Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях формирования рыночной экономики организации вступают во взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования. При совершении сделок по поставкам товаров, топлива, энергии, и оказания услуг. Они являются необходимым условием для обеспечения непрерывности кругооборота средств, имеющихся на каждой организации. При переходе средств из одной стадии в другую денежная форма сменяется формой производственных запасов, которые в свою очередь в процессе производства становятся продуктами труда – готовыми изделиями, предназначенными для продажи, затем меняют свою форму опять на денежную.

Содержание работы

Введение

1 Экономическая сущность расчетных операций на предприятиях в условиях рыночных отношений
1.1 Развитие и основные принципы организации расчетных взаимоотношений между организациями и внутри предприятия
1.2 Формы расчетов и их роль в рациональной организации платежного оборота организации
1.3 Нормативно-правовое регулирование осуществления расчетных операций на территории Республики Беларусь
1.4 Значение и задачи бухгалтерского учета расчетных операций
2 Краткая правовая и экономическая характеристика организации, на материалах которой выполнена курсовая работа
3 Исследование действующей практики учета расчетных операций в анализируемой организации и пути его совершенствования в условиях рыночных отношений
3.1 Документальное оформление и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.2 Документальное оформление и учет расчетов с покупателями и заказчиками
3.3 Документальное оформление и учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
3.4 Инвентаризация и отчетность по расчетным операциям
3.5 Совершенствование учета расчетов в условиях применения ЭВМ и международных стандартов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРС...ЧЕРН.docx

— 129.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение

 

1 Экономическая сущность расчетных  операций на предприятиях в  условиях рыночных отношений

1.1 Развитие и основные принципы  организации расчетных взаимоотношений  между организациями и внутри  предприятия

1.2 Формы расчетов и их роль  в рациональной организации платежного  оборота организации

1.3 Нормативно-правовое регулирование  осуществления расчетных операций  на территории Республики Беларусь 

1.4 Значение и задачи бухгалтерского  учета расчетных операций

2 Краткая правовая и экономическая  характеристика организации, на  материалах которой выполнена  курсовая работа

3 Исследование действующей практики  учета расчетных операций в анализируемой организации и пути его совершенствования в условиях рыночных отношений

3.1 Документальное оформление и  учет расчетов с поставщиками  и подрядчиками

3.2 Документальное оформление и  учет расчетов с покупателями  и заказчиками

3.3 Документальное оформление и  учет  расчетов с разными дебиторами  и кредиторами

3.4 Инвентаризация и отчетность по расчетным операциям

3.5 Совершенствование учета  расчетов в условиях применения  ЭВМ и международных стандартов

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных  условиях формирования рыночной экономики  организации вступают во взаимоотношения  с другими субъектами хозяйствования. При совершении сделок по поставкам товаров, топлива, энергии,  и оказания услуг. Они являются необходимым условием для обеспечения непрерывности кругооборота средств, имеющихся на каждой организации. При переходе средств из одной стадии в другую денежная форма сменяется формой производственных запасов, которые в свою очередь в процессе производства становятся продуктами труда – готовыми изделиями, предназначенными для продажи, затем меняют свою форму опять на денежную.

 Кругооборот  средств совершается эластично  до тех пор, пока его различные  фазы без задержек переходят  одна в другую. Каждый цикл  оборота средств заканчивается  реализацией товаров и поступлением  денежной выручки, которая возмещает  средства, вложенные в реализованные товары, обеспечивая тем самым источники средств для увеличения товарооборота [23, с. 132].

В последние  годы система бухгалтерского учета  Республики Беларусь непрерывно совершенствуется и развивается, ориентируясь на общеметодологические международные правила и стандарты  ведения учета и составления отчетности. В организациях сферы обращения и других отраслей национальной экономики создается управленческий учет, настоятельная потребность в котором диктуется соображениями конкуренции и коммерческой тайны. Причем основу системы управленческой информации составляет бухгалтерская подсистема. На основе бухгалтерской информации создается возможность прогнозирования экономического и социального развития организации, а также осуществляются другие функции менеджмента на хозяйствующих субъектах.

В настоящее  время большое внимание уделяется  расчётам с поставщиками по поставкам  товара. Это обусловлено тем, что  постоянно совершающийся кругооборот  хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных  расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за товары (материалы).

Поэтому важной и актуальной  темой для  организации бухгалтерского учета в любой организации является: изучение расчетов с поставщиками по поставкам товаров;  форм  и процедур расчетов их документального оформления;  организации оперативного и бухгалтерского учета;  контроль за состоянием расчетов с поставщиками по поставкам товаров в производстве в изучаемой организации.

Подробное изучение этой проблемы позволит выявить  конкретные проблемы, учета и контроля расчетов по поставкам товаров, используемых организацией, а также предложить пути совершенствования улучшения расчетов с поставщиками по поставкам товаров  в рамках возможных способов ведения бухгалтерского учета расчетов с поставщиками по поставкам товаров, зафиксированных в нормативных Положениях по бухгалтерскому учету.

Цель  курсовой работы — изучение организации и методики бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями, их роль в платежеспособности организации.

Исходя  из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть экономическую сущность, принципы, формы  и процедуры расчетов. Организацию бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями;
  • изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями;
  • предложить учет расчетов с поставщиками и покупателями, пути его совершенствования.

Объектом  исследования является частное торговое унитарное предприятие «Торговый дом «Керамин-Мозырь».

Теоретическую основу курсовой работы составили Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства  Республики Беларусь, инструкции министерств  и ведомств, а также учебники таких  авторов, как Керимов В.Э., Кожарский В. В., Козлова Е. П.,  Кондраков Н. П., Ладутько Н. И., Ламыкин И. А., Левкович О. А., Лисович Г. М., Рогуленко Т. М., Снитко М. А., Чечеткин А.С., П.Г.Пономаренко, и др.

    В курсовой работе использовались  такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, системность,  а также специальные методы бухгалтерского учета и контроля и др.

   

 

1 Экономическая сущность  расчетных операций на предприятиях  в условиях рыночных отношений

 

Переход к рыночной экономике  требует от предприятия повышения  эффективности производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и  yправления производством, активизации предпринимательства и мобилизации неиспользованных резервов. Важная роль в реализации этой задачи отводится комплексной организации бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятия.

С его помощью формируется  оперативная информация об имуществе  предприятия и источниках его  формирования. Поэтому грамотная  организация бухгалтерского учета  на предприятиях является одной из самых актуальных задач.

Общепризнанно, что бухгалтерский  учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается  в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения  учета. При этом под эффектом в  данном случае понимается своевременное  формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

В том числе не последнее  место в учетном процессе по объему и важности учетных процедур занимает учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, и оттого, насколько эффективно он организован, зависит во многом состояние  расчетов по предприятию в целом.

Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие различные  товарно-материальные ценности (готовую  продукцию, товары, сырье), оказывающие  услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.). Для нормального функционирования предприятия (организации) требуется электричество, связь, отопление. Для организаций, не имеющих своего помещения, также требуется помещение (аренда). Все это нам предоставляют поставщики. Организаций осуществляющих ремонтные работы не своими силами прибегают к помощи подрядных организаций (подрядчиков). Все организации как коммерческие, так и бюджетные имеют поставщиков или подрядчиков, а также и тех и других.

 

    1. Развитие и основные принципы организации расчетных взаимоотношений между организациями и внутри предприятия

 

 

В процессе хозяйственной деятельности организация  вступает в деловые взаимоотношения  с деловыми партнерами – другими  организациями и индивидуальными  предпринимателями. Данные взаимоотношения  регулируются гражданским правом Республики Беларусь.

Рассматриваемое направление учета  расчетов с поставщикам и покупателями относится к учету обязательств организации по оплате товаров, работ, услуг, возникающих в связи с их приобретением у сторонних организаций. В Гражданском кодексе РБ обязательство определяется как отношение, в силу которого должник должен совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности. В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов. Значение четко организованной системы безналичных расчетов многократно возрастает в условиях необходимости преодоления серьезного кризиса неплатежей, когда огромная взаимная задолженность, задержка платежей на каком-либо одном звене влияет на важнейшие показатели их производственной и коммерческой деятельности. Таким образом, одними из важнейших принципов организации расчётных взаимоотношения, в том числе и для благополучия любой организации, является своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций. В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям, с бюджетом и налоговыми органами – по различного рода платежам; с другими органами и лицами – по разным хозяйственным операциям.

