Учет расчетов с поставщиками и покупателями, организация контроля за соблюдением расчетной дисциплины (на материалах ООО «Виктория» г. Ом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 04:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями и осуществление контроля за соблюдением расчетной дисциплины.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
– рассмотреть нормативно-правовую базу по вопросам, касающихся организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями;
– провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;
– исследовать синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями;
- изучить, как организуется контроль за соблюдением расчетной дисциплины.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями
5
1.1. Виды и нормативное регулирование расчетов с поставщиками и покупателями
5
1.2. Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями
12
Глава 2. Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Виктория»
19
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Виктория»
12
2.2. Организация бухгалтерского учета в ООО «Виктория»
24
2.3. Документальное оформление и учет расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Виктория»
27
Глава 3. Организация контроля за соблюдением расчетной дисциплины в ООО «Виктория»
36
Заключение
39
Список используемой литературы
41
Приложения
44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Соответственно  и законодательно-нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и поставщиками подразделяются на четыре уровня.

Основными документами  являются Гражданский Кодекс РФ [1], Налоговый Кодекс РФ [2] и Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011г. [4].

Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г. определяет как предоставлять финансовую отчетность.

Указанный Закон  имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:

– повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

– закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах;

– повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса другого законодательства.

Гражданское законодательство основывается на признание равенства  участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Ко второму  уровню относятся следующие нормативные  документы, регулирующие порядок учёта расчётов с покупателями и поставщиками:

– Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [6];

– Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н [9].

– Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденное приказом Минфина России от 27.11. 2006 г. № 154н (ред. от 25.12.2010 № 147н) [12].

– Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н [11].

– Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99  № 33н [12].

К третьему уровню относятся:

– Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина РФ № 66 от 02 июля 2010 г. [14];

– Методические указания по инвентаризации имущества в финансовых обязательств (приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.) [16];

– Письмо Минфина РФ № 142 от 31 октября 1994 г. «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» [20];

– План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия (приказ Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 г.) [13].

К четвертому уровню документов относятся рабочие документы  по бухгалтерскому учету самого предприятия – учетная политика организации, которая основывается на базе документов первого, второго и третьего уровня.

Учетная политика организации – это принятая его  совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Учетная политика организации формируется исходя из установленных ПБУ 1/2008 допущений и требований [7].

Таким образом, общее  правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ. В России нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями.

 

 

1.2. Документальное оформление  и бухгалтерский учет расчетов  с поставщиками и покупателями

 

 

Любая хозяйственная  операция оформляется на основании  первичного документа.

Поступившие в бухгалтерию  первичные документы обязательно  подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).

Полученный и выданный счет-фактура – основа для регистрации реализации продукции (работ, услуг) покупателям и поступления материалов, оказанных услуг от поставщиков, т.е. на их основе работник бухгалтерии группы учета расчетов с покупателями и поставщиками заполняет регистры (файлы) аналитического учета покупателей и поставщиков. Также указанным работником ведется Книга продаж и Книга покупок, в которых он в хронологическом порядке регистрирует выданные и полученные счета-фактуры.

Затем осуществляются регистрация и экономическая  группировка их данных в системе  синтетических и аналитических  счетов бухгалтерского учета. С этой целью сведения об остатках имущества, хозяйственных средств и источниках их формирования, а также данные о хозяйственных операциях из соответствующих первичных или сводных документов записываются в учетные регистры.

Учетные регистры – это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования. Они служат для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

В условиях автоматизированной формы учета преимущественно  используются регистры, изготавливаемые с помощью печатающих устройств ПК. При их создании сводная информация может быть сохранена в ПК, что позволяет при необходимости повторить печать, а также накопить данные для разработки сводных регистров и отчетности.

Регистры подразделяются на аналитические и синтетические  и отличаются степенью детализации содержащихся в них сведений и группировкой показателей.

По форме для отдельных  синтетических счетов можно печатать:

  1. Журнал-ордер и ведомость по счетам: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
  2. Анализ счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Ведомость аналитического учета (итоговая) является также регистром  аналитического учета, но в отличие  от предыдущей ведомости записи в  ней печатаются не по каждому документу  в отдельности, а в целом по аналитическим счетам (в разрезе субсчетов, складов, цехов и т.д.):

    1. Анализ по покупателям и поставщикам (по контрагентам);
    2. Карточка счета по контрагентам;
    3. Журнал-ордер по контрагентам;
    4. Карточку контрагента.

Оборотная ведомость (итоговая) используется для ведения  сводного аналитического учета по счетам. Применение ее для счетов обосновано тем, что аналитический учет ведется по отдельным схемам с составлением оборотных, расчетных и других ведомостей. Имеющиеся в этом регистре данные служат для проверки итогов аналитического учета и его увязки со сводным синтетическим учетом.

Для подтверждения  правильности отражения на счетах бухгалтерского учета сумм задолженности с покупателями и поставщиками перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию расчетов.

При проверке расчетов с покупателями и поставщиками составляют акты сверки расчетов. Акт составляют по каждому контрагенту в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Форма акта законодательно не утверждена, поэтому он составляется в произвольной форме.

На основании  актов сверки с покупателями и  поставщиками необходимо составить справку о задолженности по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

Эта справка  является приложением к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у комиссии.

По истечении  срока исковой давности дебиторская  или кредиторская задолженность  списывается по каждому обязательству  на основании данных проведенной  инвентаризации, письменного обоснования  и приказа (распоряжения) руководителя организации (п.78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [6].

По результатам  проведенной инвентаризации задолженности  выявляются обязательства с истекшим сроком исковой давности. Письменным обоснованием списания конкретного обязательства служит бухгалтерская справка. На ее основании руководителем организации издается приказ (распоряжение) о списании дебиторской или кредиторской задолженности.

Как правило, дебиторская  задолженность возникает, если покупатель товаров (работ, услуг) их не оплатил. Дебиторская задолженность списывается в двух случаях:

– если истек срок исковой давности (в общем случае – три года с того момента, как дебитор должен был исполнить свои обязательства, но не сделал этого);

– если стало известно о том, что долг нереален для взыскания (например, должник обанкротился или ликвидирован).

Сумму списанной задолженности  отражается в составе прочих расходов на счете 91 «Прочие расходы».

При этом производится бухгалтерская  запись:

Дебет 91-2 «Прочие расходы»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

– списана дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности;

Дебет 007 – списанная  дебиторская задолженность учтена за балансом (где ее нужно учитывать  еще в течение 5 лет).

Если фирма использует метод начисления, списать просроченную дебиторскую задолженность она может и за счет резерва по сомнительным долгам (если создание такого резерва предусмотрено учетной политикой).

Списанная кредиторская задолженность учитывается организацией на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе прочих доходов (п.8 ПБУ 9/99 «Доходы организации» [13].

Эта операция отражается в учете следующей записью.

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 91-1 «Прочие доходы»

– отражена в доходах сумма списанной кредиторской задолженности (включая НДС).

Из выше сказанного, приходим к выводу, что организациям необходимо следить за состоянием расчетов с покупателями и поставщиками, проводить с ними сверку взаиморасчетов.

Для обобщения информации о расчетах с покупателями за реализованные товарно-материальные ценности предназначен счет 62 »Расчеты с покупателями и заказчиками».

К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками:

– субсчет 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

– субсчет 62-2 «Авансы полученные»;

– субсчет 62-3 «Векселя полученные».

На суммы  оплаты за отгруженные товары, выполненные  работы и оказанные услуги организация  предъявляет расчетные документы  покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит счета 90 «Продажи».

При погашении  покупателями и заказчиками своей  задолженности они списывают  ее с кредита счета 62 в дебет  счетов денежных средств.

Дебет счета 51 «Расчетный счет»

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги).

Суммы полученных авансов учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту  счета 62. При этом суммы полученных авансов учитывают на счете 62 обособленно.

Учет расчетов с поставщиками ведется на одноименном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором, кроме расчетов за полученные ценности, работы, услуги отражаются расчеты за неотфактурованные поставки (при отсутствии расчетных документов от поставщиков и подрядчиков), за излишки, выявленные при приемке, за услуги по перевозкам, услуги связи и др.

При проведении операций с поставщиками по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» фиксируются возникающие суммы задолженности поставщикам в пределах акцептованных сумм. При этом счет 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует со счетами учета производственных запасов (в т.ч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»), затрат на производство в сумме стоимости принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, принятых работ, потребленных услуг согласно расчетным документам поставщиков, подрядчиков. Кроме того, по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются суммы начисленного НДС в корреспонденции с дебетом счета 19 »Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по соответствующим субсчетам.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется в случае погашения задолженности поставщикам на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату. При этом в корреспонденции к ним могут быть отражены счета по учету денежных средств (касса, расчетные счета и т.д.), источников финансирования (кредиты, займы), расчетов (зачет задолженности покупателей, заказчиков).

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и покупателями, организация контроля за соблюдением расчетной дисциплины (на материалах ООО «Виктория» г. Ом