Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 04:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями и осуществление контроля за соблюдением расчетной дисциплины.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
– рассмотреть нормативно-правовую базу по вопросам, касающихся организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями;
– провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;
– исследовать синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями;
- изучить, как организуется контроль за соблюдением расчетной дисциплины.
Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями
5
1.1. Виды и нормативное регулирование расчетов с поставщиками и покупателями
5
1.2. Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями
12
Глава 2. Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Виктория»
19
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Виктория»
12
2.2. Организация бухгалтерского учета в ООО «Виктория»
24
2.3. Документальное оформление и учет расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Виктория»
27
Глава 3. Организация контроля за соблюдением расчетной дисциплины в ООО «Виктория»
36
Заключение
39
Список используемой литературы
41
Приложения
44
АНО ВПО Омский экономический институт
Кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»
на тему:
Учет расчетов с поставщиками и покупателями, организация контроля за соблюдением расчетной дисциплины (на материалах ООО «Виктория» г. Омска)
Выполнила: Куликова Наталья????????????
(фамилия, имя, отчество)
Специальность ____________________
(номер, наименование)
курс _______ группа ____________
Научный руководитель:
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
ОМСК – 2013
содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями |
5 |
1.1. Виды и нормативное
регулирование расчетов с |
5 |
1.2. Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями |
12 |
Глава 2. Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Виктория» |
19 |
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Виктория» |
12 |
2.2. Организация бухгалтерского учета в ООО «Виктория» |
24 |
2.3. Документальное оформление и учет расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Виктория» |
27 |
Глава 3. Организация контроля за соблюдением расчетной дисциплины в ООО «Виктория» |
36 |
Заключение |
39 |
Список используемой литературы |
41 |
Приложения |
44 |
Введение
Расчетам с поставщиками и покупателями всегда уделялось большое внимание. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов.
К задачам бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями относится постоянный контроль за бухгалтерским учетом расчетов с покупателями и поставщиками.
При расчетах с покупателями и поставщиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская или кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Правильная организация расчетов с покупателями и поставщиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость контроля расчетной дисциплины с покупателями и поставщиками.
Актуальность данной темы заключается в том, что для расчетов с покупателями и поставщиками законодательство предлагает различные варианты учета расчетов. В зависимости от выбранного учета варианта расчетов с покупателями и поставщиками организуется бухгалтерский учет. Анализ за достоверным отражением задолженности с покупателями и поставщиками в учете организаций является актуальной проблемой.
Целью курсовой работы является исследование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями и осуществление контроля за соблюдением расчетной дисциплины.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
– рассмотреть нормативно-правовую базу по вопросам, касающихся организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями;
– провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;
– исследовать синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями;
- изучить, как организуется контроль за соблюдением расчетной дисциплины.
Объект наблюдения – деятельность общества с ограниченной ответственностью «Виктория» (в дальнейшем ООО «Виктория»).
Период исследования: для анализа экономических показателей – 2010-2012 гг., для организации учета расчетов с покупателями и заказчиками – 2013 г.
Исходными данными для написания работы послужили первичные учетные документы, регистры аналитического и синтетического учета, отчетность предприятия.
Методологическую основу данной работы составили: законодательные акты, инструктивные материалы, монографии, статьи отечественных и зарубежных экономистов, учебники, учебные пособия, специальная литература.
При проведении исследований по данной теме были использованы следующие приемы и методы научного исследования и анализа: монографический, сравнительный анализ; метод группировки; статистический, метод индукции, наблюдения, обобщения.
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями
1.1. Виды и нормативное регулирование расчетов с поставщиками и покупателями
С развитием рыночных отношений многие предприятия стали шире использовать возможности различных видов расчетов с покупателями и поставщиками. Формы расчетов между плательщиками и получателями средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).
Виды оплаты за товары (работы, услуги) подразделяются на расчеты:
Расчетами без участия денег могут быть:
При расчетах с покупателями и поставщиками, возникает проблема выбора формы расчета – т.е. способа оплаты.
Для работы с наличными денежными средствами организация должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в РФ [15]. Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами ограничены суммой 100 тыс. руб. по одной сделке.
Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации допускаются следующие формы безналичных расчетов:
– расчеты платежными поручениями;
– расчеты платежными требованиями;
– расчеты по аккредитиву;
– расчеты плановыми платежами;
– расчеты чеками;
– расчеты векселями;
– расчеты по договору мены.
Формы расчетов между плательщиками и получателями средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях). Многие авторы раскрывают суть этих расчетов, указывая случаи, в которых должен применяться тот или иной расчет. Мнение авторов, экспертов сходятся в том, что наиболее удобной формой расчетов являются расчеты платежными поручениями. Жуков В.Н. отмечает, что «возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям [27]. Ивашкин Б.Н. также выделяет расчеты платежными поручениями как наиболее распространенную форму расчетов [29]. Платежные поручения действительно встречаются на практике очень часто, так как эта форма отличается удобством и легкостью в осуществлении в отличии от других форм расчетов.
