Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:35, курсовая работа
Бухгалтерский учет с наибольшей полнотой и точностью отражает все аспекты деятельности торговой организации и является важнейшим рычагом ее экономической политики. Он должен развиваться как часть единого народно-хозяйственного учета, включающего бухгалтерский, статистический и оперативно-технический виды учета. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является система первичного учета как источник данных для последующего их накапливания, систематизации и обобщения в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.
Комиссия, принимающая товары, проверяет их качество, количество (массу) и комплектность в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Количество составляемых актов о приемке товаров и наличие прилагаемых документов (сертификаты, ветеринарные свидетельства и т.д.) зависит от ситуации. Акт составляют в одном экземпляре в день поступления товаров. Подписывают его члены комиссии, кладовщик, главный бухгалтер и утверждает руководитель организации.
Если по каким-то уважительным причинам работа по приемке прерывалась, причины, условия хранения и перерывы фиксируются в акте. На основании акта о приемке кладовщик должен сделать записи об оприходовании товаров в журнале учета товаров на складе (форма №ТОРГ-18).
Если комиссия обнаружила отклонения по количеству, качеству, массе товара, приемка должна быть приостановлена. В этом случае надо обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другой однородной продукцией и вызвать представителя поставщика (грузоотправителя).
Комиссия составляет акт по форме №ТОРГ-2 в четырех экземплярах, один из них отправляют поставщику. На импортные товары составляется в пяти экземплярах акт по форме №ТОРГ-3. Правила заполнения для обеих форм одинаковы.
Если по одному транспортному документу поступили разные товары, а недостача обнаружена только по одному из видов товаров, перечислять в акте все полученное не надо. В конце акта просто делают отметку: «По остальным товарам расхождений нет».
На основании акта составляется претензионное письмо поставщику или транспортной организации (в зависимости от того, по чьей вине образовалась недостача и на кого возложена ответственность за ее последствия согласно договору) с требованием возместить убытки.
Если товары куплены у физического лица, а также в некоторых других случаях составляется акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (формы №ТОРГ-4). Эта же форма заполняется, если поступают товары без сопроводительных документов (для оформления поступления товарно-материальных ценностей по фактическому наличию). Акт подписывают члены комиссии, утверждает его руководитель организации. Акт составляется в двух экземплярах при участии материально-ответственного работника. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у материально-ответственного лица, принявшего товары. Прочие торговые операции оформляются следующими документами (Приложение 4).
Помимо акта, составляется товарный отчет в двух экземплярах. Первый экземпляр скрепляют с документами, которые располагают в порядке последовательности записей и отдают в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии материально-ответственного лица проверяет товарный отчет и расписывается в обоих экземплярах о приемке отчета и указывает дату. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается материально-ответственному лицу. После этого каждый документ проверяют с точки зрения законности совершенных операций правильности цен, таксировки и подсчета.
В ходе проверки товарного отчета бухгалтер устанавливает:
- соответствие начального остатка конечному остатку предыдущего отчета (ранее проверенного);
- правильность цен, сверяя их с таксировкой в товарной накладной;
- соответствие указанной в отчете суммы товаров, реализованных за наличный расчет (в розничной торговле), сумме выручки по кассовому отчету;
- при перемещении товаров внутри организации соответствие записей в документах подразделений;
- полноту и своевременность оприходования товаров, сверяя документы на поступление товаров от поставщиков с документами на оплату этих же товаров
2.2. Синтетический и аналитический учет реализации и поступления товаров в розничной торговле
Товары - часть материально-
Организации розничной торговли осуществляют учет приобретенных для перепродажи товаров по своему выбору, закрепленному в приказе об учетной политике, по покупной (закупочной) стоимости или продажной цене на счете 41 "Товары". Такая возможность торговым организациям предоставлена Методическими рекомендациями, ПБУ 5/01 и Планом счетов. Нужно отметить, что именно Методические рекомендации устанавливают порядок отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности.
Покупная цена – это сумма расходов, связанных с приобретением товара, то есть его фактическая себестоимость. Так как в ООО « Оптика Плюс» учет товаров организуется по продажным ценам, разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается обособленно на счете 42 « Торговая наценка». Торговая наценка - это разница между продажной ценой и покупной стоимостью, для отражения которой в бухгалтерском учете используется счет 42 "Торговая наценка". Счет 42 « Торговая наценка» является регулирующим контрольным счетом по отношению к счету 41 «Товары». Если из сальдо счета 41 «Товары» вычесть сальдо счета 42 «Торговая наценка» разность покажет покупную стоимость товаров. Счет 42 не может существовать самостоятельно, он применяется только в сочетании со счетом 41 и только при условии учета товаров по продажным ценам. Сумма наценки при неизменной продажной стоимости товаров будет различной в зависимости от варианта ведения учета поступления товаров.
Продажная стоимость товара включает:
- покупную стоимость товара, которая складывается из сумм фактических затрат организации на приобретение товара без НДС;
- торговую наценку;
- сумму налога
на добавленную стоимость,
Покупная стоимость единицы товара без учета НДС, включая затраты по приобретению:
11 000 : 20 = 550 руб.;
Торговая наценка на товар без учета НДС:
11 000 х 50% : 100% = 5 500 руб.;
Продажная стоимость товара без учета НДС:
11 000 + 5 500 = 16 500 руб.;
НДС определяется на основе стоимости реализуемых товаров, исходя из применяемых цен без НДС:
16 500 х 18% : 100% = 2 970 руб.;
Продажная стоимость товара с учетом НДС:
16 500 + 2 970 =19 470 руб.;
Продажная стоимость 1 солнцезащитных очков:
19 470 : 20 = 973,5 руб.
Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 «Товары» учитывают также покупную тару и тару собственного производства. Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета. По итогам 2011г. в ООО «Оптика Плюс» бухгалтер использует всего лишь один субсчет: 41-2 «Товары в розничной торговле».
Оприходование прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения. На основании товарной накладной бухгалтер в ООО «Оптика Плюс» 29 марта 2012 г. отразил поступление товара о поставщика:
Д-т 41 К-т 62
Таблица 1
Корреспонденция счетов по учету поступления товаров от поставщиков
Содержание операции |
Корреспондирующий счет |
Сумма (руб.) | |
Дебет |
Кредит | ||
Уплачено поставщику за товары из кассы: |
60-1 |
50-1 |
11000 |
Покупная стоимость товаров |
41-2 |
60-1 |
11000 |
Торговая наценка |
41-2 |
42 |
5500 |
Для отражения расчетов с поставщиками за товар несоответствующего качества используется счет 76 субсчет 2 «Расчёты по претензиям». Так как учет ведется по продажным ценам и используется счет 42 «Торговая наценка», то после возврата товара поставщику наценка списывается.
Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитического учета. На первое число каждого месяца составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам и счету 41 «Товары», где по каждому наименованию товаров указывают в денежном выражении остаток на начало месяца, приход и расход за месяц, а также остаток на конец месяца.
Таблица 2
Корреспонденция счетов по учету возврата товаров поставщикам
Содержание операции |
Корреспондирующий счет |
Сумма (руб.) | |
Дебет |
Кредит | ||
Списание покупной стоимости |
60-1 |
41-2 |
550 |
Списание торговой наценки |
42 |
41-2 |
253 |
Расчет по претензиям |
60-1 |
76-2 |
550 |
Суммовые итоги этой ведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета 41. По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 «Товары» подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. Например, сумму товаров, полученных от поставщиков, сверяют с учетным регистром по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по графе, где дебетируется счет 41 и кредитуется счет 60).
ООО «Оптика Плюс» является плательщиком Единого налога на вмененный доход, что согласно п.4 ст.346 Гл.26 НК РФ она не признается плательщиком НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Все затраты, связанные с продажей товаров, аккумулируются на счете 44 «Расходы на продажу». В торговой организации все затраты называются издержками обращения.
Счет 44 в ООО «Оптика Плюс» предназначен для отражения следующих расходов:
- на перевозку товаров
- на оплату труда
- на аренду
- на рекламу
- по хранению товаров
- на содержание торгового помещения, амортизационные отчисления
По дебету счета накапливаются суммы произведенных расходов организацией, а по кредиту отражается их полное или частичное списание в дебет счета 90 «Продажи».
За 4 квартал 2012 г. ООО «Оптика Плюс» были произведены следующие расходы:
Д-т 44 К-т 02 - начислена амортизация по основным средствам организации
Д-т 44 К-т 10.1. - списаны материалы, связанные с продажей товаров
Д-т 44 К-т 69 - начислены страховые взносы в бюджет
Д-т 44 К-т 70 - начислена заработная плата сотрудникам магазина ООО «Оптика Люкс»
Д-т 44 К-т 76 - отражены расходы на транспортировку продукции и депонированные суммы
Д-т 90.7 К-т 44 - списаны издержки обращения
Для отражения и обобщения
информации о доходах и расходах,
связанных с продажей товаров
и определение финансового
К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:
90-1 «Выручка»
90-2 «Себестоимость продаж»
90-3 «Налог на добавленную стоимость»
90-4 «Акцизы»
90-9 «Прибыль/убыток о продаж».
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течении отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового и кредитового оборотов по счету 90 «Продажи» определяется финансовый результат от продаж за отчетный месяц.
Рассмотрим учет реализации товаров в ООО «Оптика Плюс» за 4 квартал 2012 г.:
Д-т 62 К-т 90 - отражены выручка от продажи товаров покупателям
Д-т 90.2. К-т 41 - списана себестоимость проданных товаров
Д-т 90 К-т 44 - списаны издержки обращения
Д-т 50 К-т 62 - получены денежные средства от покупателя в кассу магазина
В организациях оптовой торговли учетной стоимостью товара является его покупная стоимость, а в организациях розничной торговли учетной стоимостью товара чаще всего является продажная стоимость, то есть стоимость, увеличенная на сумму торговой надбавки. Сумму торговых надбавок, относящихся к реализованным товарам, называют валовым доходом от реализации товаров. Валовой доход за вычетом издержек обращения составляет прибыль (убыток) торговой организации. Для определения валового дохода применяется формула: