Учет расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических сведений об учете расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение экономической сути вопроса;
- обзор нормативно-правовой документации в сфере учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучение бухгалтерской составляющей вопроса;
- инвентаризация и совершенствование учета расчетов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
3
1.Экономическая сущность, понятие расчетов с покупателями и заказчиками

1.1 Экономическая сущность дебиторской и кредиторской задолженности
4
1.2 Основные формы расчетных взаимоотношений на промышленных предприятиях……………………………………………………………………

6
1.3 Аннотированный перечень нормативных документов по учету расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………

9
2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

2.1 Задачи учета расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям……………………………………………………………………….

12
2.2 Особенности документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………….

12
2.3 Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………….

14
2.4 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками – нерезидентами……………………………………………………………………

17
2.5 Особенности учета расчетов с помощью векселей………………………
19
3. Учет расчетов по претензиям……………………………………………….
22
4. Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям………………………………………………………………………

25
5. Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям……………………..

29
Заключение……………………………………………………………………….
31
Литература…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 83.44 Кб (Скачать файл)

Счета-фактуры  выписывают все предприятия и организации, реализующие готовую продукцию, как облагаемые так и не облагаемые НДС. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет.

В счете-фактуре  должны быть указанны: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя; количество и наименование поставляемой готовой продукции; цена; налоговая ставка и др. реквизиты. Сумма НДС по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарно-материальным ценностям принимается к зачету у покупателя только при наличии оригинала счета-фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных товаров и запись об этом в книге покупок.

Типовые формы  ТТН-1и ТН-2 и их реквизиты  прописаны в Постановлении Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 №192 « Об утверждении типовых  форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и  в Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная». Данные накладные являются документами для списания товаров у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 27 Методических указаний "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", утвержденных Приказом Государственного Налогового Комитета Республики Беларусь от 13.12.1999 г. N 310, книга продаж предназначена для регистрации первичных учетных, платежных и расчетных документов, применяемых при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, составляемых поставщиком, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость по реализованным товарам (выполненным работам, оказанным услугам). Книга продаж должна быть прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом. Книга продаж хранится соответственно у поставщика и покупателя в течении полных 5 лет с даты последней записи.

В свою очередь  у покупателя товаров, работ, услуг  ведется книга покупок, в которой  регистрируются счета-фактуры, представляемые поставщиками. Цель ведения книги  покупок заключается в определении  суммы налога, подлежащей зачету (возмещению) в соответствии с Налоговым Кодексом РБ.

Книга покупок  включает все реквизиты поступающих  счетов-фактур поставщиков, причем суммы  налога фиксируются раздельно по товарам со ставкой обложения 20 % и 10 %, отдельно показываются покупки, не облагаемые по действующему законодательству.

За каждый отчетный период в книгах покупок  и продаж выводятся итоги, которые  используются для составления декларации по налогу на добавленную стоимость.

Приемная  квитанция является основанием для  записи в учетные регистры по расчетам с покупателями и заказчиками. Учет операций по счету ведут в журнале-ордере № 11. В конце месяца в нем подсчитывают обороты по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и сверяют их с  данными этого счета, отраженными  в других учетных регистрах. После  сверки кредитовый оборот по счету 62 переносят  в Главную книгу.

Итак, при  журнально-ордерной форме учета  расчеты с покупателями и заказчиками  ведут в журнале ордере № 11, 8, ведомостях № 7, 16.

Аналитический учет организуется в ведомости № 7 в разрезе каждого дебитора. В этой ведомости, в разрезе каждого  дебитора, показывается сальдо на начало месяца по дебету или кредиту счета, обороты по дебету корреспондирующих  счетов с кредита 62  «Расчеты с  покупателями и заказчиками», основание  для записи (т. е. те первичные документы, на основании которых проводится запись). По реализации аналитический  учет ведется в ведомости № 16. В этой ведомости учет ведется  в разрезе каждого покупателя и в разрезе каждого вида продукции. В ней указывают: дату выставления  счетов покупателям, номер платежного требования, номер приказа накладной, наименование покупателя или заказчика, количество по наименованиям или  группам изделий по отгруженной  или отпущенной продукции, суммы  по платежным документам и отметки  по их оплате.

Синтетический учет организуется в журнале-ордере № 11. В этом журнале, в разрезе  аналитических данных по счетам 45 «Товары  отгруженные», 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы» отражают реально отгруженную продукцию, суммы по возвращенной продукции, остатки по этим счетам на начало и конец месяца.

Предприятие-покупатель при получении материальных ценностей  проверяет соответствие их ассортимента договорам, регистрирует в журнале  учета поступивших грузов, делает отметку в книге учета выполненных  договоров и акцентирует счет, т.е. дает согласие на оплату. С этого  момента в бухгалтерском учете  возникают расчеты с поставщиками.

Итак, первичными документами по возникновению расчетных  взаимоотношений с покупателями  и заказчиками являются: накладные, счета фактуры, акты принятых работ, услуг, налоговые  и товарно-транспортные накладные, книги продаж – покупок, письма на проведение взаимозачетов, приемные квитанции, на основании которых  и происходит заполнение счета 62 и  дальнейший анализ полученных данных.

 

2.3 Аналитический и синтетический  учет расчетов с покупателями  и заказчиками

 

Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками  ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

К  счету  62  «Расчеты с покупателями и заказчиками» Типовым планом счетов предусмотрены  следующие субсчета:

62.1 «Расчеты  в порядке инкассо»;

62.2 «Расчеты  плановыми платежами»;

62.3 «Векселя  полученные»;

62.4 «Авансы  полученные»;

62.5 «Расчеты  с дольщиками по финансированию  создания объекта долевого строительства»  и другие.

На  субсчете  62.1 «Расчеты  в  порядке  инкассо»  учитываются расчеты  по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к  оплате  расчетным  документам  за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.

На  субсчете  62.2  «Расчеты  плановыми  платежами» учитываются расчеты  с  покупателями  и заказчиками, осуществляемые не по каждой сделке    (отгрузке  (отпуску)  товаров),  а  путем     периодического перечисления  средств    в   сроки  и в размерах, заранее согласованных плательщиком и получателем средств  в договоре. Сумма планового платежа устанавливается сторонами на предстоящий месяц (квартал) исходя из периодичности платежей и объемов поставок или оказания услуг по договорам или исходя из фактической поставки за предыдущий период.

На субсчете 62.3 «Векселя полученные» учитывается  задолженность по  расчетам  с покупателями и заказчиками,  обеспеченная полученными от них векселями на сумму отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, включая проценты, которые должны  быть акцептованы покупателями и заказчиками.

На  субсчете  62-4  «Авансы  полученные» учитываются  расчеты по полученным  авансам  под  поставку  материальных  ценностей либо под выполнение  работ,  оказание  услуг,  а  также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности.

На субсчете 62.5 «Расчеты с дольщиками по финансированию создания объекта долевого строительства» учитываются расчеты с дольщиками  по финансированию создания объекта  на условиях долевого строительства. [7].

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», как  правило, активный, но может иметь  кредитовое сальдо, если по условию  договора поставки предусмотрено получение аванса от покупателя. По дебету этого счета отражается дебиторская задолженность покупателей на сумму отгруженных им товаров, работ и услуг, а по кредиту - оплата долга покупателем. Если по условию договора поставки предусмотрена предоплата, то в этом случае по кредиту счета отражается сумма полученной предоплаты в счет будущих поставок (кредиторская задолженность перед покупателем), а по дебету - стоимость отгруженных товаров, продукции, услуг, работ покупателю в счет полученного ранее аванса.

Корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями и заказчиками приведена ниже:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

1 Отражение в учете операций  по дебету счета 62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками»

   

Отражение в учете оптовой реализации товаров

62

90

Отражение в учете реализации основных средств

62

91

Отражение в учете продажи прочих активов

62

91

Возврат покупателям денежных средств

62

50,51,52

Зачет взаимных требований (погашение  задолженности одним предприятием за счет долга других)

60,62

62

Списание на доходы невостребованной кредиторской задолженности покупателям  в связи с истечением сроков исковой  давности

62

92

2 Отражение в учете операций  по кредиту счета 62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками»

   

Поступление в кассу предприятия  общественного питания наличных денег за абонементы, талоны на питание, авансовых платежей за обслуживание и др.: поступление денежных средств в кассу розничного торгового предприятия за подписные издания и т.п.

50

62

Поступление на счета в банке платежей от покупателей

51,52

62

Перевод платежа одного предприятия (покупателя) в погашение задолженности  другому субъекту хозяйствования (в  порядке зачета взаимных требований)

60,62

62

Зачет предварительно полученного аванса от покупателя в счет его предстоящего платежа поставщику

62

62

Списание на убытки дебиторской задолженности  покупателей, по которой истек срок исковой давности

92

62

Списание за счет резерва по сомнительным долгам безнадежной ко взысканию дебиторской задолженности покупателей

63

62

Погашение краткосрочных и долгосрочных кредитов банка за счет поступивших  платежей от покупателей

66.1,67.1

62

Погашение краткосрочных и долгосрочных займов за счет поступивших платежей от покупателей

66.2,67.2

62


 

Аналитический  учет  по  счету  62  «Расчеты  с  покупателями и заказчиками»  ведется:  при  расчетах в порядке инкассо - по каждому предъявленному    покупателям   (заказчикам)  счету;  при   расчетах плановыми  платежами  -  по  каждому  покупателю  и  заказчику;   по полученным авансам  -  по каждому кредитору.

При  этом  построение  аналитического учета должно обеспечивать возможность    получения  данных  о  задолженности  по  расчетам   с покупателями и заказчиками: обеспеченной векселями, срок поступления денежных    средств    по    которым    не    наступил;   векселями, дисконтированными  (учтенными)  в  банках;  векселями,  по   которым денежные средства не поступили  в срок[8].

Таким образом, мы рассмотрели синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками.

 

2.4 Особенности учета расчетов с  покупателями и заказчиками –  нерезидентами

 

Нерезиденты  — юридические, физические лица, действующие в одном государстве, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом.

Также это  могут быть компании и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, или находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

В соответствии с Постановлением Министерства финансов РБ от 30 мая 2003 г. №89 «Об утверждении  Типового плана счетов бухгалтерского учета» для бухгалтерского учета  валютных операций (которые в основном соответствуют этому роду деятельности) предназначен  в том числе счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».   При реализации имущества за иностранную валюту на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражаются возникшие при переоценке задолженности курсовые разницы, которые увеличивают (уменьшают) оборот по этому счету.        

Первичными  документами по возникновению расчетных  взаимоотношений с нерезидентами  являются:  коммерческие документы (счета-фактуры), транспортные накладные (CMR – железнодорожная накладная, авианакладная, товарно-транспортная накладная) платежные документы  на перерасчет сумм таможенных платежей и другие налоги на счета таможенных служб, расчеты курсовых разниц.

Остановимся более подробно на оформлении международной  товарно-транспортной накладной «CMR». Международная  товарно-транспортная накладная составляется не менее чем в трех экземплярах, которые должны быть подписаны отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр накладной предается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика. 
        Международная товарно-транспортная накладная должна  содержать следующие данные (позиции для заполнения) [9]: отправитель (наименование, адрес, страна);  получатель (наименование, адрес, страна); место разгрузки груза; место и дата погрузки груза;  прилагаемые документы;  знаки и номера;  количество мест; род упаковки; наименование груза; статистический номер;  вес, брутто, кг;  объем, м3;  указания отправителя (таможенная и прочая обработка);  объявленная стоимость груза; возврат; условия оплаты (франко, нефранко); перевозчик (наименование, адрес, страна); последующий перевозчик (наименование, адрес, страна); оговорки и замечания перевозчика;  подлежит оплате (ставка, скидки, надбавки, дополнительные сборы и т.п.); особые согласованные условия;  дата и место составления накладной;  время прибытия под погрузку и время убытия; подпись и штамп отправителя; номер путевого листа и дата его выдачи; фамилии водителей; подпись и штамп перевозчика;  дата получения груза, время прибытия под разгрузку и время убытия; подпись и штамп получателя;  регистрационный номер (тягач, полуприцеп);  марка (тягач, полуприцеп).  Кроме этого в накладной указано, что перевозка осуществляется независимо от любых оговорок, согласно положениям Конвенции о договоре международной перевозки грузов (Приложение Б).

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям