ, не относятся воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, а также космические объекты.

Существенному реформированию подверглись вопросы, предусмотренные  ст.149,150 части второй НК РФ, связанные  с освобождением от налогообложения  и имеющие большое значение для  налогоплательщиков.

Изменения затронули не только структурную упорядоченность, но и  по существу объем и перечень налоговых  льгот.

   Теперь, с 1января 2001 года, более четко и однозначно по перечню льготируемых операций, установленных в этих статьях, определен единый порядок налоговых последствий, выражающийся в том, что суммы налога по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам), используемым при производстве и реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения в соответствии с п. 1-3 ст. 149 НК РФ, будут включаться в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций. То есть суммы входного налога будут относиться на затраты (себестоимость) производимой продукции (работ, услуг),издержки обращения.

Налоговым Кодексом внесены  и другие изменения, но, основываясь  на вышесказанном, можно сделать  вывод о том, что в части  реформирования НДС Кодекс носит  более конкретизированный характер.

Как уже было сказано выше текст НК не идеален, и поэтому необходимо дальнейшее совершенствование. При этом можно выделить следующие направления:

1. Сложность методики  расчетов пунктов и подпунктов  по освобождению и обложению  НДС;

2. Нераскрыты и усложнены  расчеты по обложению, зачету  и возмещению при движении  товара через таможню;

3. НК предусматривает уплату НДС по месту нахождения обособленных подразделений, что затруднительно для предприятий, находящихся в одном административном районе, и имеющих обособленные подразделения, зарегистрированных в различных ИМНС. На 2001 год временно разрешено внесение НДС централизовано, т. е. по месту нахождения головного предприятия;

4. При наличии положительной  стороны – возможности освобождения  от обязанности по НДС (п. 1-3 ст.145), имеется и отрицательная - полное восстановление НДС с уплатой суммы налога, а так же пени и штрафов (п. 6ст. 145);

5. Усложнение исполнения  налоговых обязательств для индивидуальных предпринимателей в связи с возложением на них обязанности по уплате НДС. Это ведет к увеличению у них бухгалтерской отчетности, что в некотором роде снижает привлекательность ведения индивидуального предпринимательства;

6. Утрата права на вычет  или возмещение входного НДС  освобожденных налогоплательщиков  от обязательств по НДС. Это  ведет к снижению конкурентоспособности  предприятий, так как в это  случае НДС превращается в  основной ценообразующий фактор;

7. Пунктом 6статьи 168 предусматривается,  что НДС в розничной торговле  не выделяется на чеках и  других документах, выдаваемых покупателю, что не удобно для предприятий покупающих товары для собственных нужд, т. е. они не могут взять его в зачет;

8. Предусмотрено снижения налоговой ставки.

Как видно, реформирование НДС  на данном этапе не завершено. Еще  имеются недостатки, которые необходимо устранить. Но НДС в нашей стране является молодым налогом и первый шаг в его совершенствовании уже сделан–Налоговый Кодекс.

    1. Роль НДС и методика исчисления.

 

   НДС в России является основным федеральным налогом и регулируется главой 21 части 2 Налогового Кодекса РФ от19 июля 2000г1.

Налоговая база:

1.Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При применении налогоплательщиками  при реализации товаров (работ, услуг) различных ставок налога налоговая  база определяется отдельно по каждому  виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.

При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке

2. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

3. При определении налоговой  базы выручка (расходы)налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

Налоговые ставки. В соответствии со статьей 164части 2 НК РФ в России применяются  несколько видов ставок:

0% - товары, помещаемые под  таможенный режим; работы (услуги), осуществляемые в космическом  пространстве и наземные, связанные  с ними; драгметаллы при условии  их добычи или производства  налогоплательщиками; товары для  пользования дипломатическим и приравненному к нему персоналу.

Информация о работе Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость