Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях формирования рыночной экономики организации вступают во взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования. При совершении сделок по поставкам товаров, топлива, энергии, и оказания услуг. Они являются необходимым условием для обеспечения непрерывности кругооборота средств, имеющихся на каждой организации. При переходе средств из одной стадии в другую денежная форма сменяется формой производственных запасов, которые в свою очередь в процессе производства становятся продуктами труда – готовыми изделиями, предназначенными для продажи, затем меняют свою форму опять на денежную.

Содержание работы

Введение

1 Экономическая сущность расчетных операций на предприятиях в условиях рыночных отношений
1.1 Развитие и основные принципы организации расчетных взаимоотношений между организациями и внутри предприятия
1.2 Формы расчетов и их роль в рациональной организации платежного оборота организации
1.3 Нормативно-правовое регулирование осуществления расчетных операций на территории Республики Беларусь
1.4 Значение и задачи бухгалтерского учета расчетных операций
2 Краткая правовая и экономическая характеристика организации, на материалах которой выполнена курсовая работа
3 Исследование действующей практики учета расчетных операций в анализируемой организации и пути его совершенствования в условиях рыночных отношений
3.1 Документальное оформление и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.2 Документальное оформление и учет расчетов с покупателями и заказчиками
3.3 Документальное оформление и учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
3.4 Инвентаризация и отчетность по расчетным операциям
3.5 Совершенствование учета расчетов в условиях применения ЭВМ и международных стандартов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРС...ЧЕРН.docx

— 129.26 Кб (Скачать файл)

Однако  существует иной подход к оценке кредиторской задолженности и моменту отражения  обязательств перед кредиторами  в бухгалтерском учете, который  основан на правовых отношениях между  покупателями и продавцами. Суть данного  подхода заключается в следующем. Обязательства предприятия перед  поставщиками и подрядчиками возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с условиями заключенных между  ними договоров. Момент отражения в  бухгалтерском учете обязательств перед покупателем совпадает  с моментом отражения расходов на приобретение материальных ценностей  или результата работ, услуг. В соответствии с  положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" расходы и, следовательно, кредиторская задолженность перед поставщиками, подрядчиками признаются в бухгалтерском учете при обязательном выполнении следующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

 Кроме  того, этим же положением установлено, что с целью соблюдения основного принципа формирования учетной информации - допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. Факт погашения задолженности по обязательствам не должен оказывать влияние на момент отражения в бухгалтерском учете операций по осуществлению расходов, связанных с деятельностью предприятия, и, соответственно, возникновению кредиторской задолженности. Момент возникновения задолженности и принятия к учету расходов предприятия определяется непосредственно условиями договора. Дата отражения в бухгалтерском учете расходов и обязательств определяется моментом перехода права собственности на продукцию, товар, результаты работ или услуг установленного в договоре. Оценка кредиторской задолженности в соответствии с положениями ПБУ  полностью определяется условиями договора между предприятием и поставщиком, подрядчиком или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально - производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг.

 

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  ЗАПИСЕЙ ПО ДЕБЕТУ СЧЕТА 60 "РАСЧЕТЫ  С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ"

 

Систематизация  записей вызывает множество вопросов, связанных с тем, как отражается:

1. Погашение возникающей кредиторской  задолженности

2. Выданные авансы

3. Предоплата

4. Оплата векселем

Разберем  все по порядку:

1. Погашение возникающей кредиторской  задолженности

По договору поставки предприятие получило в  собственность уже отгруженные  ему или уже оприходованные им товары. По договору подряда ему  могли быть оказаны какие-либо услуги. В обоих случаях у предприятия  возникает кредиторская задолженность, которую следует погасить. Делается это просто, согласно правилу Дегранжа (1802): "Тот, кто получает, дебетуется, тот, кто выдает, кредитуется", т.е. счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется, как получающий, кредитуются счета, с которых эта задолженность бала погашена.

2. Выданные авансы

Авансы - это средства, выплаченные раньше, чем начаты действия, связанные с  выполнением договора поставщиком, подрядчиком. Аванс нельзя путать, как это часто делают, с предоплатой. Аванс выдается покупателем и/или заказчиком поставщику и/или подрядчику с тем, чтобы получатели могли выполнить свои обязательства.

Аванс, в  таких случаях, показывается по дебету счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и в результате этого счет становится активным, т.е. он отражает дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена товарами, услугами или иными ценностями дебитором.

3. Предоплата

Предоплата  это уплата цены до того как ценности перейдут в собственность плательщику.

В сущности, весь смысл предоплаты сводится к  тому, что пока ценности не перейдут в собственность покупателя и/или  услуги не будут оказаны, а деньги были уже выплачены, у плательщика  будет дебиторская задолженность. Следовательно, как только поставщик  отгрузит ценности, и право собственности  на них перейдет к покупателю, дебиторская  задолженность будет погашена. А  с бухгалтерской точки зрения вся проблема сводится к тому, что  счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" сначала дебетуется, а уже потом кредитуется.

Но независимо от того, произвел ли покупатель полную предварительную оплату или частичную (аванс), перечисленные суммы должны отражаться по счету 60 "Расчеты с  покупателями и заказчиками". Однако при организации бухгалтерского учета расчетов необходимо учитывать  одно очень важное требование: в  бухгалтерской отчетности все обязательства  должны представляться в развернутом  виде, то есть дебиторская задолженность - в активе, кредиторская задолженность - в пассиве. Поэтому представляется целесообразным предоплату и авансы отражать на отдельном субсчете к  счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - "Авансы и  предоплаты". При получении материальных ценностей, работ и услуг бухгалтер  должен сделать зачет по субсчетам  счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Дебет 60 субсчет "Расчеты по поставленным товарно-материальным ценностям, работам, услугам"

Кредит 60 субсчет "Авансы и предоплаты" 

4. Оплата векселями

Вексель- это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока указанную в нём сумму векселедержателю (владельцу векселя). Вексель является не только формой расчёта, но и одним из видов коммерческого кредита, так как оплата по векселю происходит не сразу, а через определённое время, в течении которого сумма по векселю находится в распоряжении векселедателя.

Существуют  два вида векселей: простой и переводной. В простом векселе участвуют  две стороны: векселедатель и  векселедержатель. Переводной вексель  выписывается поставщиком. Он содержит приказ векселедателя плательщику  уплатить определённую сумму предъявителю векселя или лицу, указанному в  векселе, или тому, кого он укажет по истечении срока векселя. Переводной вексель должен быть акцептован плательщиком, и только в этом случае он приобретает  юридическую силу.

Задолженность по расчётам с покупателями, заказчиками  и другими дебиторами, обеспеченная полученными векселями, учитывается  предприятием на счёте 62 "Расчёты  с покупателями и заказчиками". Далее мы рассмотрим более подробно данный аспект

Задолженность по расчётам с поставщиками, подрядчиками и другими кредиторами, обеспеченная выданными векселями, учитывается  предприятиями на счёте 60 "Расчёты  с поставщиками и подрядчиками" обособленно в аналитическом  учёте. При выдаче векселей на стоимость  фактически поступивших товарно-материальных ценностей, принятых работ, потреблённых услуг составляется проводка:

Дебет счёта 10 "Материалы"

 Дебет счёта 23 "Вспомогательные производства" и т.д.

Кредит  счёта 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

Погашение задолженности, обеспеченной выданными  векселями, отражается следующим образом:

Дебет счёта 60 "Расчёты с поставщиками и  подрядчиками"

Кредит  счёта 51 "Расчётный счёт" или 52 "Валютный счёт".

В случае, если по выданным векселям предусмотрена уплата процентов, то при их перечислении составляется проводка:

Дебет счёта 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное  производство" и др.

Кредит  счёта 51 "Расчётный счёт" или 52 "Валютный счёт".

Аналитический учёт полученных и выданных векселей должен обеспечить данные о векселях с просроченными сроками оплаты и векселях, срок оплаты которых  не наступил.