Касапова М.П. и Титова Л.В. отмечают положительные стороны расчетов с помощью аккредитивов [31]. Этот вид расчета очень выгоден для поставщика, который будет уверен в получении денежных средств сразу после поставки товара. Однако Гуккаев В.Б. считает, что эта форма не выгодна, так как влечет к отвлечению средств из оборота [26]. Климова М.А. отмечает, что аккредитив используется только в иногороднем обороте и может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком [32].
Фомичеква Л.П. считает, что в хозяйственной практике организацией широкое распространение получают векселя для оформления расчетов с другими организациями [48]. Фирфарова Н.В. также отмечает, что вексель все чаще встречается в повседневной практике расчетов [47]. Это неудивительно – так как вексель имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами расчетов, например, то, что он дает отсрочку платежа на определенное время, а в то же время для поставщика положительной стороной является получение процентов за предоставление отсрочки. Нормативно-правовые акты РФ допускают использование векселей при взаиморасчетах организаций (Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1005 [4], Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1094 [5]. Cогласно п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» [11] доход от продажи векселя является прочим доходом, а согласно п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» [12] его стоимость – прочим расходом.
Одной из форм расчетов между организациями могут быть бартерные сделки (договор мены). Принципы отражения товарообменных операций в бухгалтерском учете регулируются Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ПБУ 9/99), Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ПБУ 10/99), Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (ПБУ 5/01), и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (ПБУ 6/01).
Зайцева Н. [28] считает, что бартерные сделки – в принципе с точки зрения налогов непростые и, главное, невыгодные. Поэтому лучше их избегать. Тем более что это просто: вместо одного бартерного договора можно заключить два, предусматривающих оплату деньгами. А впоследствии оформить по ним зачет взаимных денежных требований.
Другой способ неденежных расчетов – зачет встречных однородных требований. Такой вариант оформления взаимозачетов нам предлагает ст. 410 Гражданского кодекса. [1]. Вот что по этому вопросу считает Климова М.А. [32]: Взаимозачет следует отличать от договора мены, имеющего принципиально другую сущность. По договору мены изначально предполагается, что стороны обмениваются принадлежащим им имуществом (ст. 567 ГК РФ). При взаимозачете, даже если он происходит в рамках взаимоотношений сторон по одной сделке, идея зачета возникает уже после наступления срока платежа. Взаимозачет по разным договорам совершается в условиях, когда первоначально расчеты должны были происходить в обычном порядке, но затем стороны – для ускорения расчетов или из-за отсутствия у должника/должников денежных средств, для упрощения взаиморасчетов, по каким-либо иным причинам – приняли решение зачесть требования друг к другу.
По экономическому смыслу, а также и для целей налогообложения взаимозачет приравнен к оплате.
Медведева М. [37] предлагает еще одну возможную альтернативу договору мены (ст. 409 ГК). Отступное – своеобразный откуп от исполнения одной из сторон своего обязательства по договору. То есть должник с согласия кредитора может заменить первоначальный предмет обязательства другим. У отступного есть несколько существенных преимуществ перед уже рассмотренными видами взаимозачетов.
Во-первых, контрагенты могут прекратить исполнение договора в любой момент, а не ждать, пока наступит последний срок, как им пришлось бы это делать при зачете требований.
Во-вторых, чтобы
прервать контракт отступным, партнерам
не нужно обязательно иметь
В-третьих, суммы договоров и сроки их исполнения контрагенты могут определить самостоятельно. Отступное вовсе не должно соответствовать размеру первоначального обязательства – цена сделки может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону.
Общее правовое и методологическое руководство законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции Правительство РФ и Министерство финансов РФ. К нормативно-правовым документам обязательным для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации относятся:
– положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчётности;
– другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учёта.
В настоящее
время нормативное
Таблица 1.1
Регулирование бухгалтерского учета в РФ
Уровень |
Источники регулирования |
Документы, регулирующие учет |
Область воздействия |
1 |
Правительство РФ |
Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. |
Регулирует отношения |
2 |
Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти |
Положения по ведению бухгалтерского учета |
Устанавливает правила ведения бухгалтерского учета |
3 |
Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти |
Методические рекомендации и указания |
Определяют схему регистрации и группировки объектов учета, регулируют методы оценки имущества и порядок проведения инвентаризации. |
4 |
Управленческий персонал |
Разрабатывает документы, регулирующие политику предприятия, рабочие документы. |
Выбор форм и методов ведения учета и отчетности исходя из специфики деятельности предприятия, уровня автоматизации, подготовки счетных работников. |