Учет расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических сведений об учете расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение экономической сути вопроса;
- обзор нормативно-правовой документации в сфере учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучение бухгалтерской составляющей вопроса;
- инвентаризация и совершенствование учета расчетов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
3
1.Экономическая сущность, понятие расчетов с покупателями и заказчиками

1.1 Экономическая сущность дебиторской и кредиторской задолженности
4
1.2 Основные формы расчетных взаимоотношений на промышленных предприятиях……………………………………………………………………

6
1.3 Аннотированный перечень нормативных документов по учету расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………

9
2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

2.1 Задачи учета расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям……………………………………………………………………….

12
2.2 Особенности документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………….

12
2.3 Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………….

14
2.4 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками – нерезидентами……………………………………………………………………

17
2.5 Особенности учета расчетов с помощью векселей………………………
19
3. Учет расчетов по претензиям……………………………………………….
22
4. Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям………………………………………………………………………

25
5. Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям……………………..

29
Заключение……………………………………………………………………….
31
Литература…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 83.44 Кб (Скачать файл)

При расчетах с покупателями и заказчиками  посредством  кредитовых переводов  инициатором  расчетов выступает  покупатель и основанием для расчетов является платежное поручение.

Платежное поручение представляет собой расчетный  документ, содержащий поручение плательщика  своему банку на перечисление с его  счета определенной суммы на счет получателя [5].

Поручения исполняются банком с соблюдением  очередности списания денежных средств  со счета. Банк, принявший платежное  поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении, в установленный срок. Банк может привлекать другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный в поручении клиента. Банк незамедлительно информирует плательщика по его требованию об исполнении поручения.

Платежные поручения представляются в банк на бланке установленной формы.

Последовательность  выполнения операций при расчетах платежными поручениями приведена ниже[4]:отдел сбыта выписывает товарно-транспортные накладные на передачу продукции покупателю; отпуск продукции со склада покупателю на основании товарно-транспортной накладной и доверенности; передача покупателем платежного поручения для оплаты в банк покупателя;  перечисление денег на расчетный счет поставщика за реализованную продукцию;  предоставление покупателю выписки из расчетного счета о снятии денег и перечисления поставщику; предоставление получателю платежа (бенефициару) выписки с расчетного счета о поступлении денег за реализованную продукцию.

Суть  аккредитивной формы расчета  заключается в том, что оплата предшествует передаче продукции –  выполнению работ, оказанию услуг.  При такой форме оплата может  производиться платежными поручениями  в виде предоплаты или посредством  заявлений на аккредитив.

Аккредитив  открывается за счет собственных  средств фирмы-покупателя или кредитов банка на сумму аккредитива. Не допускается открытие аккредитива частично. Аккредитив предназначен для обслуживания только одного поставщика и не может быть переадресован.

Аккредитив  выставляется на определенный срок, обычно на 15 дней, но при необходимости фирма-покупатель может продлить срок действия аккредитива. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются  в договоре между плательщиком и  поставщиком.

Когда основанием для безналичных расчетов является платежное поручение, передаваемое покупателем в банк в порядке  предоплаты за продукцию, т.е. инициатором  расчетов выступает  плательщик (покупатель), переводы называют кредитовыми.

Последовательность  выполнения операций при расчетах платежными поручениями такова [4]: выписка счета-фактуры на предполагаемую сумму сделки и передача покупателю; представление платежного поручения и счета-фактуры покупателем в банк для оплаты стоимости покупки;  перечисление денег на расчетный счет поставщика за продукцию; выписка с расчетного счета о поступлении средств на расчетный счет поставщика; отпуск продукции со склада поставщика покупателю на основании товарно-транспортной накладной и доверенности.

Когда основанием для безналичных расчетов является заявление на аккредитив, т.е. плательщик (покупатель)  резервирует средства на отдельном счете в банке, а  инициатором расчетов выступает  получатель платежа (бенефициар), после  передачи продукции покупателю переводы называются дебетовыми.

Последовательность  выполнения операций при расчетах заявлениями на аккредитив следующая [4]:  выписка счета-фактуры на предполагаемую сумму сделки и передача покупателю;  представление покупателем в банк заявления на аккредитив,  для депонирования средств на специальном счете; депонирование указанной в заявлении суммы на специальном счете;      извещение (отправление)  банку поставщика об открытии аккредитива;  отправка банком поставщика сообщения бенефициару об открытии аккредитива;  отпуск продукции со склада поставщика покупателю на основании товарно-транспортной накладной и доверенности;  представление в банк поставщика документов, подтверждающих отгрузку продукции покупателю для зачисления денежных средств с аккредитива на расчетный счет поставщика;  поступление денег на расчетный счет поставщика за реализованную продукцию со специального счета банка плательщика (аккредитива);  выписка с расчетного счета о поступлении средств на расчетный счет поставщика; выписка со специального счета (аккредитива) о перечислении средств на расчетный счет поставщика.

Аккредитивная форма расчетов является наиболее дорогостоящей. Она требует дополнительных расходов покупателя, это обусловлено не только большими комиссионными, которые взимает  банк, но и тем, что большинство  аккредитивов, с которыми работают российские фирмы, являются «покрытыми». Это означает, что у покупателя на время действия контракта отвлекаются из оборота значительные средства, равные сумме платежа по контракту.

При реализации продукции покупателям может  быть использована форма расчета  с помощью чека из чековой книжки.

Последовательность  выполнения операций при расчетах чеками [4]: передача в бухгалтерию предприятия - поставщика чека, заполненного покупателем на сумму сделки; отпуск продукции со склада поставщика покупателю осуществляется сразу же после поступления чеков от покупателей на основании товарно-транспортной накладной и доверенности; передача в банк предприятия-поставщика чека с реестром чеков для получения денег с покупателя;  пересылка чека в банк покупателя; перечисление денег с депозитного счета покупателя на расчетный счет поставщика в счет оплаты по чеку; выписка с расчетного счета о поступлении средств на расчетный счет поставщика.

Чекодателем является юридическое или физическое лицо, имеющее денежные средства в  банке, которыми он вправе распоряжаться  путем выставления чеков. Чекодержателем является юридическое или физическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором  находятся денежные средства чекодателя.

Чек должен быть предъявлен указанному в чеке плательщику в течение срока  действия чека. Отзыв чека до истечения  срока для его предъявления не допускается. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан.

В итоге  можно сказать, что основными  формами расчетных взаимоотношений  на промышленных предприятиях являются акцептная, аккредитивная формы  расчетов, а также расчетные чеки.

 

 

 

1.3 Аннотированный перечень нормативных  документов по учету расчетов  с покупателями и заказчиками.

 

 

1.      Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321 «О бухгалтерском учете  и отчетности» с изм. и доп.  по состоянию на 10.07.2009

Этот Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. Действие указанного Закона распространяется на юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества, государственные органы, а также на индивидуальных предпринимателей.

2.      Инструкция по применению Типового  плана счетов бухгалтерского  учета, утвержденная Постановлением  Министерства Финансов Республики  Беларусь от 30.05.2003 №89

  Типовой план счетов бухгалтерского  учета устанавливает общий порядок  отражения фактов хозяйственных  операций на счетах бухгалтерского  учета. Кроме того, он регулирует  общий основополагающий подход  к построению системы счетов  и является основным стандартом  по бухгалтерскому учету.

Инструкция по применению Типового плана счетов дает лишь краткую характеристику синтетических счетов: структура  и назначение счета, экономическое  содержание отражаемых на нем фактов, порядок записей в отношении  наиболее распространенных хозяйственных  операций, связи (корреспонденции) счета  с другими счетами.

Вышеперечисленные нормативно-правовые акты являются основными при регулировании  учета расчетов с покупателями и  заказчиками.     

3.       Налоговый кодекс  Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З в редакции Закона от 1 января 2010 г. № 4, 2/1624

  1. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 №148-3 в редакции Закона от 14 июня 2010 г. №441-3
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»
  3. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
  4. Постановление  Совета Министров Республики Беларусь, Национального Банка Республики Беларусь  «О проведении расчетов при осуществлении внешнеторговых операций» от 25 сентября 2000 №1476/49
  5. Постановление Совета Министров РБ и Нацбанк «Об обязательном оформлении векселями просроченной задолженности за поставленные товары и оказанные услуги» № 430/6 от 10 июля 1994 года.
  6. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная».
  7. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 №23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной «СMR» и Инструкции по ее заполнению.
  8. Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.03.2008 № 38 с изм. и доп. по состоянию на 10.07.2009
  9. Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009
  10. Инструкция о порядке исчисления и уплаты НДС, утвержденная Постановлением  Государственного налогового комитета от 29 июня 2001 года № 94.
  11. Инструкция о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, утвержденная Постановлением Правления Национального банка РБ от 29 марта 2001 г. № 64 (далее Инструкция № 64).
  12. Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденная Постановлением Правления Национального банка РБ от 30 апреля 2004 г. № 74.
  13. Инструкция о банковском переводе, утвержденная Постановлением Правления Национального Банка от 29 марта 2001 г. № 66
  14. Инструкция о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1.
  15. Приказ Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. №310 "Об утверждении Методических указаний о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"

 Перечисленными нормативными актами установлены ключевые требования, в соответствии с которыми осуществляются хозяйственные расчеты с покупателями и заказчиками; определены вопросы налогового обложения, которые вытекают из расчетов с покупателями и заказчиками; описаны способы, сроки, формы расчетов с покупателями и заказчиками. Во внешнеэкономической деятельности устанавливают валюту контракта и валюту расчетов. Также урегулированы вопросы расчетов по претензиям (гарантии исполнения сторонами платежных обязательств).

 

 

 

 

         2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

 

2.1 Задачи учета расчетов с  покупателями и заказчиками, расчетов  по претензиям

 

 

Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками являются [6]: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов; контроль над  использованием денежных средств  в расчетах исключительно по целевому назначению; контроль  за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками; своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности; контроль за авансовыми платежами.

От успешности решения таких задач напрямую зависит достижение положительных  результатов при формировании расчетов с покупателями и заказчиками  и дальнейшего их учета, анализа и контроля.

Задачи  учета расчетов по претензиям можно  сформулировать таким образом: учет и выявление стоимости недостачи  продукции, ненадлежащего качества ее и т.д.; правильное документальное оформление урегулирования споров с  покупателями и заказчиками; принятие мер по возмещению причиненного вреда.

Определение основных задач учета расчетов с  покупателями и заказчиками позволяет раскрыть назначение  дальнейшего использования данных расчетов.

 

2.2 Особенности документального  оформления расчетов с покупателями  и заказчиками

 

 

Все расчеты  организаций с покупателями и  заказчиками строятся на основании  заключаемых с ними договоров-контрактов, где указаны сроки и условия  поставки, порядок оплаты, ответственность  сторон в случае нарушения принятых обязательств. Первичными документами  по возникновению расчетных взаимоотношений  с покупателями  и заказчиками являются: накладные; счета-фактуры; акты принятых работ, услуг; налоговые накладные; товарно-транспортные накладные; товарные накладные; книги продаж - покупок; письма на проведение взаимозачетов; приемные квитанции.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям