Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях формирования рыночной экономики организации вступают во взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования. При совершении сделок по поставкам товаров, топлива, энергии, и оказания услуг. Они являются необходимым условием для обеспечения непрерывности кругооборота средств, имеющихся на каждой организации. При переходе средств из одной стадии в другую денежная форма сменяется формой производственных запасов, которые в свою очередь в процессе производства становятся продуктами труда – готовыми изделиями, предназначенными для продажи, затем меняют свою форму опять на денежную.

Содержание работы

Введение

1 Экономическая сущность расчетных операций на предприятиях в условиях рыночных отношений
1.1 Развитие и основные принципы организации расчетных взаимоотношений между организациями и внутри предприятия
1.2 Формы расчетов и их роль в рациональной организации платежного оборота организации
1.3 Нормативно-правовое регулирование осуществления расчетных операций на территории Республики Беларусь
1.4 Значение и задачи бухгалтерского учета расчетных операций
2 Краткая правовая и экономическая характеристика организации, на материалах которой выполнена курсовая работа
3 Исследование действующей практики учета расчетных операций в анализируемой организации и пути его совершенствования в условиях рыночных отношений
3.1 Документальное оформление и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.2 Документальное оформление и учет расчетов с покупателями и заказчиками
3.3 Документальное оформление и учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
3.4 Инвентаризация и отчетность по расчетным операциям
3.5 Совершенствование учета расчетов в условиях применения ЭВМ и международных стандартов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРС...ЧЕРН.docx

— 129.26 Кб (Скачать файл)

    Расчёты векселями получают в современных условиях хозяйствования широкое распространение, так как при возникновении финансовых затруднений из-за отсутствия денежных средств векселя являются наиболее оптимальным способом платежа. Вексель – это ценная бумага, содержащая долговое денежное обязательство одной организации (векселедателя) уплатить к определённому сроку необходимую сумму денежных средств другой организации (векселе-держателю) за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги. Векселя используются для повышения заинтересованности организации приобретать продукцию, у какого – то конкретного продавца. Кроме того, они способствуют быстрейшей реализации товаров, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижают потребность в денежном кредите. Главной проблемой сдерживающей внедрение вексельного обращения на начальном этапе перехода к рыночной экономики, является низкая ликвидность векселей в связи с отсутствием надёжных поручителей, роль которых в странах со сложившимися рыночными отношениями выполняют коммерческие банки высшей категории.

     Необходимо знать применяемые формы и процедуры расчётов для обеспечения рационального кругооборота средств. Непрерывное возобновление циклов оборота средств организации обеспечивается своевременными платежами и поступлением денежных средств на счета в банке. Количественные и качественные характеристики многих оценочных показателей деятельности организации обуславливаются состоянием расчётов. Поэтому рациональная организация расчётов, наиболее полно отвечающая интересам всех участников – необходимое условие для обеспечения их нормальной работы.

 

1.3 Нормативно-правовое  регулирование осуществления расчетных  операций на территории Республики  Беларусь 

 

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими осуществление  расчётных операций на территории Республики Беларусь,   являются Банковский Кодекс Республики Беларусь, Закон  Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и  валютном контроле», Инструкция Национального  банка Республики Беларусь о банковском переводе и др.

Действующие Положение Нацбанка РБ о безналичных расчетах в Республике Беларусь от 31.01.97 г. № 849 (далее -  Положение № 849) и другие нормативные акты Нацбанка РБ в этой   сфере.   Положение   № 849   детально    регулирует   правила документооборота,   бухгалтерского   учета,   заполнения   платежных реквизитов и другие технические аспекты платежей, лишь в самых общих чертах   затрагивая  права,  обязанности и ответственность сторон (правовые  аспекты).  Поэтому после принятия Банковского Кодекса РБ данное Положение (претерпев соответствующие изменения)  будет оставаться  основным нормативным   актом,  регулирующим  технические аспекты проведения расчетных операций.

На  сегодня  в  Беларуси  действуют несколько  платежных систем, имеющих  собственные  правила  и  источники правового регулирования:

  • безналичные  расчеты  в  национальной  и  иностранной валюте;
  • межбанковские и международные расчеты;
  •   расчеты   через предприятия связи;  расчеты граждан с использованием  наличных  денежных  средств через АСБ "Беларусбанк";
  • расчеты    с    использованием   банковских   пластиковых   карточек национальных  эмитентов  и  международных  систем.

Не  исключено,  что  в  будущем  этот перечень расширится. Поэтому  Банковский Кодекс  РБ является универсальным  правовым каркасом, оставляющим простор для любых возможных технических решений.

Банковская  деятельность  в  силу  объективных  причин является одной из самых интернационализированных сфер хозяйственно-финансовой деятельности.  Поэтому именно БК РБ с учётом норм 46 главы Гражданского Кодекса РБ, максимально приближены нормы к существующим международно-правовым актам в области расчетов.  Нормы  гл.24  БК  РБ  являются   составной  частью гражданского законодательства, поэтому, помимо БК РБ и нормативных актов Нацбанка РБ,  к отношениям сторон, связанным с расчетами, применяются и общие нормы ГК  РБ  об обязательствах. Кроме того, необходимо помнить и о наличии   специальных   нормативных   актов   налогового,  валютного законодательства, регулирующих такие отношения.

 

  1.4 Значение и задачи бухгалтерского учета расчетных операций

 

Основными задачами бухгалтерского учёта  расчётных операций являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении;

 Необходима внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации также внешним - инвесторам, кредиторам и др. пользователей бухгалтерской отчетности.

  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

Необходима для контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материально трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждением нормами.

  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости;

Необходима для нормально функционирования организации с целью получения положительного финансового результата.

