Учет в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 07:23, курс лекций

Описание работы

Слово учет означает запись всех работ с целью дальнейшего изучения. Как вести учет дает инструкция министерства финансов РФ. Руководство к использованию по бухгалтерскому учету также дает министерство финансов РФ. А проверяет государственный комитет статистики. Общее руководство экономикой и бухгалтерским учетом осуществляет министерство экономики и финансов. При рыночной экономике появляются частные акционерные общества, крестьянские хозяйства, кооперативы и т.д. Экономической основой этих обществ является коллективная и частная собственность. Права, ответственность и обязанности оговариваются в уставе предприятия. Учет ведется по единому «Плану счетов бухгалтерского учета». Бухгалтерский учет заканчивается рамками своего предприятия, учитывая свою специфику работы, и является учетом только для своего предприятия. При рыночной экономике бухгалтерский учет должен соблюдать коммерческую тайну (к ней относятся все финансовые и денежные операции, в т.ч. начисление заработной платы, операции с расчетным счетом, себестоимость и прибыль).

Содержание работы

Тема 1: Понятие о бухгалтерском учете. 3
1.1 Организация бухгалтерского учета. 3
1.2 Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета. 3
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета. 4
Тема 2: Система и принципы ведения бухгалтерского учета. 5
2.1 Документирование. 5
2.2 Оценка и стоимость имущества. 7
2.3 Счета бухгалтерского учета и двойная запись 8
2.4 Инвентаризация активов и пассивов. 15
Тема 3: Формы бухгалтерского учета. 15
Тема 4: Основы построения бухгалтерского учета. 19
4.1 Понятия о процессах деятельности предприятия. 19
4.2 Характеристика процессов. 20
Тема 5: Учет денежных операций. 21
5.1 Учет кассовых операций. 21
5.2 Учет денежных средств в кассе. 22
Тема 6: Учет денежных средств на расчетном счете. 23
6.1 Порядок открытия расчетного счета. 23
6.2 Формы безналичных расчетов: 24
Тема 7: Валютный счет. 24
7.1 Порядок открытия валютного счета. 24
7.2 Операции и формы расчетов по валютным счетам. 24
7.3 Порядок обязательной продажи валюты. 25
7.4 Учет операций по валютным счетам. 25
Тема 8: Учет операций на специальных счетах. 25
Тема 9: Учет финансовых вложений. 26
9.1 Понятие финансовых вложений, их виды и оценка. 26
9.2 Учет вложений в уставные капиталы других предприятий. 26
9.3 Учет вложений в ценные бумаги. 26
9.4 Налогообложение, операции по ценным бумагам. 26
9.5 Учет вложений, предоставленные займы. 27
9.6 Учет и понятие долгосрочных инвестиций. 27
Тема 10: Учет кредитов и займов. 27
Тема 11: Учет расчетов с подотчетными лицами. 28
Тема 12: Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 28
Тема 13: учет расчетов с дебиторами и кредиторами. 29
Тема 14: Учет основных средств. 31
14.1 Понятие основных средств, их классификация и оценка. 31
Тема 15: Учет нематериальных активов. 32
15.1 Понятие нематериальных активов. 32
15.2 Синтетический учет нематериальных активов. 32
15.3 Учет поступления нематериальных активов и их налогообложения. 32
15.4 Учет амортизации нематериальных активов. 33
15.5 Учет выбытия нематериальных активов. 34
Тема 16: Учет производственных запасов. 34
16.1 Понятие производственных запасов, их классификация и оценка. 34
16.2 Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом бухгалтерии. 34
16.3 Синтетический учет производственных запасов. 34
16.4 Учет поступления производственных запасов и расчетов с поставщиками и подрядчиками. 35
16.5 Учет НДС по поступившим производственным запасам. 35
16.6 Учет расхода производственных запасов и контроль за их использование. 35
Тема 17: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды. 36
17.1 Организация оплаты труда и задачи ее учета. 36
Тема 18: Учет издержек производства и обращения. 36
18.1 Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство. 36

Файлы: 1 файл

Лекции по бухгалтерскому учету.doc

— 834.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема 6: Учет денежных средств на расчетном счете.

 

6.1 Порядок открытия расчетного счета.

Предприятия могут открывать в банках расчетные счета и текущие счета. Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня. Текущие счета открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо операций. К текущим счетам относятся: валютные счета, судные счета, счета по операциям со средствами целевого назначения и тому подобные счета. Предприятия вправе открывать расчетный счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Для открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы:

1)      Заявление на открытие расчетного счета.

2)      Документ о законности образования предприятия, т.е. решение учредителей о создании предприятия, заверенное нотариусом.

3)      Устав предприятия, т.е. копия, заверенная нотариусом.

4)      Справка с налоговой инспекции о постановке на учет.

5)      Карточка с образцами подписей.

Между банком и предприятием заключается договор, в котором оговаривается:

1)      Стоимость открытия расчетного счета.

2)      Стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию.

3)      Стоимость наличного обращения.

4)      Проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах.

Прием и выдача денег с расчетного счета или безналичные расчеты производятся банком на основании документов утвержденных им же.

Наиболее распространенными являются объявление на взнос наличными, денежный чек, платежное поручение и платежное требование-поручение. Для получения наличных денег предприятие получает в банке чековую книжку, для чего оформляет заявление установленной формы.

 

6.2 Формы безналичных расчетов:

1)      Платежное поручение представляет собой поручение предприятия банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия. Платежным поручением оплачивается товары, работы, услуги, налоги, удержание из зарплаты через отделения сберкассы, переводы через предприятия связи.

2)      Расчеты платежными поручениями-требованиями представляют собой требование поставщика к покупателю и поручение покупателя к своему банку произвести оплату на основании расчетных и отгрузочных документов поставляемой продукции, услуг, работ.

3)      Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив, может произвести поставщику платеж или представит полномочия другому банку производить такие платежи. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчета по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.

4)      Расчеты лимитированными чеками. При расчетах чеками владелец чека дает письменное поручение обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы денег с его счета на счет получателя средств.

5)      Инкассо. При расчетах по инкассо банк обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действие по получению от плательщика платежа или акцепта платежа.

Банк, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк. Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк, должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения, которое действительно три дня.

 

Тема 7: Валютный счет.

 

7.1 Порядок открытия валютного счета.

Валютные счета открываются в банках имеющих лицензию ЦБ РФ на ведение валютных операций. Почти во всем мире принята единая валютная единица евро €. Валютные счета открываются в свободно-конвертируемых валютах. Валютные счета могут открываться в замкнутых валютах в пределах установленных квот на экспорт в валюте клиринговых счетов. Валютный клиринг – это межправительственное соглашение о взаимном зачете встречных требований и обязательств вытекающих из стоимостного равенства товарных поставок и оказываемых услуг. Клиринг включает в себя набор обязательных элементов, предусмотренных в межправительственном соглашении:

  1. Систему клиринговых счетов, открываемых в уполномоченных банках.
  2. Объем клиринга.
  3. Валюту клиринга, т.е. согласованную валюту расчетов.
  4. Объем технического кредита, т.е. предельно-допустимое сальдо задолженности необходимое для бесперебойности расчетов.
  5. Систему выравнивания платежей, т.е. способ погашения сальдо задолженности.
  6. Схему окончательного погашения сальдо по истечении правительственного соглашения.

Порядок открытия валютного счета в банке аналогичен порядку открытия расчетного счета. Валюта учитывается на 52 счете. Счет активный и отражается в ЖО №2А.

 

7.2 Операции и формы расчетов по валютным счетам.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются:

  1. На текущие валютные операции.
  2. На валютные операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

  1. Переводу для расчету по экспорту и импорту товаров, услуг, работ.
  2. Получение и предоставление финансовых кредитов на срок более 180 дней.
  3. Переводы процентов дивидендов, иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и другим операциям, связанным с движением капитала.
  4. Переводы не торгового характера, включая переводы сумм затрат, пенсий, алиментов, наследства и других аналогичных операций.

К валютным операциям, связанных с движением капитала относятся:

  1. Прямые инвестиции, т.е. вложение в уставные капиталы предприятий с целью извлечения дохода и получение прав на участие в управлении предприятием.
  2. Портрильные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг.
  3. Переводы в оплату права собственности на недвижимость.
  4. Предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг.
  5. Предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.
  6. Все иные валютные операции не являющиеся текущими валютными операциями.

В банках-корреспондентах открываются корреспондентские счета:

«НОСТРО» – это счета наших банков в иностранных банках-корреспондентах.

«ЛОРО» – это счета иностранных банков в наших банках-корреспондентах.

 

7.3 Порядок обязательной продажи валюты.

Все предприятия, включая предприятия с участие инвестиций, обязаны 25% своей валютной выручки продать на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля. Порядок продажи валюты устанавливается ЦБ РФ. Валюта должна быть продана не позднее чем через 14 дней после поступления валютной выручки. А 75% валютной выручки перечисляется на текущие валютные счета предприятия.

Не подлежат обязательной продаже следующие поступления в иностранной валюте:

  1. Взносы в уставный капитал.
  2. Доходы или дивиденды.
  3. Средства от продажи ценных бумаг и доходы по ценным бумагам.
  4. Кредиты или вклады и суммы погашения вкладов, включая начисленные проценты.
  5. Пожертвования на благотворительные цели.

 

7.4 Учет операций по валютным счетам.

На валютных счетах учет одновременно ведется в иностранной валюте и в валюте пересчитанные в рубли по курсу ЦБ на день совершения операции. Для учета операций п обязательной продаже валютной выручки в обслуживающем банке открываются два валютных счета:

  1. Транзитный счет – для зачисления валютной выручки, ее продажи на внутреннем рынке и оплаты накладных расходов.
  2. Текущий счет – для начисления и движения иностранной валюты.

При составлении баланса остатки валюты на валютном счете перечисляются по курсу ЦБ на последнее число отчетного периода. Выявленные курсовые разницы относятся на финансовый результат предприятия 91 счет.

 

Тема 8: Учет операций на специальных счетах.

На специальных счетах в банках учитываются денежные средства, находящиеся в аккредитивах, чековых книжках, на текущих особых счетах. Денежные средства целевого финансирования и использования, если они подлежат обособленному хранению и использованию. Для учета каждого вида денежных средств открываются соответствующие субсчета к счету 55.

Например:

  1. В аккредитивы денежных средств зачисляются за счет собственных средств или кредитов банка Д-т 55/1 К-т 51, 52, 66, 67. Используется средства аккредитива для расчетов с поставщиками. Неиспользованные в аккредитивах средства восстанавливаются банком на тот счет, с которого они были перечислены.
  2. Предприятие на отдельном субсчете может учитывать средства целевого финансирования (на содержание социальных учреждений, финансирование капитальных вложений, субсидий правовых органов и других нужд), обособлено хранящиеся в банках. Д-т 55/2 К-т 96.
  3. На отдельных субсчетах учитываются сберегательные и депозитные сертификаты Д-т 55/3 К-т 62. Сберегательный или депозитный сертификаты удостоверяют сумму вклада, внесенного в банк и права вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификатах процентов в банке, выдавшем сертификат. Сертификат не может служит расчетным документом за проданные товары или оказанные услуги. Денежные расчеты по купле-продаже депозитных сертификатов и выплата сумм по ним осуществляется только в безналичном порядке. Срок обращения депозитного сертификата ограничивается одним годом. Прибыль или убыток от операции учитывается на финансовом результате предприятия 91 счет.

 

Тема 9: Учет финансовых вложений.

 

9.1 Понятие финансовых вложений, их виды и оценка.

К финансовым вложениям относятся: инвестиции предприятия в уставные капиталы, ценные бумаги других предприятий, государственные ценные бумаги – это облигации и другие долговые обязательства, предоставленные займы на территории России и за ее пределами. Инвестиции могут быть долгосрочными (более одного года) и краткосрочными (менее одного года). Для синтетического учета финансовых вложений используется активный счет 58.

 

9.2 Учет вложений в уставные капиталы других предприятий.

Вклады в уставные капиталы могут производиться на территории страны и за рубежом, как денежными средствами, так и другим имуществом предприятия, т.е. основными средствами, нематериальными активами и прочими активами и отражаются на счете 08 субсчет долгосрочные вложения. Д-т 58/1 К-т 08, 51, 52 и т.д. Объемы основных средств и нематериальных активов внесенные в уставные капиталы других предприятий оцениваются по договорной стоимости.

 

9.3 Учет вложений в ценные бумаги.

Ценной бумагой является документ удостоверяющим имущественные права. К ним относятся: государственная облигация, вексель, депозитный и сберегательный сертификаты, акции и другие документы.

Облигация закрепляет право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию предусмотренный ее срок номинальной стоимости и фиксированного в ней процента от этой стоимости.

Вексель удостоверяет обязательства векседателя выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока, полученные взаймы денежные суммы.

Акция закрепляет право ее владельца на получение части прибыли акционерного общества, в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества оставшегося после его ликвидации.

Учет фактических затрат на приобретение ценных бумаг ведется на счет 08. Приобретенные ценные бумаги приходуются следующей проводкой: Д-т 58 К-т 08.

 

9.4 Налогообложение, операции по ценным бумагам.

Операции по купле продаже ценных бумаг не облагается НДС. Если получается убыток от реализации ценных бумаг, то снижается финансовый результат (91/2).

 

9.5 Учет вложений, предоставленные займы.

По договору займа предприятие (взаимодавец) передает предприятию (заемщик) деньги, а заемщик обязуется возвратить взаимодавцу сумму займа. Не зависимо от суммы договор займа заключается предприятиями в письменной форме. Займы учитываются на счет 58/3.

 

9.6 Учет и понятие долгосрочных инвестиций.

Под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, расширения предприятия, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования, не предназначенных для продажи; финансовых вложений в ценные бумаги. Долгосрочные вложения связаны с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы, приобретение основных средств и приобретение ценных бумаг. Учет ведется на счете 08 – вложения во внеоборотные активы.

 

Тема 10: Учет кредитов и займов.

 

Учет займов и кредитов отражены в ПБУ 15/01. Порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется правилами банков и кредитными договорами. Для получения кредита предприятие представляет в банк заявление на получении кредита, в котором указывается размер, срок и цель обеспечения кредита и предоставляются следующие документы: балансы (годовой и на последнюю дату), технико-экономическое обоснование потребности в кредите, договор залога, договор гарантии или договор страхования ответственности, срочное обязательство-поручение на погашение кредита в установленные сроки. В отдельных ситуациях прилагаются дополнительные документы: лицензия, складская справка о наличии товара, сертификат на продукцию, справка о заемных средствах в других банках, бизнес-план и другие документы. В случае обеспечения кредита под залог имущества предприятия – страховой полис на это имущество. При поступлении заявки на получении кредита банк проверяет кредитоспособность и платежеспособность заемщика, оценивает дееспособность, правоспособность и способность своевременно выплатить кредит и проценты по нему. После проверки заключается кредитный договор, в котором отражается вид, сумма, срок проценты, комиссионные расходы, обеспечении кредита, форма передачи кредита предприятию. Очень большое значение предусматривается вопросу обеспечения кредита. Основными видами кредитного обеспечения является: поручительство, гарантия и залог. Кредиты банка в зависимости от срока кредитования делятся на краткосрочные и долгосрочные. В зависимости от цели кредитования плата за кредит взимается по ставкам сложившимся на рынке по курсу кредитов. При начислении и взимании процентов количество дней в месяце условно принимается = 30. Проценты не реже одного раза в квартал. Начисление процентов авансом не допускается. При заключении кредитного договора оговаривается процент пени за просрочку платежа. Затраты на оплату по полученным кредитам относятся на стоимость приобретенных основных средств и материалов.

Информация о работе Учет в коммерческих банках