    1. Формы расчетов и их роль в рациональной организации платежного оборота организации

 

 

Одной из основных форм расчётов между субъектам хозяйственной деятельности является такая форма расчёта, как «безналичный расчёт».

В экономической  литературе понятию "безналичные  расчёты" отведено существенное место. По мнению М.М. Усоскина, безналичными являются расчёты посредствам перевода денег с одного счёта на другой счёт в банке с помощью различных кредитных операции или зачётом встречного требования [28, с.336].

М.Д. Усманов считает: "Безналичные расчёты – это платежи хозяйственных органов друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также по финансовым обязательствам, которые приводятся не наличными деньгами, а путём записей соответствующих сумм по расчётным, текущим и ссудным счетам в банке, а также путём зачёта взаимных требований" [36, с.57].

Э.Г. Полонский  и У.С. Компанеец определяют безналичные расчёты как "проводимый записью в документах, а не уплатой наличных денег" [16, с.29]. Эту точку зрения поддерживает В.А. Белов, который, основываясь на анализе литературы 20-х годов, делает замечание о том, что тогда подобные расчёты именовались "безденежными" [5, с.24].

Г.И. Кравцова считает: "Безналичные расчёты - это  денежные расчёты, совершаемые путём  записей по счетам плательщиков и  получателей средств, либо путём  зачёта взаимных требований, то есть без  использования наличных денег".[13,с.46]

Банковским  кодексом Республики Беларусь безналичные  расчёты определены как "расчёты  между юридическими лицами, а также  расчёты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал в безналичном порядке".

Гражданский кодекс Республики Беларусь, не давая  определения понятию "безналичные  расчёты" устанавливает, что такие  расчёты производятся через банк, в котором открыт соответствующий  счёт, если иное не предусмотрено законодательством  или используемой формой расчёта. Это  даёт основание для вывода, что  к безналичным расчётам отнесены только операции по переводу денежных средств по соответствующим банковским счётам. Система безналичных расчётов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчётов. Принципы организации безналичных расчётов следующие: денежные средства в обязательном порядке хранятся на счетах в кредитных учреждениях всеми организациями и учреждениями. Для хранения денежных средств и осуществления безналичных расчётов организации открывают в банке расчётный счёт. С открытием расчётного счёта субъект хозяйствования становится полноправным участником платёжного оборота. По этому счёту проходят безналичные расчёты, связанные с основной деятельностью, инвестициями, капитальным ремонтом, а также операции с наличными деньгами. В отдельных случаях организациями, в состав которых входят нехозрасчётные подразделения вне места своего расположения, могут отрываться расчётные субсчета для аккумуляции выручки и ускорения платежа за товары и услуги; субъекты хозяйствования совершают платежи главным образом через учреждения банков в безналичном порядке по документам, предусмотренными правилами расчётов; платежи совершаются, как правило, после отгрузки продукции, оказание услуг, выполнения работ. Этот принцип не исключает финансовых платежей и предварительной оплаты, которые допускаются законодательными актами или предусмотрены договором; на списание средств со счёта плательщика требуется его согласие. Согласие даётся путём акцепта документов, выписанных получателем средств либо путём выписки платёжных документов. Согласие плательщика на оплату расчётных документов связано с проверкой выполнения поставщиком договорных условий. При нарушении условий договора плательщик может отказать от оплаты расчётных документов, о чём уведомляет банк или поставщика в порядке и в сроки, предусмотренные договором; платежи осуществляются лишь при наличии достаточных средств на счёте плательщика. Средства со счёта организации списываются по распоряжению владельца счёта. Списание средств без его согласия производится лишь в случаях, когда законодательством установлен бесспорный порядок списания средств либо к оплате предъявлены исполнительные и приравненные к ним документы. Оплата расчётных документов при недостаточности средств на счёте производится в очерёдности, устанавливаемой законодательными актами в зависимости от состояния экономики и финансов. Средства зачисляются на счёт поставщика, как правило, после их списания со счёта плательщика. Предварительная оплата товарно-материальных ценностей осуществляется только за счёт собственных средств организации. Предоставление кредита на предварительную оплату материальных ценностей запрещается.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками