Учет труда и заработной платы на примере ОАО "Оренбургский хлебокомбинат"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы провести исследование организации бухгалтерского учета труда, расчетов по заработной плате с рабочими и служащими на примере ОАО «Оренбургский хлебокомбинат», проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, выяснить их недостатки, внести предложения по совершенствованию систем оплаты труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации учета труда и расчетов по заработной плате;
- дать краткую экономическую характеристику предприятия;
- рассмотреть особенности организации учета расчетов по оплате труда ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»;
- предложить пути совершенствования учета расчетов по оплате труда.

Файлы: 1 файл

курсовая по бух учету.docx

— 87.14 Кб (Скачать файл)

- при  осуществлении своей деятельности  независима от должностных лиц  органов управления Общества  и должностных лиц структурных  подразделений аппарата управления  Общества;

- в своей  деятельности руководствуется законодательством  Российской Федерации, Уставом Общества, Положением и другими внутренними  документами Общества, утвержденными  Общим собранием акционеров Общества.

  Основные  экономические показатели деятельности  ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» (далее по тексту - хлебокомбинат) приведены в таблице 1.

          Таблица 1

Динамика основных показателей деятельности

ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»

 

Показатели

2010 г.

2011г.

2012г.

2012 г. к 2010 г.

(+,-)

%

1

2

3

4

5

6

Выручка, в том числе:

по деятельности с основной системой налогообложения

 тыс.руб.

198 170

232 474

217 797

19 627

110

Себестоимость продаж, тыс.руб.

170 903

198 686

183 246

12 343

107

Уровень себестоимости, %

86

85

84

-

-

Коммерческие расходы, тыс.руб.

21 666

30 062

29 918

8 252

138

Уровень коммерческих расходов в выручке, %

10

13

14

-

-

 

Прибыль (убыток) от продаж, в том числе:

по деятельности с основной системой налогообложения, тыс.руб.

 

5 601

 

3 726

 

4 633

 

- 968

 

83

Доля прибыли в выручке, %

2,8

1,6

2,1

-

-

Среднесписочная численность работников, чел.

653

478

422

- 231

65

 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

Среднегодовая заработная плата, руб./чел.

9809

11184

11884

2 075

121

Производительность труда, тыс. руб./чел.

303

486

516

213

170

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

3 951

1 907

4 216

265

106

Рентабельность (убыточность) основной деятельности, %

2

0,8

2

-

-

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

24 300

25 530

24 992,5

98

103

Фондовооруженность,

тыс. руб./чел.

37

53

59

22

160


 

         Данные таблицы 1 показывают, что  при осуществлении своей деятельности  хлебокомбинат сталкивается с  такими трудностями, как: постоянное  увеличение расходов на производство  продукции, низкая рентабельность, сокращение числа работников, нестабильное  законодательство в области налогообложения.

          На получение прибыли и на развитие предприятия в целом величина затрат оказывает существенное влияние. В объеме выручки от реализации продукции 84% приходится на себестоимость, 14% на коммерческие расходы. Это в свою очередь напрямую влияет на величину прибыли. Так, величина чистой прибыли в 2012 г. составила 4 216 тыс. руб., что на 6% выше аналогичного показателя 2010 г.

          Все эти факторы замедляют развитие хлебокомбината. Рентабельность деятельности хлебокомбината в 2012 г. составляет 2%, как и в 2010 г.

          По показателю численности трудовых  ресурсов наблюдается значительное  снижение. В 2012 г. численность работников  составила 422 чел., что на 231 чел. меньше, чем в 2010 г.

          Эффективность использования трудовых ресурсов характеризует показатель производительности труда, представляющий собой отношение продукции (товарной или чистой) к среднесписочной численности. Показатель производительности труда имеет постоянную тенденцию роста. Так показатель в 2012 г. выше на 70%, чем в 2010 г.

          В результате  проведенного анализа для  хлебокомбинату  рекомендуется:

1) совершенствовать организацию производства и труда;

1) сократить затраты на обслуживание производства и управление с помощью:

- совершенствования структуры аппарата управления путем создания планово-экономического отдела;

- совершенствования работы управленческого персонала;

2) организовать полноценную службу маркетинга на предприятии с помощью:

- организации рекламы;

- расширения сбытовой сети;

- поиска новых поставщиков.

Таблица 2

Динамика активов и пассивов

ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»

 

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Откло-нение 2012 г. от 2010 г.

, тыс.

руб.

Удельный вес, %

, тыс. руб

Удельный вес, %

, тыс. руб.

Удельный вес, %

тыс. руб.

%

АКТИВ

- Основные средства

- Отложенные налоговые  активы

- Прочие внеобор. активы

- Запасы

- НДС

- Дебиторская задолженность

- Денежные средства

 

25 241

 

206

 

1 404

29 520

232

 

18 438

1 147

 

33

 

0,27

 

1,8

39

0,3

 

24

1,63

 

23 819

 

228

 

-

31 803

-

 

21 713

1 236

 

30,2

 

0,28

 

-

40,3

-

 

27,55

1,67

 

26 362

 

274

 

-

35 256

-

 

21 240

2 103

 

30,9

 

0,32

 

-

41,36

-

 

24,9

2,52

 

1 121

 

68

 

- 1404

5 736

-232

 

2 802

956

 

104

 

133

 

0

119

0

 

115

183

БАЛАНС

76 188

100

78 799

100

85 235

100

9 047

112

Продолжение таблицы 2

ПАССИВ

- Капитал и резервы

- Долгосрочные обязательства

- Краткосрочные обязательства

 

47 392

 

167

 

28 629

 

62,2

 

0,3

 

37,5

 

46 607

 

191

 

32 001

 

59,1

 

0,24

 

40,66

 

48 261

 

8 261

 

28 713

 

56,6

 

9,7

 

33,7

 

869

 

8 094

 

84

 

102

 

-

 

101

Баланс

76 188

100

78 799

100

85 235

100

9 047

112


 

        За анализируемый период валюта  баланса характеризуется стабильным  ростом. Величина совокупных активов  к концу 2012 г. достигла значения 85 235 тыс. руб., что превышает значение аналогичного показателя по итогам деятельности за 2010 г. на 12%, (рисунок 1).

          Значение собственных средств  по состоянию на 31.12.2012 г. составило 48 261 тыс. руб., что на 2% выше показателя 2010 г. Увеличение собственных средств обусловлено ростом прибыли хлебокомбината.

         Наибольший удельный вес в  структуре активов занимают основные  средства, более 30 % и запасы, более 40%.

          В 2012 г. увеличился размер привлеченных  средств. Так размер долгосрочных  кредитов составил 8 261 тыс. руб., что на 8 094 тыс. руб. больше, чем в 2010 г. Размер краткосрочных обязательств в 2012 г. увеличился на 1%.

          Рисунок 1 – Динамика валюты баланса  ОАО «Оренбургский хлебокомбинат».

3 Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда в ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»

          Учет личного состава и отработанного времени в ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» полностью автоматизирован.  23 августа 2010 г. был внедрен ПП «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием 8». Внедренное типовое решение: 1С:Хлебобулочное и кондитерское производство.

          Программный продукт обеспечивает автоматическое начисление заработной платы и связанных с ней налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

          Прикладное решение полностью автоматизирует комплекс трудоемких расчетов с персоналом, начиная от ввода документов о фактической выработке, оплаты больничных листов и отпусков, заканчивая формированием документов на выплату зарплаты и отчетности в государственные контролирующие органы. Автоматизирован расчет регламентированных законодательством начислений и удержаний, отражение результатов расчетов в затратах предприятия.

 

         3.1 Документальное оформление расчетов по оплате труда

         Согласно ст.91 ТК РФ работодатель  обязан вести учет времени, фактически  отработанного каждым работником.

          При формировании учетной политики в ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» утверждаются правила документооборота и технология обработки учетной информации (ПБУ 8/2010, утвержденного Приказом Минфина РФ № 167-Н от 13.12.2010г.).

          Для расчетов по оплате труда с работниками в ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» применяют формы первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1).

          Формы документации по учету кадров:

- N Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу». В приказе указываются наименование структурного подразделения, должность (специальность, профессия), срок испытания, если работнику устанавливается испытание при приеме на работу, а также условия приема на работу и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.). Трудовой договор может быть срочным (на определенный срок) или бессрочным. Если в приказе срок действия договора не указан - реквизит «дата» в форме N Т-1 или строка «Период работы» в форме N Т-1а не заполнены, договор считается заключенным на неопределенный срок;

- N Т-2 «Личная карточка работника». Форма N Т-2 ведется в кадровом подразделении и заполняется на основании данных формы N Т-1, а также личных документов работника - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; трудовой книжки или документа, подтверждающего трудовой стаж; страхового свидетельства государственного пенсионного страхования; документов воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, а также сведений, сообщенных о себе работником. В бухгалтерии ведется лицевой счет работника (форма N Т-54), в котором, помимо сведений, необходимых для расчета сумм оплаты труда, отражаются сведения о заработной плате, выплаченной работнику в течение календарного года;

- N Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу» оформляется при переводе на другую работу. Особое внимание уделяют указанию оснований перевода. Данный реквизит имеет, в частности, существенное значение при переводе на нижеоплачиваемую работу - для определения правомерности сохранения среднего заработка (в том случае, когда такой перевод осуществляется в порядке дисциплинарного взыскания, средний заработок на время перевода не сохраняется);

- N Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику», N Т-7 «График отпусков». На основании данных перечисленных унифицированных форм бухгалтерией производится расчет отпускных;

- N Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)». Форма N Т-8 оформляется при расторжении трудового договора с работником. Для целей расчетов с работниками данные приказов используются для расчета выходного пособия и прочих выплат, связанных с увольнением;

- N Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку», N Т-9а «Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку», N Т-10 «Командировочное удостоверение», N Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении». Формы применяются при осуществлении командировочных расходов, которые непосредственно к суммам оплаты труда не относятся, но общий порядок их выплаты регулируется трудовым законодательством;

- N Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника», N Т-11а «Приказ (распоряжение) о поощрении работников». Формы N Т-11 и N Т-11а применяются при осуществлении расходов в виде премий и иных форм поощрения работников. В том случае, когда выплаты предусмотрены трудовым договорам, выплаченные суммы относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и принимаются к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль в качестве расходов.

Формы документации по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:

- табель учета рабочего времени  и расчета оплаты труда (форма N Т-12) и табель учета рабочего  времени (форма N Т-13). Табель учета  рабочего времени является основным  документом, на основании которого  производится расчет заработной  платы с работниками, дополнительных выплат за работу в условиях, отличающихся от обычных. Табель составляется ежемесячно в одном экземпляре уполномоченным на это лицом, подписывается руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы, передается в бухгалтерию. Отметки в табеле о причинах неявок на работу, работе в режиме неполного рабочего времени или за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника или работодателя, сокращенной продолжительности рабочего времени и др. производятся на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности, справка о выполнении государственных или общественных обязанностей, письменное предупреждение о простое, заявление о совместительстве, письменное согласие работника на сверхурочную работу в случаях, установленных законодательством, и пр.).

          Затраты рабочего времени учитываются в табеле методом сплошной регистрации явок и неявок на работу. Условные обозначения отработанного и неотработанного времени представлены на титульном листе формы N Т-12 (применяются также при заполнении табеля по форме N Т-13);

- расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49). Ведомость по форме N Т-49 составляется в бухгалтерии на основе представленных табелей рабочего времени, выписок из приказов о приеме на работу, переводе работников и других служебных перемещениях;

Информация о работе Учет труда и заработной платы на примере ОАО "Оренбургский хлебокомбинат"