Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых сложных налогов, существующих в налоговой системе нашего государства. Однако он является весьма важным налогом для государства и поэтому он его изучению экономистами, менеджерами и другими специалистами должно быть уделено внимание.
Изучению этого налога и посвящена наша курсовая работа.
Целью курсовой работы является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.
Задачами курсовой работы является: систематизация, закрепление, углубление и расширение знаний, умений, навыков по учету расчетов по налогу на добавленную стоимость.

Содержание работы

Введение
Глава 1. НДС как косвенный налог
1.1 Плательщики НДС
1.2 Основные направления совершенствования НДС
1.3 Роль НДС и методика исчисления
1.4 Объекты налогообложение
1.5 Налоговая база
1.6 Ставка НДС
Глава 2. Бухгалтерский учет по Налогам на Добавленную стоимость
2.1 Порядок ведения бухгалтерского учета объектов налогообложения, а так же иных средств облагаемых НДС
2.2 Порядок бухгалтерского учета НДС по хозяйственным операциям
Глава 3. Операции по отражению расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 157.08 Кб (Скачать файл)

   10% - продовольственные товары: мясо и мясопродукты (исключая деликатесные), молоко и молокопродукты, зерновые, рыба живая (исключая ценные породы), море- и рыбопродукты (исключая деликатесные); некоторые товары для детей.

18% - товары (работы, услуги), не указанные в подпунктах 1 и  2 статьи 164.

Порядок исчисления налога[3]:

1. Сумма налога исчисляется  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой  базы, а при раздельном учете  – как сумма налога, полученная  в результате сложения сумм  налогов, исчисляемые отдельно  как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз.

2. Общая сумма налога  при реализации товаров (работ,  услуг) представляет собой сумму,  полученную в результате сложения  сумм налога.

3. Общая сумма налога  при реализации товаров (работ,  услуг) исчисляется по итогам  каждого налогового периода применительно  ко всем операциям по реализации  товаров (работ, услуг), дата реализации  которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

4. Сумма налога по операциям  реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0процентов,  исчисляется отдельно по каждой  такой операции.

    В России НДС стоит на первом месте среди других налогов по поступлению бюджеты различных уровней. До принятия НК РФ НДС участвовал в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. С выходом же НК РФ и принятием бюджета РФ на2001г. НДС поступает только в Федеральный бюджет в размере100%.

   При определении величины НДС в качестве налогооблагаемой базы выступает добавленная стоимость, получаемая как разность между товарной продукцией и стоимостью материальных ценностей, затраченных на ее производство. В этом случае налогооблагаемая база теоретически создает возможность трех различных методов исчисления НДС (при одной и той же ее ставке). Два из них предполагают исчисление НДС по предварительно установленной величине добавленной стоимости или ее отдельных элементов. К этим методам относятся:

1.прямой метод - НДС исчисляется в виде доли (в %) от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;

2.Аддитивный метод. В этом случае расчет НДС делится на два этапа: сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (например, зарплате, прибыли и т.д.) и затем полученные величины складываются.

При прямом методе возможны два варианта предварительного расчета  общей величины добавленной стоимости: либо вычитанием из товарной продукции  стоимости затраченных на ее производство материальных ценностей; либо сложением  отдельных элементов добавленной  стоимости (зарплаты, прибыли, амортизации и др.).

Из-за сложности расчетов эти методы на практике используются крайне редко.

   В большинстве стран применяется третий метод исчисления НДС. Суть его в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. При методе зачета фирма отчисляет в бюджет только разницу между двумя суммами НДС. Предприниматели подают в налоговые органы декларацию, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают два показателя: общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг.

   Система начисления НДС при использовании метода зачета имеет еще одну особенность. Объем начисляемого и соответственно взимаемого НДС (при одной и той же его ставке) в значительной степени зависит от метода исчисления зачета. На практике известны три метода:

- Метод поставки или  начислений. В этом случае исчисление  НДС и связанные с этим налоговые обязательства для продавца, покупателя товаров и услуг (включая и выплату налога) происходят в момент поставки' товара или оказания услуги. Этот момент определяется либо по факту отгрузки товара и оказания услуги, либо по выписке счета-фактуры, либо по оплате.

- Метод оплаты или кассовый  метод, когда налоговые обязательства  (включая и оплату налога) возникают  в момент оплаты поступившего  товара или оказанной услуги.

- Гибридный метод. Здесь  НДС начисляется и взимается  с проданной продукции на момент  ее поставки, а с покупаемой  для производства продукции - на момент ее оплаты.

В международной практике используются все три метода, но наибольшее распространение получает первый метод (поставки или начислений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Объекты налогообложения

 

     Объект налогообложения - это юридический факт (действие или событие), с которым нормы законодательства о налогах и сборах связывают наступление определенных юридических последствий, в частности, для налогоплательщика таким последствием будет возникновение обязанности заплатить налог.

     Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Реализацией также признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

     Предмет налога - это события, вещи и явления материального мира, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения (квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги).1 Экономическое основание налога - это предмет налога, который сам по себе не может породить обязанность заплатить налог. Такая обязанность возникает только при наличии у этого предмета признака юридического характера, например, когда происходит реализация товара. Юридическое основание налога (объект) не должно существовать при отсутствии его экономического основания (предмета).

     Экономическим основанием НДС является добавленная стоимость, то есть превышение стоимости ТРУ (товаров, работ, услуг) над производственными затратами. Хотя прямо это и не указано в Кодексе. Единственное упоминание об экономическом основании НДС как о добавленной стоимости содержится только в самом названии налога. Вывод о том, что предметом НДС является добавленная стоимость, основан, в частности, на самом порядке исчисления и уплаты налога, выбранном законодателем. Данный порядок основан на инвойсом методе (метод зачета по счетам) взимания НДС, применяемом в мировой практике как раз для налогообложения добавленной стоимости. косвенно и не в момент ее определения бухгалтером, а в момент совершения сделки. Добавленная стоимость налогоплательщиком непосредственно не определяется и объектом налогообложения не является. При данном методе добавленная стоимость облагается налогом (вернее, существует) только тогда, когда НДС по "исходящим" счетам (об основе для определения именно данного расчетного элемента говорится в перечне ст. 38 НК РФ - "стоимость реализованных ТРУ") превышает НДС по "входящим" счетам.

     Следует заметить, что для определения наличия объекта налогообложения необходимо руководствоваться не только ст. 146 НК РФ, но и ст. 147, 148 и 167 НК РФ, то есть для наличия объекта налогообложения необходимо наличие места реализации, отвечающего требованиям территориальности (территория РФ), а также момента реализации (наступление даты реализации).

    Уместно отметить, что в части второй НК РФ законодатель рассматривает под товаром не только реализуемое либо предназначенное для реализации имущество, но и любое фактически передаваемое имущество. Как видно, в части второй НК РФ законодатель преследовал цель, чтобы нормы об оценке товаров (статья 40 НК РФ) могли применяться для целей исчисления и уплаты НДС в отношении значительно более широкого круга имущества.

   Существенное значение имеет указание в ст. 146 НК РФ на признак территории: "на территории РФ", то есть объект налогообложения возникает, только если реализация имела место быть на территории РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. . Налоговая база

 

    Налоговая база для исчисления и уплаты НДС определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных на стороне товаров, работ и услуг. При этом важно иметь в виду, что в случае применения налогоплательщиком при реализации, а также при передаче, выполнении или оказании для собственных нужд товаров, работ или услуг различных налоговых ставок налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду товаров, работ и услуг, облагаемых по разным ставкам. Налоговая база зависит также от применения тех или иных цен в действующей системе ценообразования.

   Во – первых, необходимо иметь в виду, что в выручку от реализации товаров, работ и услуг включаются все доходы, полученные налогоплательщиком и напрямую связанные с расчетами по оплате товаров, работ и услуг как в натуральной, так и в денежной форме, включая оплату ценными бумагами.

  Во – вторых, выручка  в иностранной валюте пересчитываются  в рубли по курсу Банка России, который действовал на дату  фактической реализации товаров,  работ и услуг или на дату  осуществления расходов.

   В – третьих,  цены на реализуемую продукцию  устанавливаются налогоплательщиком  по согласованию с покупателем  и в этом размере включаются  в налоговую базу.

   В условиях развивающихся рыночных отношений в экономике России действуют как свободные рыночные цены и тарифы, так и государственные регулируемые цены и тарифы. Если продукция, товары и услуги реализуются по свободным рыночным ценам, то в них не включаются НДС. Сумма НДС в этом случае определяется от суммы оборота исходя из действующей ставки налога.

   Государственные регулируемые цены и тарифы делятся на два вида: цены, в которые уже включен НДС, и цены, не содержащие в себе НДС. К первому виду относятся -государственные регулируемые розничные цены и тарифы на отдельные потребительские товары и услуги для населения. Ко второму – государственные регулируемые оптовые цены и тарифы по продукции топливно – энергетического комплекса (ТЭКа) и услугам производственно – технического назначения (услуги связи, грузовые транспортные перевозки и услуги).

Налоговые органы имеют при  этом право проверять уровень  указанных цен только в следующих  случаях:

- между взаимозависимыми  лицами;

- по товарообменным (бартерным)  операциям;

- при совершении внешнеторговых  сделок;

- при отклонении более  чем на 20% стороны повышения или  понижения от уровня цен, применяемых  налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам пределах непродолжительного периода времени.

   Если при проверке  по изложенным 4 основаниям окажется, что применяемые налогоплательщиком цены откланяются более чем на 20% от рыночных цен на идентичные или однородные товары, то налоговый орган имеет право сделать досчет объема реализации до уровня рыночных цен.

   Порядок определения налоговой базы по НДС, предоставляемых льгот и преимуществ, а также применения ставок НДС – общий для всех предприятий и организаций вне зависимости от их организационно – правовых форм, форм собственности и видов деятельности. Но наряду с общими правилами существуют и особенности, характерные для отдельных видов деятельности предприятий, связанные со спецификой их производственно – финансовой деятельности, видом предоставляемых ими услуг, а также осуществляемых ими операций.

   Рассмотрим особенности определения налоговой базы по отдельным способам реализации товаров, работ и услуг, а также по применяемым  формам оплаты поставленных товаров и выполненных  работ и услуг.

   Некоторые сложности в определении налоговой базы НДС возникают при осуществлении предприятиями и организациями товарообменных, или так называемых бартерных операций, при безвозмездной передаче товаров, работ и услуг,  при передаче  права  собственности  на  предмет залога  залогодержателю, а также при имеющей место в настоящее время натуральной оплате труда работников предприятий   и  организаций.  В  этом  случае  должны  быть  определены  рыночные  цены  товара,  работы и услуги с учетом  акциза  (по подакцизным  товарам),  но без  включения  в них НДС.

Информация о работе Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость