Учет товаров в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет с наибольшей полнотой и точностью отражает все аспекты деятельности торговой организации и является важнейшим рычагом ее экономической политики. Он должен развиваться как часть единого народно-хозяйственного учета, включающего бухгалтерский, статистический и оперативно-технический виды учета. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является система первичного учета как источник данных для последующего их накапливания, систематизации и обобщения в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

Файлы: 1 файл

курсовая бух.учет.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

      - формировать  отчеты  по  остаткам  и по  движению  товара,

        учетные карточки товара в  продажных ценах с учетом  проведенных

        переоценок;

      - формировать бухгалтерские проводки с  учетом  специфики  розничной

        торговли (продажная стоимость товара  на 41  счете,  наценка  на  42

        счете, проводки по переоценке  и так далее);

      Программа  помогает определить, какое количество  товара того или иного поставщика продано  за  отчетный  период  и  сколько этому поставщику  заплатили  и  остались  должны  (ведение  шестого журнала по всем расчетам с поставщиками). Программа позволяет производить учет финансов:

      - учет денежных средств в кассе и банке;

      - учет расчетов с подотчетными лицами;

      - контроль исполнения плановых платежей

    Она также  помогает осуществлять учет расчетов  с поставщиками:

      - ведение хозяйственных договоров;

     - начисление и расчет финансовых санкций;

      - контроль дебиторской и кредиторской задолженности;

      - взаимозачеты

      Таким образом, можно сделать вывод, что применение машинно-ориентированной   формы   учета    обеспечивает: механизацию и во многом автоматизацию учетного  процесса;  высокую  точность учетных данных; оперативность  данных  учета;  повышение  производительности учетных  работников,  освобождение  их  от  выполнения  простых  технических функций и предоставление  большей возможности заниматься   контролем   и анализом   хозяйственной   деятельности;   увязку   всех   видов   учета   и

планирования, поскольку  они используют одни и те же носители информации.

      

 

 

Заключение

 

Развитие рыночных отношений, наличие большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения. Актуальность данной темы заключается в исключительно важной проблеме совершенствования организации учета товарных операций в розничной торговле.

Розничная торговля –  одна из важнейших сфер обеспечения  населения. Являясь источником поступления  денежных средств, торговля тем самым  формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения. В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.

На предприятиях розничной  торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение  товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

Для работы бухгалтера необходимы четкие, детализированные, законодательно закреплённые указания по бухгалтерскому и налоговому учёту за совершением  хозяйственных операций и их законностью. Необходимость контроля обусловлена тем, что неверное оформление операций, неправильное отражение в учёте отдельных хозяйственных ситуаций неизбежно приведёт к конфликту не только с налоговыми органами, но и с партнерами по бизнесу или своими работниками. При отсутствии надлежащим образом оформленных документов организация бывает вынуждена доказывать факт осуществления тех или иных финансово – хозяйственных операций и правильность их отражения в бухгалтерских и налоговых отчётах с помощью документов, имеющих лишь косвенное отношение к спорному вопросу, что в ряде случаев вызывает большие затруднения.

Эффективность руководства  деятельностью предприятия полностью  зависит от способности вовремя  получать полную, точную, объективную, достаточно детальную и своевременную экономическую информацию. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.

Основным объектом бухгалтерского учета в торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации  обязана обеспечить полный учет поступающих  товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

Целями бухгалтерского учета в торговле являются:

- контроль за сохранностью  товаров;

- своевременное предоставление  руководству организации информации  о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей  решается комплекс бухгалтерских задач:

1. проверка правильности  документального оформления, законности  и целесообразности товарных  операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

2. проверка полноты  и своевременности оприходования  товаров, правильности и своевременности  списания реализованных и отпущенных  товаров;

3. обеспечение контроля за соблюдением норм товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

4. установление контроля  за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление  ее результатов;

5. своевременное и  правильное выявления валового  дохода.

В основе решения перечисленных  задач лежат следующие принципы учета товаров:

- выбор схемы учета товаров, которая наиболее подходит для работы данной организации;

- единство показателей  бухгалтерского учета при реализации  товаров предприятий розничной  торговли;

- возможность получения  оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);

Если в организации  налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия  для эффективного решения задач, стоящие перед бухгалтерским  учетом предприятия розничной торговли.

Задачи, стоящие перед  бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при  правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета  вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.

Таким образом, документооборот и учет товаров в розничной торговле, трудоемкий и сложный процесс. Даже при поступлении одной единицы товара необходимо сделать достаточно большое количество операций, чтобы товар был правильно отражен в бухгалтерском учете, а затем было правильно оформлено выбытие товара, т.е. реализация, списание или уценка.

Рассмотрев особенности  учета товарных операций в ООО  «Оптика Люкс», можно сделать вывод, что учет на предприятии ведется в соответствии с законодательной базой, но есть несколько недостатков, которые могут в свою очередь привести к конфликтам с налоговыми органами и контрагентами.

Одним из неприятных моментов в организации, при проверке первичной документации, является обнаружение недочетов в оформлении документа, или полное отсутствие документации, что является грубым нарушением, так как при возникновении такой ситуации учет товара считается не обоснованным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации ;
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации ;
  1. Федеральный Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
  2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  3. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08»;
  4. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01»;
  5. Приказ Минфина РФ от 06.06.1999 г. №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»;
  6. Приказ Минфина РФ от 06.06.1999 г. №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»;
  7. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»;
  8. Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»;
  9. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  10. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. № 180);
  11. МСФО 2005: издание на русском языке, - М.: Аскери – АССА, 2005. – 1062с.;
  12. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Роскомторгом и Минфином РФ 20 апреля 1995 г. NN 1-550/32-2);
  13. Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5);
  14. Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле и документооборот. – М.: ГроссМедиа, 2006. – 704 с.;
  15. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Бухгалтерский учет в торговле: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 316 с.;
  16. Готовим бухгалтерскую отчетность / М.А. Волович, А.А. Салтыкова, В.Я. Соколов, Л.З. Шнейдман; под ред. проф. Л.З. Шнейдмана. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002. – 160 с.
  17. Кожинов Я.В. Бухгалтерский учет в торговле. М.: Экзамен, 2002. – 258с.
  18. Летнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 496 С.
  19. Малявкина Л.И. Учет поступления товаров // Бухгалтерский учет, №14, 2010
  20. Миронова Л.Д. Учет тары // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009
  21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 425 с.
  22. Середа К.Н. Бухгалтерский учет в торговле. Серия «Справочник». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 416 с.
  23. Реализация: бухгалтерский и налоговый учет / С.А. Верещагин (3-е изд., перераб. и доп.). – М.: Информцентр XXI века, 2005. – 168 с.
  24. Хамидуллина Г.Р. Ревизия и контроль на предприятиях торговли: Учебное пособие / под ред. проф. М.В. Мельник. – М.: КНОРУС, 2004. – 96 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

 

Документальное оформление торговых операций

 

Название формы

В каких случаях оформляется

Кто составляет и подписывает, количество экземпляров, особенности  заполнения

1

2

3

Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма №ТОРГ-5)

Для оформления приемки  и оприходования тары, а также  упаковочных материалов, если поставщик  не выделяет их в счетах и их стоимость  включена в цену товара

Составляют комиссия и материально-ответственный работник. Два экземпляра: первый передается в бухгалтерию, второй остается у материально-ответственного лица.

Акт о завесе тары (форма  №ТОРГ-6). Журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары

Для оформления приемки, завеса и списания тары

Составляют в одном  экземпляре члены комиссии. Акт передается материально-ответственным лицом  с товарным отчетом в бухгалтерию  организации. В случае если масса  тары превышает массу, указанную  в сопроводительных документах поставщика, акт составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр вместе с рекламацией направляется поставщику для возмещения. В журнале бухгалтер записывает данные о завесе тары на основании приемных товарных документов.

Заказ – отборочный лист (фора №ТОРГ-8)

На оптовых базах (складах) для отбора товара, тары

Заполняет работник оптовой  базы (склада) и передает для исполнения на склад. Конструкция формы позволяет  вести расчеты по отдельным группам  товаров (например, вычислять торговую скидку по группам товаров). На основании данных этого документа заполняется товарно-транспортная накладная.

Упаковочный ярлык (форма  №ТОРГ-9)

При упаковке товара (оптовая  торговля)

Выписывается в трех экземплярах работником организации  на каждое отдельное место (ящик, тюк  и т.п.), подписывается материально-ответственными лицами и упаковщиком. Один экземпляр вкладывается вместе с товаром в ящик (тюк). Второй – с указаниями массы каждого места прилагается к счету-фактуре (если он не подлежит поящичной спецификации), третий – остается на складе.

 

Спецификация (форма №ТОРГ10)

 

Применяется в том  случае, когда отфактурованная партия товара упаковывается в ящики, бочки  и т.п.

 

Выписывается в двух экземплярах материально-ответственным  лицом склада (кладовой). Один экземпляр  прилагается к счету-фактуре, направляемому покупателю, второй – передается в бухгалтерию. Упакованный товар передается экспедиции, агенту (экспедитору, водителю, возчику) по количеству мест или ассе брутто под расписку на бланке спецификации.

Товарный ярлык (форма  №ТОРГ-11)

Для учета товарно-материальных ценностей в местах хранения товара

Заполняется в одном  экземпляре материально-ответственным  лицом на каждое наименование с проставлением  порядкового номера ярлыка. Товарный ярлык хранится вместе с товарно-материальными  ценностями по месту их нахождения. Данные товарного ярлыка применяются для заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей.

Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма  №ТОРГ-13)

Для учета движения товарно-материльных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами.

Составляется в двух экземплярах материально-ответственным  лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценностей, а второй экземпляр – принимающему подразделению для оприходования ценностей. Подписывают материально-ответственные лица сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию.

Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли) (форма  №ТОРГ-14)

Для оформления отпуска  товаров на лотки, продавцам с  тележек, разносов и т.п., на которые  не составляются товарные отчеты

Выписывается в двух экземплярах материально-ответственным лицом, отпускающим товар. Один экземпляр передается продавцу товара, а второй остается в организации (магазине, на базе, складе). По окончании рабочего дня производят запись в накладной о сдаче продавцом выручки за проданные товары в кассу организации и остатка непроданных товаров. В случае если продавец не может возвратить непроданные товары, в накладной производится запись остатков.

Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (форма  №ТОРГ-15)

Для оформления возникающего по тем или иным причинам боя, порчи, лома товарно-материальных ценностей, подлежащих уценке или списанию.

Составляется в трех экземплярах и подписывается  членами комиссии с участием представителя  администрации организации, материально-ответственного лица или при необходимости представителя санитарного надзора. Утверждается руководителем организации. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально-ответственного  лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий – у материально-ответственного лица

Акт о списании товаров (форма №ТОРГ-16)

Применяется при оформлении возникающей по тем или иным причинам порчи, потери качества товаров, не подлежащих дальнейшей реализации

Составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем организации. В случае необходимости акт составляется с участием представителя санитарного или иного надзора. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию, второй остается в подразделении, третий – у материально-ответственного лица.

Журнал учета движения товаров на складе (форма №ТОРГ-18)

Для учета движения и  остатков товаров и тары на складе (в кладовой)

Ведется материально-ответственным(и) лицом (лицами) по наименованиям, сортам, количеству и цене. Записи в журнал производятся на основании приходно-расходных документов или накопительных ведомостей по учету отпуска товаров и тары за день

Расходный отвес (спецификация) (форма №ТОРГ-19)

При отпуске всех видов  товаров как приложение к товарно-транспортной накладной

Составляется в двух экземплярах работниками базы (склада). Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – представителю грузополучателя

Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров (форма №ТОРГ-20)

В случае обнаружения понижения качества и порчи товаров

Составляется в двух экземплярах членами комиссии на основании приказа, распоряжения руководителя организации о перетаривании, сортировке, подработке, перетрафаречивании. Первый экземпляр вместе с приказом, распоряжением передается в бухгалтерию, второй остается у материально-ответственного лица

Товарный журнал работника  мелкорозничной торговли (форма №ТОРГ-23)

Для отпуска товаров  в мелкорозничную сеть. Журнал выдается торговой или иной компетентной организацией работникам мелкорозничной торговли (киосков, ларьков и т.п.)

Журнал ведется в  одном экземпляре и находится  на руках у работника мелкорозничной торговли. Отпуск товаров указанным  работникам оформляется в каждом отдельном случае выпиской расходных  накладных. Данные об отпуске товаров и получении выручки заносятся в журнал по совершении операции на основании приходно-расходных документов с определением каждый раз нового остатка товаров. Записи в журнале производятся и подписываются ответственными лицами, которые отпускают товары, а также принимают выручку (в случае если выручка не сдается в кассу).

Заказ (форма №ТОРГ-26)

Для оформления продажи  товаров по предварительным заказам  с доставкой по указанному адресу или без доставки по адресу на конкретные дату и время

Оформляется в двух экземплярах  работником организации торговли при  согласовании с заказчиком (покупателем). Первый экземпляр передается отборщику  для исполнения заказа, второй экземпляр  бланка заказа с отметкой об оплате передается покупателю. Подписывается лицами, ответственными за прием, отбор, комплектацию, исполнение заказа.

Журнал учета выполнения заказов покупателей (форма №ТОРГ-27)

Для учета выполнения заказов покупателей, принятых к  исполнению

Ведется в одном экземпляре и находится в столе заказов. В журнале регистрируются принятые заказы по номерам, датам и времени исполнения, а также получение заказа отборщиков и возврата им исполненных заказов.

Карточка количественно-стоимостного учета (форма №ТОРГ-28)

В организациях торговли (на складах, базах) для аналитического учета товаров, которые учитываются в количественно-стоимостном выражении

Ведется отдельно на каждое наименование, сорт товара. При количественно-стоимостном  учете однородные товары различного назначения, но имеющие одинаковую розничную цену, могут учитываться объединено на одной карточке. Записи в карточке производятся в количественном и стоимостном выражении на основании проверенных документов. Представляемых в бухгалтерию материально-ответственными лицами

Товарный отчет (форма №ТОРГ-29). Отчет по таре (форма №ТОРГ-30)

Для учета товарных документов в организациях торговли за отчетный период, который утверждается руководителем  организации

Составляются в двух экземплярах материально-ответственным  лицом. Товарный отчет, как правило, составляется при сальдовом методе учета товаров. Подписывается бухгалтером и материально-ответственным лицом. Первый экземпляр отчета с приложенными документами, на основании которых составляется отчет, передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у материально-ответственного лица.

Сопроводительный реестр сдачи документов (форма №ТОРГ-31)

Для регистрации приходных  и расходных документов

Составляется в двух экземплярах материально-ответственным  лицом на приходные и расходные  документы по операциям за отчетный период. Первый экземпляр с приложенными к нему документами под расписку передается в бухгалтерию или на обработку средствами вычислительной техники. Второй экземпляр остается у материально-ответственного лица.

Информация о работе Учет товаров в розничной торговле