 

 

 

 

3.2 Документальное  оформление и учет расчетов  с покупателями и заказчиками

Документальное оформление и учёт расчётов с покупателями и  заказчиками проходит следующие  этапы:

    • Заключение договора купли – продажи с покупателем – резидентом РБ с указанием наименования, цены, количества, общей стоимости договора, условиями оплаты.
    • При отгрузке товара выписывается товарная (товарно- транспортная накладная) формы ТН-2, ТТН -1.
    • Оплату производится согласно платежному поручению.

 Информация о расчетах с покупателями и заказчиками за реализованные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, а также по полученным авансам и предварительной оплате отражается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

 Типовым планом счетов  к данному счету рекомендуется  открывать следующие субсчета:

 

62-1 «Расчеты в порядке  инкассо»;

62-2 «Расчеты плановыми  платежами»;

62-3 «Векселя полученные»;

62-4 «Авансы полученные»  и др.

 Кроме того, организации  могут открывать и другие субсчета, которые следует закрепить в  рабочем плане счетов, прилагаемом  к учетной политике организации.

 Отметим, что в настоящее  время расчеты плановыми платежами  не проводятся, поэтому субсчету 2 может быть присвоено другое  название.

 На субсчете 62-3 «Векселя  полученные» учитывается задолженность  по расчетам с покупателями  и заказчиками, обеспеченная полученными  векселями. 

 Получение от покупателя (заказчика) векселя в оплату  поставленных товаров (работ,  услуг) отражается по дебету  субсчета 62-3 «Векселя полученные»  в корреспонденции с кредитом  других субсчетов счета 62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками».

 Пунктом 25 Инструкции  о порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности, утвержденной  постановлением Минфина РБ от 17.02.2004 № 16 (с изменениями и  дополнениями, внесенными в т.ч.  постановлением от 30.12.2005 № 169), закреплено, что в отчетности по группе  статей «Дебиторская задолженность» (стр. 250 и 251) показываются в т.ч.  данные о задолженности, обеспеченной  векселями.

 На субсчете 62-4 «Авансы  полученные» отражаются расчеты  по полученным авансам под  поставку материальных ценностей  либо под выполнение работ.  Здесь же учитываются расчеты  за полученные от заказчиков  или оплаченные заказчиками материалы,  конструкции и детали, поступления  по промежуточным счетам за  выполненные работы.

 Счет 62 кредитуется на  сумму поступивших платежей, включая  суммы полученных авансов, и  т.п. 

 При реализации имущества за иностранную валюту на счете 62 отражаются возникшие при переоценке задолженности курсовые разницы, порядок отражения которых регламентирован Декретом Президента РБ от 30.06.2000 № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц», постановлением Минфина РБ от 17.07.2000 № 78 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» и постановлением Совета Министров РБ от 13.12.2000 № 1897 «Об особенностях отнесения коммерческими организациями на финансовые результаты курсовых разниц, учтенных в расходах и доходах будущих периодов».

 Если по полученному  векселю, обеспечивающему задолженность  покупателя (заказчика), предусмотрен  процент, то по мере погашения  этой задолженности делается  запись по дебету счета 51 «Расчетный  счет» или 52 «Валютные счета»  и кредиту счета 91 «Операционные  доходы и расходы» (на величину  процента).

 В соответствии с подп.23.7 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 19 (в ред. постановления от 30.01.2006 № 16) (далее - Инструкция № 19), к доходам от внереализационных операций, учитываемым для определения облагаемой налогом прибыли, относятся суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

 Непогашенная дебиторская  задолженность покупателей по  истечении сроков исковой давности  списывается при создании резерва по сомнительным долгам в соответствии с учетной политикой организации записью по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 62. В том случае, если резерв по сомнительным долгам не создается, списание непогашенной задолженности отражается по дебету счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

 Списанная в убыток  из-за неплатежеспособности должника  сумма дебиторской задолженности  должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет для наблюдения за финансовым состоянием должника и появлением возможности ее взыскания.

 При поступлении задолженности,  ранее списанной как безнадежная  к получению, дебетуются счета  учета денежных средств и кредитуется счет 92 «Внереализационные доходы и расходы». Одновременно на указанную сумму кредитуется забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками