Учет расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических сведений об учете расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение экономической сути вопроса;
- обзор нормативно-правовой документации в сфере учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучение бухгалтерской составляющей вопроса;
- инвентаризация и совершенствование учета расчетов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
3
1.Экономическая сущность, понятие расчетов с покупателями и заказчиками

1.1 Экономическая сущность дебиторской и кредиторской задолженности
4
1.2 Основные формы расчетных взаимоотношений на промышленных предприятиях……………………………………………………………………

6
1.3 Аннотированный перечень нормативных документов по учету расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………

9
2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

2.1 Задачи учета расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям……………………………………………………………………….

12
2.2 Особенности документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………….

12
2.3 Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………….

14
2.4 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками – нерезидентами……………………………………………………………………

17
2.5 Особенности учета расчетов с помощью векселей………………………
19
3. Учет расчетов по претензиям……………………………………………….
22
4. Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям………………………………………………………………………

25
5. Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям……………………..

29
Заключение……………………………………………………………………….
31
Литература…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 83.44 Кб (Скачать файл)



 

 

      Аналитический учет расчетов по претензиям ведется по каждому дебитору и предъявленной претензии в отдельности (линейным способом)[8].

Таким образом, учет расчетов по претензиям позволяет  выявлять стоимость недостачи продукции, ненадлежащего качества ее и т.д.; правильно документально оформлять  урегулирования споров с покупателями и заказчиками; принимать меры по возмещению причиненного вреда. 

4. Инвентаризация расчетов с покупателями  и заказчиками, расчетов по  претензиям.

 

 

Реальность  бухгалтерского баланса может быть обеспечена только  после тщательной  проверки  (инвентаризации)  всех  его  статей.    Ревизору целесообразно  начинать  проверку состояния расчетов  с  анализа материалов инвентаризации  расчетов.  Инвентаризация  расчетов состоит   в   выявлении фактических остатков сумм на счетах. Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчетов.  Ревизия  начинается  с  инвентаризации  расчетов  с  покупателями   и заказчиками. 

При проверке расчетов следует установить [14]:  правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, включая суммы дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности; имеется ли равенство остатков (дебетовых и кредитовых раздельно) по счетам расчетов по балансу, остаткам в оборотных ведомостях (карточках аналитического учета), а также законность и хозяйственную целесообразность совершенной операции; правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям.

Проверяются акты сверок с покупателями и заказчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

Аналитика ведется в разрезе задолженности  за поставленные товары (работы, услуги) и авансов полученных по каждому  покупателю (заказчику). Данные аналитического учета за поставленные товары (работы, услуги) должны обеспечивать возможность получения необходимой информации[13]: по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;  по векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;  по векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; по векселям, денежные средства по которым не поступили в срок; по покупателям и заказчикам в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность.

На основании  данных аналитического учета и актов сверок выявляется: задолженность, подтвержденная дебиторами; задолженность, не подтвержденная дебиторами; задолженность с истекшим сроком исковой давности. Проверяется обоснованность списания безнадежной задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя.

Данные  инвентаризации заносятся в опись  по каждому покупателю (заказчику). С одногородними покупателями составляется акт сверки.

 Инвентаризация  расчетов с иногородними покупателями  производится высылкой копии  карточки аналитического учета  расчетов. Здесь должно соблюдаться  правило: выписки высылают организации-кредиторы организациям-дебиторам. Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью предприятие-дебитор возвращает предприятию-кредитору в течение 10 дней со дня получения.

В тех  случаях, когда по отдельным покупателям  проверка выявила устойчивую задолженность, то ее обоснованность устанавливается по данным первичных документов, отражающих ее возникновение, и актом взаимной сверки расчетов выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчетов покупателя с ревизуемым предприятием, устанавливаются виновные лица.

По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать  задолженность, числящуюся на балансе  в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и  не подтвержденную ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной. По справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемого предприятия, устанавливают: за что и когда образовалась эта задолженность, а также является ли она реальной.

В акте результатов  инвентаризации расчетов следует  указать  названия проинвентаризированных   счетов,   записать    суммы    несогласованной    и просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и безнадежных  долгов. По указанным видам  задолженности  к  акту  инвентаризации  расчетов  должен прилагаться справка с указанием суммы задолженности, за что она числится,  с какого времени и на основании что документов [15].

При проведении проверки надо также установить, правильно  ли выдавались авансы и по целевому ли назначению. При этом следует знать, что предприятия могут выдавать авансы поставщикам под поставку ими товарно-материальных ценностей, под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от поставщиков и заказчиков.

В составе  авансов выданных могут числиться  денежные суммы, перечисленные различным  коммерческим структурам для оказания им финансовой помощи. При наличии  таких случаев надо установить, как  это повлияло на финансовое состояние  предприятия, имелись ли случаи несвоевременной  оплаты поставщикам, уплаты пени и т. д. Следует также установить, проводилась  ли инвентаризация числящихся авансов  и их реальность. Затем проверяющий  должен проверить денежные суммы, числящиеся на субсчете 62.4 «Авансы полученные». Кроме того, надо установить, для каких целей получены авансы, не числятся ли на этом счете денежные суммы, не относящиеся к авансам полученным. Для этой цели надо рассмотреть ведомость № 7 и по каждой числящейся сумме установить ее реальность.

Особое  внимание ревизор уделяет случаям утаивания на счетах дебиторов недостатков  и  краж,  порчи  и   брака   товаров,   отнесения   дебиторской задолженности на другие статьи баланса.

В случае выявления безнадежной  задолженности,  в  иске  относительно которой суд отказал, следует выяснить мотивы отказа и обоснованность иска.

Если  ревизией  выявленная  продолжительная  задолженность  отдельных покупателей, то по  данным  первичных  документов, которые подтверждают ее возникновения, и  по актам взаимной сверки  расчетов  можно установить  причины несвоевременных расчетов и виновных в этом лиц.

На предприятиях с компьютеризированным бухгалтерским  учетом  ревизор использует справочную нормативную базу, которая сохраняется  на  электронных носителях  информации,  сопоставляет  ее  данные  с  первичными  документами, актами взаимных сверок расчетов.

Для наглядности  приводим акт  сверки расчетов (Приложение 1).

Теперь  рассмотрим инвентаризацию расчетов по претензиям.

Одной из  важнейших задач контроля является проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств. Существует несколько групп претензий [15]: к поставщикам и подрядчикам за выявленные при проверке их расчетов (после акцепта) завышения объемов выполненных работ, недопоставку товарно-материальных ценностей, завышение цен и тарифов, завышение сумм в результате арифметических ошибок, за  несоответствие  качества поставленных товаров стандартам или техническим условиям, а также за простои по вине поставщиков;  к транспортным  организациям за недостачу груза сверх норм естественной убыли, образовавшуюся в пути, и за излишне уплаченные суммы при перевозке грузов;  по санкциям (штрафы, пени, неустойки) за несоблюдение договорных условий, признанных плательщиками или присужденных хозяйственным судом;  к банкам по суммам, ошибочно списанным по расчетному, валютному и другим счетам.

Претензия предъявляется после того, как  предприятие узнало о нарушении  своих  имущественных прав и законных интересов другим предприятием. Претензии  о возмещении стоимости  недостающей  продукции (товаров), ненадлежащего  его качества или некомплектной, в том числе об уплате штрафа за поставку такой продукции (товаров), предъявляются в течение месяца, а претензии, возникающие по другим основаниям, в течение двух месяцев.

Приступая к проверке данного вопроса, следует  в первую очередь сверить сальдо аналитического учета по счету 76 в  ведомости  №7 с данными Главной книги. Затем надо по каждой претензии проверить ее обоснованность, своевременность и правильность оформления документации. По данным журнала предъявленных претензий определяются количество и сумма неудовлетворенных претензий, причины отказа в их удовлетворении и виновные лица. Особое внимание обращается на списание сумм, числящихся на счете 76, на убытки и другие счета. При наличии такого списания по каждой сумме надо определить его причины[16].

Несоблюдение сроков предъявления претензий часто используется для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе  в удовлетворении претензии, числящиеся суммы списываются на издержки производства или другие счета. Поэтому очень важно изучить причины отказа поставщиков или транспортных организаций в удовлетворении претензий, протоколы рассмотрения претензионных дел в хозяйственном суде. Если за претензией скрывалось меры по возмещению причиненного ущерба. В случае предъявления претензий транспортным организациям за недостачу груза в пути, следует проверить наличие коммерческих актов и правильность их оформления. В процессе контроля выясняют обоснованность претензий, предъявленных ревизуемому предприятию поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками, а также устанавливают виновных лиц и сумму ущерба, причиненного предприятию путем погашения необоснованных претензий.

Таким  образом, мы сделаем вывод, что  анализ  материалов  инвентаризации   расчетов с покупателями и заказчиками и расчетов по претензиям   дает возможность  ревизору  сосредоточить  внимание  на  более аргументированной проверке расчетов, выявлении  расхождений и принятии мер по их устранению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Основные направления совершенствования  учета расчетов с покупателями  и заказчиками, расчетов по претензиям

 

 

Совершенствование бухгалтерского учёта на предприятии (организации) должно носить постоянный характер, поскольку только при правильном, хорошо организованном учёте не будет претензий со стороны налоговых органов – по уплате налогов, органов социального и медицинского страхования – по отчислениям в соответствующие фонды, работников предприятия – по начисленной заработной плате, инвесторов, покупателей и т.д.

Расчетные взаимоотношения - это составное  звено первого и последнего этапа в цикле обращения капитала предприятия (организации), и от того насколько качественно будут происходить расчеты, будет зависеть качество воспроизведенного процесса. Именно поэтому всегда необходимо соблюдать расчетную дисциплину, в частности сроков погашения обязательств.

На предприятии (организации) необходимо повысить контроль за соблюдением расчетных операций, а так же дебиторской задолженности. Разработать комплексные мероприятия по принудительному взысканию просроченной дебиторской задолженности, путем подачи исковых заявлений в суд и следить за сроками исковой давности по долгам, следить за порядком сверки взаимных расчетов между данными бухгалтерского учета на предприятии (организации) и контрагента.

Руководство любого предприятия стремится повысить качество работы учетной службы в  целом. С этой целью разрабатываются  и внедряются предприятия (организации) по проведению бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством и способностями производственно - хозяйственной деятельности, которая постоянно подвергается, хотя и не значительным изменениям под воздействием внешних и внутренних экономических факторов [17].

На основании  выявленных недостатков учета расчетов с покупателями и заказчиками мы предлагаем следующее:

1. Учет расчетов с покупателями и заказчиками вести на счете 62 с выделением дополнительных субсчетов:

62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками по товару»

62.2 «Расчеты по продаже услуг»

62.3 «Расчеты с поставщиками (по возврату, браку и прочее)

2. В случаях предъявления претензий к покупателям и заказчикам за невыполнение договорных и других условий вести учет этих расчетов на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчете 76.2   «Расчеты по претензиям». Начисление сумм претензий отражать по дебету счета 76.2, их оплату - по кредиту.

Чтобы говорить о совершенствовании системы  учета расчетов с покупателями и  заказчиками необходимо, прежде всего,  изменить, т.е. усовершенствовать применение на предприятии (организации) формы расчетов. Перспективные формы расчетов с покупателями и заказчиками позволяют снизить затраты на проведение расчетных операций, а также усилить контроль за рациональным использованием денежных средств.

Актуальным  на сегодняшний день является то, что  организация, реализуя свою продукцию, должна иметь гарантию того, что покупатель произведет расчет за товар вовремя и в полном объеме.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям