Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 23:28, курсовая работа
Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.
Введение…………………………………………………………………… ………..3
Задачи и функции Фонда социальной защиты населения……………………...6
Персонифицированный учет в системе государственного социального страхования………………………………………………………………………..9
Расчет взносов в Фонд социальной защиты населения……………………….11
Использование средств Фонда социальной защиты в учреждении………….15
Расчет пособий по временной нетрудоспособности…………………………..17
6. Расчет пособий на детей и других выплат за счет средств Фонда социальной защиты населения…………………………………………………………………..24
Учет и отчетность по средствам Фонда социальной защиты населения…….32
Учет расчетов с Фондом социальной защиты населения и расходов за счет средств Фонда с использованием ПЭВМ………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников……………………………………………...45
Свод начислений и удержаний (кнопка «Свод») позволяет получить данные по начислениям и удержаниям за любой расчетный период: отчеты по больничным листкам; свод по перечислению заработной платы в банки; свод по алиментам; среднесписочная численность; кадровые отчеты; налоговая ведомость. С помощью этого окна можно получить отчет в виде налоговой ведомости, нажав кнопку «Ведомость», или сформировать платежные поручения, нажав кнопку «Платежки».(приложение 17) В налоговой ведомости формируются суммы, отчисляемые во внебюджетные фонды с фонда заработной платы предприятия.
Таким образом, применение автоматизированных систем усиливает функцию контроля правильности, законности, а иногда и экономической целесообразности бухгалтерских операций (записей), не повышая трудоемкости ведения учета. Это достигается путем предварительного программирования соответствующих проверочных нормативов и алгоритмов. При этом автоматизированная информационная система обеспечивает беспрерывный контроль, как составления документов, так и текущих учетных записей. Такой подход обусловлен тем, что компьютерная система бухгалтерского учета имеет свою внутреннюю структуру и устроенные алгоритмы, навязывает бухгалтеру правила учета и схему документооборота, заданные ответственными лицами и зафиксированные в структуре системы. Практический результат для предприятия - уменьшение вероятности ошибок как из-за неграмотности или случайной ошибки бухгалтера, так и из-за вредительства.
Для учета расчетов с Фондом социальной защиты населения применяется активно-пассивный субсчет 171 «Расчеты по социальному страхованию».
По кредиту субсчета записываются суммы начисленных страховых взносов, пени за несвоевременную уплату страховых взносов и финансовых санкций, суммы частичной оплаты работниками путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, приобретенных за счет средств государственного социального страхования, а также суммы, поступившие от Фонда социальной защиты населения.
По дебету субсчета записываются суммы, израсходованные организацией за счет средств Фонда, а также суммы, перечисленные Фонду.
Остаток субсчета 171 в части расчетов с Фондом может быть дебетовым или кредитовым в зависимости от состояния расчетов.
В сводной ведомости за сентябрь 2012 года показаны суммы начисленных страховых взносов(ФЗП*(34%+6%)), которые отражены в мемориальном ордере 5:
Д-т сч. 20 «Расходы по бюджету» (субсчт. 200)
К-т субсч. 171 «Расчеты по социальному страхованию». ( приложение 15,16)
Указанные запись по кредиту субсчета 171 означают образование кредиторской задолженности перед Фондом социальной защиты населения.
На суммы выплат, производимых в пользу граждан, не являющихся работниками данной организации, страховые взносы не начисляются. Организации расходуют средства, принадлежащие Фонду социальной защиты, на выплату пособий, предусмотренных законодательством.
На суммы начисленных пособий работникам за счет средств Фонда социальной защиты населения задолженность перед Фондом уменьшается, а перед работниками - увеличивается, что отражается бухгалтерской записью:
Д-т субсч. 171 «Расчеты по социальному страхованию»
К-т субсч. 180 «Расчеты с персоналом». (приложение15,16)
При выплате единовременного пособия в связи с рождением ребенка составляется бухгалтерская запись:
Д-т субсч. 171 «Расчеты по социальному страхованию»
К-т субсч. 120 «Касса».
Выплата пособия на погребение за счет
средств Фонда производится в случае смерти:
• лиц, на которых распространялось государственное
социальное страхование и за которых или
ими самими уплачивались обязательные страховые взносы на
социальное страхование в порядке, установленном
законодательством Республики Беларусь;
• пенсионеров, получавших пенсию из средств
государственного социального страхования,
в том числе профессионального пенсионного
страхования;
• детей застрахованных и пенсионеров,
не достигших 18-летнего возраста (учащихся
– 23-летнего возраста). Пособие на погребение
выплачивается физическому лицу, взявшему
на себя организацию погребение умершего.
В случае смерти детей застрахованных
пособие на погребение выплачивается
одному из родителей (усыновителей), опекуну
(попечителю) либо другому физическому
лицу, взявшему на себя организацию их
погребения.
Юридическим лицам, взявшим на себя организацию
погребения умершего, а также гражданам,
получившим гарантированный перечень
услуг по погребению, пособие на погребение
не выплачивается.
При начислении пособия на погребение необходимо составить запись:
Д-т субсч. 171 «Расчеты по социальному страхованию»
К-т субсч. 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Выплата пособия на погребение отражается записью:
Д-т субсч. 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
К-т субсч. 120 «Касса».
В случае оказания специализированной организацией гарантированных услуг по погребению умерших застрахованных лиц или их детей возмещение расходов за счет средств Фонда производится в порядке безналичных расчетов на основании документов, представленных специализированной организацией. На суммы, причитающиеся специализированной организации, составляется запись:
Д-т субсч. 171 «Расчеты по социальному страхованию»
К-т субсч. 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Разница между начисленной суммой страховых взносов и суммой, израсходованной организацией в соответствии с действующим законодательством, перечисляется Фонду социальной защиты населения. Взносу в Фонд подлежат суммы платы населением по месту работы (учебы) за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, приобретенные за счет средств Фонда, и другие платежи.
При поступлении платы за путевки образуется задолженность перед Фондом, что отражается бухгалтерской записью:
Д-т субсч. 120 «Касса»
К-т субсч. 171 «Расчеты по социальному страхованию».
Внесенная плата за путевки перечисляется в Фонд социальной защиты населения одновременно с очередным перечислением страховых взносов.
При удержании 1% взносов из фонда заработной платы в пенсионный фонд необходимо сделать бухгалтерскую запись, которая показывает задолженность перед ФСЗН:
Д-т субсч. 180 «Расчеты с персоналом».
К-т субсч. 171 «Расчеты по социальному страхованию» (приложение15,16)
Сумма, подлежащая перечислению Фонду социальной защиты населения, учтенная по субсчету 171, распределяется между деятельностью, осуществляемой за счет бюджетного финансирования и за счет доходов от предпринимательской деятельности. Для этого прежде всего определяется сумма, подлежащая перечислению за счет доходов от осуществления предпринимательской деятельности. Расчет производится по следующей формуле:
( 35%ФОТ + 1% ФОТ) - П,
где 35% ФОТ - сумма начисленных страховых взносов от фонда оплаты труда по предпринимательской деятельности; 1% - сумма страховых взносов, удержанных из заработной платы работников по предпринимательской деятельности; П - сумма начисленных пособий по временной нетрудоспособности (кроме пособий в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями) и пособий по беременности и родам, начисленных за счет доходов от предпринимательской деятельности.
Разница между общей суммой задолженности Фонду социальной защиты населения, учтенной по субсчету 171, и суммой, подлежащей перечислению за счет доходов от предпринимательской деятельности, погашается за счет бюджетных средств.
При перечислении задолженности Фонду составляется бухгалтерская запись:
Д-т субсч. 171 «Расчеты но социальному страхованию»
К-т субсч. 100 «Текущий счет по бюджету». 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам» и др.
Платежи в Фонд вносятся плательщиками по месту постановки на учет в органах Фонда на транзитные счета казначейства, открытые для учета средств Фонда.
При перечислении задолженности Фонду за счет бюджетных средств организациями, финансируемыми через казначейскую систему, одновременно составляется вторая бухгалтерская запись:
Д-т субсч. 100 «Текущий счет по бюджету»
К-т субсч. 140 «Расчеты но финансированию из бюджета», 230 «Финансирование из бюджета». (приложение17,18)
Суммы платежей, излишне поступившие в Фонд, подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при отсутствии задолженности - в счет предстоящей уплаты платежей. Зачет переплат производится органами Фонда без заявления плательщика (организации) с уведомлением его об этом в течение десяти рабочих дней. Датой зачета считается день поступления средств на счета органов Фонда.
Суммы платежей, излишне перечисленные плательщиком органам Фонда в результате счетной ошибки, подлежат возврату в течение десяти рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о возврате:
Д-т субсч. 100 «Текущий счет по бюджету». 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам»
К-т субсч. 171 «Расчеты по социальному страхованию».
В случае превышения суммы начисленных пособий (Д-т субсч. 171) над суммой начисленных в Фонд платежей (К-г субсч. 171), несвоевременной выплаты заработной платы (задержки ее выплаты на один календарный месяц и более), а также компенсации взыскателям сумм алиментов плательщики представляют в органы Фонда по месту постановки на учет в трех экземплярах заявки на получение денежных средств по установленным формам. После проверки достоверности заявок средства перечисляются со счета казначейства на открываемый отдельный счет плательщика по учету средств Фонда в банке (на балансовом счете 36 «Бюджетные и иные государственные средства»). Плательщики в течение пяти рабочих дней после поступления средств на счет производят выплату пособий и компенсаций сумм алиментов. Не использованные средства возвращаются на счет казначейства.
На суммы, поступившие из Фонда, составляется бухгалтерская запись:
Д-т субсч. 100 «Текущий счет по бюджету»
К-т субсч. 171 «Расчеты по социальному страхованию».
При возврате неиспользованных средств на счет казначейства составляется обратная бухгалтерская запись.(ист.8)
Заключение
В современных условиях социальное страхование является важнейшим направлением социальной политики.
Обоснованная система социального страхования - одно из условий обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания стабильности в обществе. Материальной основой данной системы выступают специализированные фонды денежных средств, количество и назначение которых в каждом государстве соответствуют уровню его экономического и политического развития.
Из средств государственного социального страхования выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственных медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, пособие на погребение. Кроме этого, подавляющее большинство средств Фонда расходуется на выплату трудовых и социальных пенсий.
Существующая система социальной защиты населения предусматривает достаточно широкий спектр социальных мероприятий, однако необходимо решать проблемы финансовой устойчивости системы, адресности социальных выплат, выделение средств на доплаты к пособиям, ориентировать политику государственной социальной помощи на создание условий выхода из кризиса малообеспеченных семей.
Наряду с сохранением государственной системы социального страхования целесообразно создавать и развивать негосударственную систему.
Обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования выплат пенсий и пособий за счет поступлений - одна из главных функций Фонда социальной защиты населения. Для осуществления данной функции организуются систематические проверки плательщиков. Их целью является контроль правильности начисления обязательных страховых взносов и других платежей, своевременность их уплаты в полном объеме, проверка обоснованности и правильности использования средств на все выплаты по государственному социальному страхованию; выявление нарушений законодательства по государственному социальному страхованию и принятие соответствующих мер к плательщикам и их должностным лицам.
В условиях изменяющихся экономических условий система социального страхования требует постоянного совершенствования.
Одно из важнейших направлений - это совершенствования организации бухгалтерского учета, повышения его роли в управлении производством -использование в учете персональных ЭВМ и создание на этой основе автоматизированного рабочего места бухгалтера.
Основными задачами расчетов по социальному страхованию является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, правильность отражения в бухгалтерском учете этих операции и составления отчетности.