Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 04:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями и осуществление контроля за соблюдением расчетной дисциплины.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
– рассмотреть нормативно-правовую базу по вопросам, касающихся организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями;
– провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;
– исследовать синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями;
- изучить, как организуется контроль за соблюдением расчетной дисциплины.
Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями
5
1.1. Виды и нормативное регулирование расчетов с поставщиками и покупателями
5
1.2. Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями
12
Глава 2. Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Виктория»
19
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Виктория»
12
2.2. Организация бухгалтерского учета в ООО «Виктория»
24
2.3. Документальное оформление и учет расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Виктория»
27
Глава 3. Организация контроля за соблюдением расчетной дисциплины в ООО «Виктория»
36
Заключение
39
Список используемой литературы
41
Приложения
44
Соответственно и законодательно-нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и поставщиками подразделяются на четыре уровня.
Основными документами являются Гражданский Кодекс РФ [1], Налоговый Кодекс РФ [2] и Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011г. [4].
Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г. определяет как предоставлять финансовую отчетность.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:
– повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
– закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах;
– повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса другого законодательства.
Гражданское законодательство основывается на признание равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Ко второму
уровню относятся следующие
– Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [6];
– Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н [9].
– Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденное приказом Минфина России от 27.11. 2006 г. № 154н (ред. от 25.12.2010 № 147н) [12].
– Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н [11].
– Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н [12].
К третьему уровню относятся:
– Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина РФ № 66 от 02 июля 2010 г. [14];
– Методические указания по инвентаризации имущества в финансовых обязательств (приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.) [16];
– Письмо Минфина РФ № 142 от 31 октября 1994 г. «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» [20];
– План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия (приказ Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 г.) [13].
К четвертому уровню документов относятся рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия – учетная политика организации, которая основывается на базе документов первого, второго и третьего уровня.
Учетная политика организации – это принятая его совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Учетная политика организации формируется исходя из установленных ПБУ 1/2008 допущений и требований [7].
Таким образом, общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ. В России нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями.
1.2. Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями
Любая хозяйственная операция оформляется на основании первичного документа.
Поступившие в бухгалтерию
первичные документы
Полученный и выданный счет-фактура – основа для регистрации реализации продукции (работ, услуг) покупателям и поступления материалов, оказанных услуг от поставщиков, т.е. на их основе работник бухгалтерии группы учета расчетов с покупателями и поставщиками заполняет регистры (файлы) аналитического учета покупателей и поставщиков. Также указанным работником ведется Книга продаж и Книга покупок, в которых он в хронологическом порядке регистрирует выданные и полученные счета-фактуры.
Затем осуществляются регистрация и экономическая группировка их данных в системе синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета. С этой целью сведения об остатках имущества, хозяйственных средств и источниках их формирования, а также данные о хозяйственных операциях из соответствующих первичных или сводных документов записываются в учетные регистры.
Учетные регистры – это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования. Они служат для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
В условиях автоматизированной формы учета преимущественно используются регистры, изготавливаемые с помощью печатающих устройств ПК. При их создании сводная информация может быть сохранена в ПК, что позволяет при необходимости повторить печать, а также накопить данные для разработки сводных регистров и отчетности.
Регистры подразделяются на аналитические и синтетические и отличаются степенью детализации содержащихся в них сведений и группировкой показателей.
По форме для отдельных синтетических счетов можно печатать:
Ведомость аналитического учета (итоговая) является также регистром аналитического учета, но в отличие от предыдущей ведомости записи в ней печатаются не по каждому документу в отдельности, а в целом по аналитическим счетам (в разрезе субсчетов, складов, цехов и т.д.):
Оборотная ведомость (итоговая) используется для ведения сводного аналитического учета по счетам. Применение ее для счетов обосновано тем, что аналитический учет ведется по отдельным схемам с составлением оборотных, расчетных и других ведомостей. Имеющиеся в этом регистре данные служат для проверки итогов аналитического учета и его увязки со сводным синтетическим учетом.
Для подтверждения правильности отражения на счетах бухгалтерского учета сумм задолженности с покупателями и поставщиками перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию расчетов.
При проверке расчетов с покупателями и поставщиками составляют акты сверки расчетов. Акт составляют по каждому контрагенту в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Форма акта законодательно не утверждена, поэтому он составляется в произвольной форме.
На основании актов сверки с покупателями и поставщиками необходимо составить справку о задолженности по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
Эта справка является приложением к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у комиссии.
По истечении срока исковой давности дебиторская или кредиторская задолженность списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации (п.78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [6].
По результатам проведенной инвентаризации задолженности выявляются обязательства с истекшим сроком исковой давности. Письменным обоснованием списания конкретного обязательства служит бухгалтерская справка. На ее основании руководителем организации издается приказ (распоряжение) о списании дебиторской или кредиторской задолженности.
Как правило, дебиторская задолженность возникает, если покупатель товаров (работ, услуг) их не оплатил. Дебиторская задолженность списывается в двух случаях:
– если истек срок исковой давности (в общем случае – три года с того момента, как дебитор должен был исполнить свои обязательства, но не сделал этого);
– если стало известно о том, что долг нереален для взыскания (например, должник обанкротился или ликвидирован).
Сумму списанной задолженности отражается в составе прочих расходов на счете 91 «Прочие расходы».
При этом производится бухгалтерская запись:
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
– списана дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности;
Дебет 007 – списанная
дебиторская задолженность
Если фирма использует метод начисления, списать просроченную дебиторскую задолженность она может и за счет резерва по сомнительным долгам (если создание такого резерва предусмотрено учетной политикой).
Списанная кредиторская
задолженность учитывается
Эта операция отражается в учете следующей записью.
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 91-1 «Прочие доходы»
– отражена в доходах сумма списанной кредиторской задолженности (включая НДС).
Из выше сказанного, приходим к выводу, что организациям необходимо следить за состоянием расчетов с покупателями и поставщиками, проводить с ними сверку взаиморасчетов.
Для обобщения информации о расчетах с покупателями за реализованные товарно-материальные ценности предназначен счет 62 »Расчеты с покупателями и заказчиками».
К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками:
– субсчет 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
– субсчет 62-2 «Авансы полученные»;
– субсчет 62-3 «Векселя полученные».
На суммы
оплаты за отгруженные товары, выполненные
работы и оказанные услуги организация
предъявляет расчетные
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит счета 90 «Продажи».
При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.
Дебет счета 51 «Расчетный счет»
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги).
Суммы полученных авансов учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных авансов учитывают на счете 62 обособленно.
Учет расчетов с поставщиками ведется на одноименном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором, кроме расчетов за полученные ценности, работы, услуги отражаются расчеты за неотфактурованные поставки (при отсутствии расчетных документов от поставщиков и подрядчиков), за излишки, выявленные при приемке, за услуги по перевозкам, услуги связи и др.
При проведении операций с поставщиками по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» фиксируются возникающие суммы задолженности поставщикам в пределах акцептованных сумм. При этом счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует со счетами учета производственных запасов (в т.ч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»), затрат на производство в сумме стоимости принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, принятых работ, потребленных услуг согласно расчетным документам поставщиков, подрядчиков. Кроме того, по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются суммы начисленного НДС в корреспонденции с дебетом счета 19 »Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по соответствующим субсчетам.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется в случае погашения задолженности поставщикам на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату. При этом в корреспонденции к ним могут быть отражены счета по учету денежных средств (касса, расчетные счета и т.д.), источников финансирования (кредиты, займы), расчетов (зачет задолженности покупателей, заказчиков).