 

 

Рис. 1.1. Функции бухгалтерского учета

 

 

Контрольная функция имеет большое значение в условиях развития рыночных отношений и наличия различных форм собственности. Работники бухгалтерии, аудиторских, налоговых служб осуществляют контроль за сохранностью собственности, наличие и движением имущества предприятий и организаций, правильностью и своевременностью расчетов с государственными и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений. С помощью бухгалтерского учета осуществляется три вида контроля – предварительный, текущий и последующий.

 

Информационная функция – одна из главных функций бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет является основным источником информации, поставляемой разными уровнями управления. На ее основе принимаются соответствующие решения. Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

Информация должна содержать только необходимые данные, что позволяет  быстрее изучать их, принимать  оптимальное управленческое решение.

Обеспечение сохранности  имущества – функция, имеющая большое значение в условиях рыночных отношений и наличия форм собственности. Выполнение данной функции зависит от действующей у нас системы учета и определенных предпосылок:

  • наличия специализированных складских помещений, оснащенных средствами оргтехники;

 

  •  совершенствования самой системы учета, применения научно обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений;

 

  •   использование современных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передач информации.

 

Функция обратной связи означает, что бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления.

Основными компонентами информационной системы обратной связи, применительно  к бухгалтерскому учету, являются в  качестве ввода – неупорядоченные данные, процесса – обработка данных, вывода – упорядоченная информация.

Бухгалтерский учет с точки зрения системы управления представляет собой  часть информационной системы обратной связи, ее основу. Он призван обеспечивать все уровни управления предприятия  информацией о фактическом состоянии  управляемого объекта, а также обо  всех существенных отклонениях от заданных параметров.

 

Аналитическая функция в условиях развития рыночных отношений позволяет изучить перспективы развития данного хозяйственного органа, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности.

 

2 Краткая правовая и  экономическая характеристика организации,  на материалах которой выполнена  курсовая работа

Объектом исследования предоставленной  курсовой работы выступает частное  торговое унитарное предприятие  «Торговый дом «Керамин-Мозырь» (в дальнейшем именуемое «Предприятие»).Место нахождения «Предприятия»: Республика Беларусь, г.Мозырь.

«Предприятие» создано в соответствии с действующим законодательством  Республики Беларусь на неопределенный срок. «Предприятие» является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать  имущественные и личные неимущественные  права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчётный, валютный и другие счета в банках, имеет печать и штампы со своим наименованием. Имущество «Предприятия» является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками «Предприятия». Имущество «Предприятия» является собственностью Учредителя и принадлежит «Предприятию» на праве хозяйственного ведения. «Предприятие» отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель не отвечает по обязательствам «Предприятия», а «Предприятие» не отвечает по обязательствам Учредителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РБ. Если экономическая несостоятельность (банкротство)» Предприятия вызвана Учредителем, руководителем или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для «Предприятия» указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества «Предприятия» возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Основной целью деятельности «Предприятия»  является извлечение прибыли посредством  осуществления хозяйственной деятельности.

Кроме того, «Предприятие» имеет  право осуществлять любые виды экономической  деятельности, в том числе и  виды деятельности, на осуществление  которых требуется получение  специального разрешения (лицензии), в  соответствии с действующим законодательством  Республики Беларусь. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются только после получения соответствующей  лицензии. «Предприятие» осуществляет и внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством  РБ. «Предприятие» в основном осуществляет свою деятельность в сфере розничной торговли, которая предназначена для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей.

Кроме того, «Предприятием» производится исчисление и представляются расчеты соответствующих налогов и неналоговых платежей самостоятельно и в установленные сроки. Ответственность за правильность исчисления и перечисления возлагается на главного бухгалтера организации. Бухгалтерский учет на «Предприятии» ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером,который организован по централизованной форме. На «Предприятии» применяется автоматизированная форма ведения учета на базе программы «1С: Предприятие 7.7» с использованием типовых проводок, предусмотренных в ней. Важнейшими критериями финансового состояния «Предприятия» является его платёжеспособность и ликвидность, финансовая независимость. Гарантом такой защиты выступают собственные источники финансирования, которые являются основой и обеспечением рентабельности «Предприятия» и в следствии,- положительный финансовый результат.

 

 

3 Исследование действующей  практики учета расчетных операций  в анализируемой организации и пути его совершенствования в условиях рыночных отношений

 В частном торговом унитарном предприятии  «Торговый дом «Керамин-Мозырь» (в дальнейшем именуемое «Предприятие») бухгалтерский учет полностью автоматизирован на основе внедрения программного средства 1С : Бухгалтерия 7.7. Поэтому учётные регистры, большая часть документации по расчетам, в том числе синтетического и аналитического учета, являются всевозможного рода машинограммы по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Для осуществления своей хозяйственной деятельности   «Предприятие» осуществляет закупку товара путем заключения договоров поставки с поставщиками. По договору поставщик обязуется в обусловленные сроки,  передать  покупателю товар предпринимательской деятельности, а покупатель обязуется уплатить за него определенную цену. (Приложение 1)

  Сторонами договора являются  поставщик и покупатель как  юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Документальное оформление поступления и приемки товара на «Предприятии» зависит от способов их доставки, вида используемого транспорта, применяемых форм расчетов, от места приемки товаров, состояния транспортной тары.

Все первичные документы по коммерческой сделке покупки товаров можно  сгруппировать по принципу «исходящий документ», по их назначению и видам.

 Документы, составляемые поставщиком, при отправке груза:

  • товарные документы: товарная, товарно-транспортная накладная, спецификации и др.;
  • документы, удовлетворяющие качеству товаров: сертификат качества (соответствия), качественное удостоверение;
  • платежные документы: платежное требование (требование-поручение), коммерческий счет.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками