Учет расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических сведений об учете расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение экономической сути вопроса;
- обзор нормативно-правовой документации в сфере учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучение бухгалтерской составляющей вопроса;
- инвентаризация и совершенствование учета расчетов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
3
1.Экономическая сущность, понятие расчетов с покупателями и заказчиками

1.1 Экономическая сущность дебиторской и кредиторской задолженности
4
1.2 Основные формы расчетных взаимоотношений на промышленных предприятиях……………………………………………………………………

6
1.3 Аннотированный перечень нормативных документов по учету расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………

9
2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

2.1 Задачи учета расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям……………………………………………………………………….

12
2.2 Особенности документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………….

12
2.3 Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………….

14
2.4 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками – нерезидентами……………………………………………………………………

17
2.5 Особенности учета расчетов с помощью векселей………………………
19
3. Учет расчетов по претензиям……………………………………………….
22
4. Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям………………………………………………………………………

25
5. Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям……………………..

29
Заключение……………………………………………………………………….
31
Литература…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 83.44 Кб (Скачать файл)

В качестве форм расчетов во внешнеэкономической  деятельности можно использовать следующие  варианты:

Банковский  перевод - это такая форма расчетов, при которой плательщик поручает банку перевести с его счета определенную сумму в пользу продавца. Осуществляется перевод посредством платежных поручений, адресуемых одним банком другому, либо, при наличии межбанковской договоренности, посредством банковских чеков или иных расчетных документов. Уполномоченные банки по поручению покупателя (плательщика) выставляют платежные поручения и банковские чеки банкам-нерезидентам, а также выполняют платежные поручения банков-нерезидентов и оплачивают в соответствии с условиями корреспондентских соглашений чеки [10].  Банковский перевод делится на дебетовый (расчеты платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями) и кредитовый (расчеты платежными требованиями и чеками).

Банковский  перевод в зависимости от состава участников делится на[11]: международный банковский перевод (банковский перевод денежных средств, среди участников которого есть уполномоченный банк и банк-нерезидент); внутренний банковский перевод (банковский перевод денежных средств, участниками которого являются только уполномоченные банки).

В зависимости  от состава сторон банковский перевод подразделяется на [11]: банковский перевод за границу (банковский перевод за счет резидента -клиента уполномоченного банка в пользу нерезидента или в пользу резидента, который является клиентом банка-нерезидента); банковский перевод из-за границы (банковский перевод в пользу резидента - клиента уполномоченного банка за счет нерезидента или за счет резидента, который является клиентом банка-нерезидента); прочие банковские переводы (банковские переводы за счет резидента - клиента уполномоченного банка в пользу резидента - клиента уполномоченного банка).

Для таможенных расчетов (пошлина, НДС) чаще всего используются расчетные чеки. Инструкция о порядке  проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, утверждена Постановлением Правления Национального банка РБ от 29 марта 2001 г. № 64.

Расчеты банковскими пластиковыми карточками регламентируется Инструкцией о  порядке совершения операций с банковскими  пластиковыми карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка РБ от 30 апреля 2004 г. № 74.

Избрание  конкретной формы расчетов по внешнеэкономической  деятельности является прерогативой участников сделки, которые на основе соблюдения баланса интересов сторон избирают целесообразную для данного случая форму расчетов и фиксируют ее в тексте контракта.

Таким образом, учет расчетов с нерезидентами зачастую связан с валютными операциями, а  также оформлением дополнительных документов, таких как международные  товарно-транспортные накладные.

 

 

2.5 Особенности учета расчетов с помощью  векселей

 

Последние годы в РБ получила развитие система расчетов посредством векселей. Вексель представляет собой  ценную бумагу, удостоверяющую безусловное обязательство векселедателя уплатить по наступлению установленного срока векселедержателю определенную сумму. Расчеты векселями – это один из видов коммерческого кредита, т.к. оплата по векселю производится не сразу, а через определенное время. В течение этого времени сумма векселя находится в распоряжении векселедателя (покупателя) [5].

С применением  векселей используется счет 62, на котором учитываются расчеты с покупателями по суммам задолженности за товары, проданные им с рассрочкой платежа.

Совет Министров  РБ и Нацбанк приняли постановление «Об обязательном оформлении векселями просроченной задолженности за поставленные товары и оказанные услуги» № 430/6 от 10 июля 1994 года.    Векселедержатель может дать поручение банку на инкассирование векселей, и банк обязан своевременно переслать векселя по месту платежа (в банк покупателя товаров). Векселедержатель о сдаче векселя на инкассо извещает плательщика самостоятельно.

Под вексельным протестом понимается нотариально  заверенный отказ плательщика от уплаты векселя. В этом случае банк может взять на себя обязанность по протесту векселя в случае его неоплаты в срок.

За все  эти услуги комиссионные вознаграждения банку уплачивает клиент. Банк следит за сроками уплаты платежей по векселям в особой ведомости. Векселя передаются в банк при реестрах. На каждом векселе  должно быть не менее 2 подписей: векселедателя  и первого векселеприобретателя.

При получении  платежа в векселе делаются отметки  об оплате, а векселя возвращают плательщику. При получении платежа  по векселю банк плательщика уведомляет банк поставщика специальным авизо.

Под залог  векселей банк может векселедателю (покупателю) выдать кредит по заявке векселедержателя (поставщика).

Под учетом векселей следует понимать такую  операцию, когда векселедержатель передает (продает) банку векселя до наступления  срока платежа и получает от банка  сумму по векселю за вычетом учетного процента (дисконта), который устанавливает  сам банк. Значит, банк становится лицом, которое должно получить от векселедателя  платеж по векселю в установленный  срок в общем порядке. Векселя бывают двух видов [8]: простой вексель (соль-вексель) - это письменное свидетельство, содержащее обязательство должника (векселедателя) уплатить через установленный срок определенную сумму денег предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе; переводной вексель (тратта) - это документ, содержащий письменное безусловное указание векселедержателя (поставщика, кредитора, трассанта) лицу, на которое выставлен вексельплательщику (заемщику, трассату), об уплате последним определенной суммы денег предъявителю векселя, то есть третьему лицу (ремитенту), указанному в векселе. Плательщиком в данном случае является не векселедатель, как в простом векселе, а другое лицо, которое путем акцепта (согласия на оплату) принимает на себя обязательство оплатить переводной вексель. Этим третьим лицом может быть банк или иная организация.

Если  под залог векселей банк выдает кредит, то погашение кредита может осуществляться двумя путями [8]: перечислением средств по распоряжению клиента с его расчетного счета; зачислением платежей, поступающих от векселедателей по векселям, находящимся в обеспечении кредита.

Нацбанк может принимать к учету и залогу векселя от коммерческих банков, то есть коммерческие банки являются собственниками векселей.

Порядок расчетов, осуществляемый предприятиями  при расчетах посредством векселей, следующий. У поставщика (векселедержателя) задолженность по расчетам с покупателями, заказчиками, обеспеченная полученными векселями, учитывается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Векселя полученные».

Записи  по счетам будут следующие:

Содержание операции

Дебет

Кредит

1 У покупателя (векселедателя) Приобретены материалы, товары, услуги и так далее.

10, 41, 20

60, «Векселя выданные»

НДС по приобретенным ценностям

18

60

Погашение задолженности векселем

60

51,52

Проценты, уплаченные по векселю

20,26,44

51,52

Вексельный сбор

20,26,44

68

Зачет НДС

68

18

2 У поставщика (векселедержателя) Получены векселя на отгруженную продукцию, товары

62.3 субсчет «Векселя полученные»

90.1

Получены векселя за отгруженные  материалы, основные средства и другие активы

62.3

91.1

Списание фактической себестоимости  отгруженной продукции, товаров

90.2

41,43

Оплачен вексель

51,52

62.3

Проценты на вексель

51.52

91.1

НДС по реализованным товарам и  другие налоги

90.3

90.5

68

68


 

Построение  аналитического учета по счету 60 должно обеспечить учет задолженности поставщикам  по каждому векселю, срок оплаты которых  не наступил, и по просроченным векселям.

Согласно  Инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС (Постановление Государственного налогового комитета от 29 июня 2001 года № 94) датой фактической реализации является дата поступления векселя за отгруженные товары (работы, услуги).

Но вексель  может иметь и другую форму  расчетов, когда он 
выступает как ценная бумага, и доходы по такому векселю расцениваются как доходы и облагаются по ставке 40% в соответствии 
с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 
1999 года №43.

Итак, расчет с помощью векселей является одним из видов коммерческого кредита, который в современных рыночных отношениях является гарантом уплаты долговых обязательств.

 

 

 

3. Учет расчетов по претензиям

 

 

В процессе финансово-хозяйственной деятельности организации часто сталкиваются с невыполнением контрагентами  своих договорных обязательств. Спор, затрудняющий осуществление участниками  договорных отношений своих прав и обязанностей, может быть решен  посредством претензии.

Претензия (рекламация) – это требование о  добровольном  урегулировании спора, связанного с нарушением имущественных  интересов участниками контракта, предъявляемое субъектом хозяйствования к своему контрагенту при нарушении  последним условий контракта. Претензии  могут выставляться к поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, кредитным организациям и в том числе покупателям и заказчикам. Претензионный порядок предусматривается законодательством либо соглашением сторон и применяется, как правило, при обжаловании действий одной из сторон гражданско-правовых отношений. Претензия предъявляется дебитору в письменной форме, поскольку ведение претензионной работы предполагает документальное оформление результатов с отражением их в учете. В претензии требование к виновной стороне должно быть сформулировано четко и понятно, например: догрузить, заменить, устранить дефекты, оплатить затраты по устранению дефектов третьим лицом, уменьшить контрактную цену, расторгнуть договор и возвратить уплаченные по нему денежные средства [8]. Наряду с этим в тексте претензии должны содержаться: [1]: все необходимые сведения о сроках и размерах предъявляемых требований с приведением обоснованного расчета, если заявленное требование подлежит денежной оценке; обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, их подтверждающие, со ссылкой на нормы договора и акты законодательства; перечень прилагаемых к претензии документов, доказывающих факт причинения убытков; номер и дата ее составления; подпись уполномоченного на то лица и дата ее совершения иные сведения по усмотрению покупателя, необходимые для урегулирования спора. При расчетах с покупателями и заказчиками могут возникать взаимные претензии, в основном из-за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам.

Для учета  расчетов по претензиям используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», к которому предусмотрен субсчет 76.3 «Расчеты по претензиям». В дебет этого счета списывают сумму причиненного ущерба по качеству или количеству поступившей продукции (материалов) с кредита счетов учета материальных ресурсов или потерь от брака, возникающих по вине поставщиков. По дебету этого счета отражают также суммы НДС от суммы выставленных претензий и суммы штрафов, пени и неустоек, предъявляемых другим организациям и признанных плательщиком (непризнанные на учет не принимаются).

Суммы удовлетворенных  претензий списываются при поступлении  денежных средств или материальных ценностей по кредиту субсчета 76.3 «Расчеты по претензиям» в дебет  денежных счетов или счетов учета  материальных ценностей.

Суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию  не подлежат, относят на те счета, с которых были приняты на учет по дебету субсчета 76.3 «Расчеты по претензиям».

В случаях, когда недостача товаров выявлена после их оприходования, на стоимость  недостающих товаров по покупным ценам, включая налог на добавленную  стоимость, включенный в счет поставщика, делается следующая бухгалтерская  запись: дебет субсчета 76.3 «Расчеты по претензиям» и кредит счета 41 «Товары».

Поступившие платежи от дебиторов по претензиям отражают по дебету счетов бухгалтерского учета денежных средств (счет 50 «Касса», счет 51 «Расчетный счет», счет 52 «Валютные  счета» и др.) с кредитованием  субсчета 76.3 «Расчеты по претензиям». Сальдо на субсчете 76.3 «Расчеты по претензиям»  может быть только дебетовое и  означает задолженность юридических  и физических лиц по предъявленным  к ним претензиям.

Синтетический учет по субсчету 76.3 «Расчеты по претензиям»  на предприятиях торговли и общественного  питания ведется следующим способом:

                         Содержание операции

Дебет

Кредит

1 Отражение в учете операций  по дебету субсчета 76.3 «расчеты  по претензиям»

   

Предъявление претензии к поставщикам  и транспортным организациям за обнаруженную при приемке товаров недостачу  или порчу по их вине (сверх норм естественной убыли)

76.3

60,76

Предъявление претензии поставщикам  за недостачу, порчу, пересортицу товаров, установленную после их оприходования (на покупную стоимость товаров)

76.3

41

Предъявление претензии поставщикам, другим юридическим и физическим лицам при обнаружении случаев  завышения цен за товарно-материальные ценности, тарифов и ставок за услуги

76.3

60,76 и др.

Уплата судебной пошлины при оформлении претензии юридическим и физическим лицам

76.3

50,51

Предъявление претензии банку  на сумму излишне списанных денежных средств со счета предприятия

76.3

51,52,55

Отражение в учете сумм признанных субъектами хозяйствования или присужденных судом штрафов, пени, неустоек

76.3

92

2 Отражение в учете операций  по кредиту субсчета 76.3 «Расчеты  по претензиям»

   

Отражение в учете стоимости поступивших  товаров в возмещении претензии, предъявленной поставщику

41

76.3

Погашение юридическими и физическими  лицами предъявленной к ним претензии

50,51,52 и др.

76.3

Погашение краткосрочных и долгосрочных кредитов банка за счет поступивших  платежей от дебиторов по претензиям

66.1,67.1

76.3

Списание на убытки ранее предъявленных  субъекту хозяйствования сумм штрафов, пени, неустоек, во взыскании которых  отказано судом

92

76.3

Отражение в учете сумм претензий, предъявленных поставщикам и  транспортным организациям за недостачу  и порчу товаров, во взыскании  которых отказано судом

92

76.3

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям