Учет в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 07:23, курс лекций

Описание работы

Слово учет означает запись всех работ с целью дальнейшего изучения. Как вести учет дает инструкция министерства финансов РФ. Руководство к использованию по бухгалтерскому учету также дает министерство финансов РФ. А проверяет государственный комитет статистики. Общее руководство экономикой и бухгалтерским учетом осуществляет министерство экономики и финансов. При рыночной экономике появляются частные акционерные общества, крестьянские хозяйства, кооперативы и т.д. Экономической основой этих обществ является коллективная и частная собственность. Права, ответственность и обязанности оговариваются в уставе предприятия. Учет ведется по единому «Плану счетов бухгалтерского учета». Бухгалтерский учет заканчивается рамками своего предприятия, учитывая свою специфику работы, и является учетом только для своего предприятия. При рыночной экономике бухгалтерский учет должен соблюдать коммерческую тайну (к ней относятся все финансовые и денежные операции, в т.ч. начисление заработной платы, операции с расчетным счетом, себестоимость и прибыль).

Содержание работы

Тема 1: Понятие о бухгалтерском учете. 3
1.1 Организация бухгалтерского учета. 3
1.2 Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета. 3
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета. 4
Тема 2: Система и принципы ведения бухгалтерского учета. 5
2.1 Документирование. 5
2.2 Оценка и стоимость имущества. 7
2.3 Счета бухгалтерского учета и двойная запись 8
2.4 Инвентаризация активов и пассивов. 15
Тема 3: Формы бухгалтерского учета. 15
Тема 4: Основы построения бухгалтерского учета. 19
4.1 Понятия о процессах деятельности предприятия. 19
4.2 Характеристика процессов. 20
Тема 5: Учет денежных операций. 21
5.1 Учет кассовых операций. 21
5.2 Учет денежных средств в кассе. 22
Тема 6: Учет денежных средств на расчетном счете. 23
6.1 Порядок открытия расчетного счета. 23
6.2 Формы безналичных расчетов: 24
Тема 7: Валютный счет. 24
7.1 Порядок открытия валютного счета. 24
7.2 Операции и формы расчетов по валютным счетам. 24
7.3 Порядок обязательной продажи валюты. 25
7.4 Учет операций по валютным счетам. 25
Тема 8: Учет операций на специальных счетах. 25
Тема 9: Учет финансовых вложений. 26
9.1 Понятие финансовых вложений, их виды и оценка. 26
9.2 Учет вложений в уставные капиталы других предприятий. 26
9.3 Учет вложений в ценные бумаги. 26
9.4 Налогообложение, операции по ценным бумагам. 26
9.5 Учет вложений, предоставленные займы. 27
9.6 Учет и понятие долгосрочных инвестиций. 27
Тема 10: Учет кредитов и займов. 27
Тема 11: Учет расчетов с подотчетными лицами. 28
Тема 12: Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 28
Тема 13: учет расчетов с дебиторами и кредиторами. 29
Тема 14: Учет основных средств. 31
14.1 Понятие основных средств, их классификация и оценка. 31
Тема 15: Учет нематериальных активов. 32
15.1 Понятие нематериальных активов. 32
15.2 Синтетический учет нематериальных активов. 32
15.3 Учет поступления нематериальных активов и их налогообложения. 32
15.4 Учет амортизации нематериальных активов. 33
15.5 Учет выбытия нематериальных активов. 34
Тема 16: Учет производственных запасов. 34
16.1 Понятие производственных запасов, их классификация и оценка. 34
16.2 Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом бухгалтерии. 34
16.3 Синтетический учет производственных запасов. 34
16.4 Учет поступления производственных запасов и расчетов с поставщиками и подрядчиками. 35
16.5 Учет НДС по поступившим производственным запасам. 35
16.6 Учет расхода производственных запасов и контроль за их использование. 35
Тема 17: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды. 36
17.1 Организация оплаты труда и задачи ее учета. 36
Тема 18: Учет издержек производства и обращения. 36
18.1 Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство. 36

Файлы: 1 файл

Лекции по бухгалтерскому учету.doc

— 834.50 Кб (Скачать файл)

Формы кредитования могут быть:

  1. Банк перечисляет кредит на расчетный счет предприятия.
  2. В банке для предприятия открывается судный счет.
  3. Банк открывает предприятию текущий счет под залог товароматериальных ценностей или ценных бумаг. Эта фирма называется «Онкольный кредит».
  4. Банк предоставляет учетный кредит векселя держателю путем покупки (учета) векселя до наступления срока платежа, владелец векселя получает от банка сумму, указанную в векселе, за минусом учетной ставки комиссионных платежей и других расходов.
  5. Банк приобретает у предприятия право взыскания дебиторской задолженности покупателей, а предприятию возвращает 10 – 20% после всех вычетов, такая форма называется факторинг.

Кредиты банка учитываются на счет 66, 67 – счета пассивные.

Порядок кредитования работников предприятия может производиться двумя способами:

  1. Банк непосредственно оплачивает расходы.
  2. Предприятие получает кредит от банка и выдает заем работнику.

Учет кредитов и займов ведется на активно-пассивном счете 73.

 

 

Тема 11: Учет расчетов с подотчетными лицами.

 

Подотчетными лицами являются работники предприятия, получившие авансом наличные денежные средства на предстоящие операционные, административно-хозяйственные и командировочные расходы. В соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ, выдача наличных денег в подотчет производиться из касс предприятий на основании приказа или заявления работника с разрешительной визой руководителя. Выдача наличных денег в подотчет на командировочные расходы производиться в пределах сумм установленных предприятием самостоятельно.

Нормы на командировочные расходы устанавливаются правительством РФ:

  1. Квартирные с документом 530 рублей за сутки, без документа – 12 рублей.
  2. Суточные за сутки – 100 рублей.
  3. Проезд – по фактически предъявленным документам.

Командировочные расходы включаются в издержки производства (20 счет) в фактически произведенном размере. Для целей налогообложения затраты на командировки (20 счет) принимаются в пределах установленных норм. Командировочные расходы сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу, а НДС по сверх нормативным затратам в зачет бюджету не представляется, а списывается за счет средств предприятия (84 счет). Суточные, выданные сверх норм, включаются в совокупный доход подотчетного лица и облагаются НДФЛ 13%. Кроме того, на выданные сверх норм суточные начисляются страховые взносы в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. Неизрасходованные деньги, выданные в подотчет, должны быть возвращены в кассу предприятия не позднее трех дней по истечению срока, на который они были выданы или со дня возвращения из командировки. Лица, получившие наличные деньги в подотчет обязаны проставить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах с приложением документов, вернуть неизрасходованные суммы или получить из кассы перерасходованные суммы. Выдача наличных денег в подотчет производиться при условии полного отчета по ранее выданным в подотчет суммам. Командируемые за границу получают валюту в кассе предприятия. При учете задолженности подотчетного лица, выданные суммы учитываются по курсу на день выдачи. Отчет подотчетного лица и возврат неиспользованных сумм учитывается по курсу валюты на дату утверждения учета. Таким образом, на счете 71 образуется курсовая разница, которая списывается на 91 счет доходы и расходы предприятия. Затраты в иностранной валюте на заграничные командировки учитываются аналогично затратам по командировкам на территории РФ. Нормы на командировочные расходы по заграничным командировкам также устанавливаются правительством РФ. Суточные выплачиваются при проезде на территории РФ, включая день пересечения границы при въезде в РФ в российской валюте; при проезде, включая день пересечения границы при выезде из России и за время пребывания на иностранной территории в иностранной валюте. Расходы на заграничные командировки возмещаются работнику только на основании подтверждающих документов. Например: Счета, квитанции, билеты, проездные документы и т.д.

Компенсации за разъездной характер работы отражен в постановлении министерства труда от 29.06.94 года №51. Например: Если сотрудник совершает служебные поездки 12 дней в месяц или чаще, то ему доплачивают до 20% от его месячной тарифной ставки ил оклада, а если менее 12 дней – то 15%. В должностных инструкциях или трудовых договорах необходимо указать, что их работа носит разъездной характер. Проездные билеты для сотрудников, связанных с разъездным характером руководитель утверждает приказом, а сотрудник в конце месяца составляет авансовый отчет. Д-т 20, 25, 26, 44 К-т 71.

 

Тема 12: Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

 

Учет ведется на счет 60, который предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками:

  1. За полученные товароматериальные ценности, принятые, выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п. услуги, а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк.
  2. Товароматериальные ценности, работы, услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки).
  3. Излишки товароматериальных ценностей, выявленные при их приемке.
  4. Полученные услуги по перевозкам, а также все виды услуг связи и другие услуги.
  5. Организации, осуществляющие при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора, выполняющего функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражаются на счете 60.

Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, корреспонденции со счетами учета денежных средств и другими материальными счетами при взаимозачете. Д-т 60 К-т 51, 52, 08, 10 и т.д.

Счет 60 кредитуется на стоимость принимаемых в бухгалтерском учете товароматериальных ценностей, работ, услуг, в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. Д-т 08, 10, 20, 23, 25, 26, 44 К-т 60. Стоимость услуг по доставке материальных ценностей, а также по переработке материалов на стороне производиться корреспонденция со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство. Д-т 10, 41, 43, 20, 23, 25, 26, 44 К-т 60.

Все претензии по расчетным документам производятся в корреспонденции с 76 счетом. Д-т 76 К-т 60.

Счет 60 кредитуется на определенную стоимость поступивших ценностей, исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Аналитический учет ведется по каждому предъявленному счету и предприятию отдельно. Счет 60 активно-пассивный. Сальдо развернутое. Учет ведется в ЖО №6. По окончании года составляется акт сверки расчетов по дебетовым остаткам.

 

Тема 13: учет расчетов с дебиторами и кредиторами.

 

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами у предприятия возникают по разным причинам:

  1. По претензиям к поставщикам и подрядчикам.
  2. По страхованию имущества и персонала.
  3. По возмещению материального ущерба.
  4. По предоставленным работникам предприятия займам и другим причинам.

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами учитываются на основе самых разнообразных документов: накладных, актов, справок, расчетов, исполнительных листов и т.п. документов. Для учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами используются счета: 73, 75, 76, 79.

Рассмотрим 73 счет (Расчеты с персоналом по прочим операциям). К расчетам предприятия с работниками по прочим операциям относятся: расчеты по оплаченным предприятием торговым организациям товарам, приобретенным работниками, с рассрочкой платежа, за счет полученного предприятием кредита в банке, по выданным работникам займам на индивидуальной жилищное строительство, садовых домиков, обзаведением домашним хозяйством и другие хозяйственные цели, по взысканию материального ущерба причиненного работникам предприятию в результате недостач и хищений, материальная помощь сотрудникам и т.д.

Начислена материальная помощь.

Д-т 91/2 К-т 73/1

Д-т 73/1 К-т 50/1 (10, 51)

В народном хозяйстве до 2000 материальная помощь не облагается НДФЛ, в бюджете до 4000.

Счет 73 активно-пассивный.

75 счет (Расчеты с учредителями) счет активно-пассивный.

75/1 (Расчеты по вкладам в уставные капиталы) счет активный.

75/2 (Расчеты по выплате доходов (дивидендов)) счет пассивный.

Аналитический учет ведется по каждому учредителю отдельно. Расчеты по вкладам в уставный капитал ведутся в следующем порядке. По Д-ту счета 75/1 отражается сумма взносов в уставный капитал, на которую подписались учредители при создании предприятия при увеличении уставного капитала. Д-т 75/1 К-т 80. Взносы учредителей в уставные капиталы отражаются по К-ту счета 75/1. Корреспонденция со счетами вносимого имущества или денежных средств. Д-т 08, 10, 50, 51, 51 К-т 75/1. При взносах в уставный капитал в иностранной валюте, возникающие курсовые разницы относятся на добавочный капитал (счет 83), если в минусе, то на 91 счет.

Расчеты с учредителями по начисленным дивидендам отражаются по кредиту счета 75/2 за счет чистой прибыли предприятия. Д-т 99, 84 К-т 75/2. Дивидендом является часть чистой прибыли, подлежащей распределению среди акционеров.

Не признаются дивидендами:

  1. Выплаты (при ликвидации предприятия) акционеру не превышающие взнос в уставный капитал.
  2. При передаче акций организации в собственность.
  3. Выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной деятельности.

Дивиденды выплачиваются деньгами, а в ситуациях предусмотренных уставом общественным имуществом.

По объявленным дивидендам начисляются налоги:

  1. По физическим лицам НДФЛ 6%.
  2. По юридическим лицам НДФЛ 13%.
  3. По иностранным гражданам и юридическим лицам 30%.

Начисление дивидендов по акциям и расчет налогов производиться источником этих доходов и представляется им в налоговые органы в десятидневный срок после объявления советом директоров промежуточного или окончательного размера дивиденда, объявленного общим собранием акционеров. Уплата налога производиться в пятидневный срок после представления расчета по НДФЛ.

Счет 76 учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. На счете учитываются расчеты с учебными заведениями, научными организациями, транспортными организациями, с работниками предприятия по депонированным суммам, по удержанной из зарплаты суммы в пользу разных организаций и лиц по исполнительным документам, профсоюзные взносы и т.п. удержания. Счет активно-пассивный. Сальдо развернутое.

Начисление дебиторской задолженности отражается следующей проводкой:

Д-т 76 К-т 50, 51, 52, 60, 91 и т.д.

Начисление разной кредиторской задолженности отражается следующей проводкой:
Д-т 08, 10, 19, 25, 26, 43, 44, 91 и т.д. К-т 76

  1. Депонированная зарплата начисленная:
    Д-т 70 К-т 76/4
    Выдача:
    Д-т 76/4 К-т 50/1
  2. Штрафные санкции отражаются:
    У предприятия начисляющего штрафные санкции:
    Д-т 76/3 К-т 91/1
    Д-т 76/3 К-т 68 (НДС бюджетный)
    У предприятия, которое оплачивает штрафные санкции:
    Д-т 91/2 К-т 76/3
    Д-т 76/3 К-т 51
  3. Списание кредиторской задолженности осуществляется согласно приказа Министерства Финансов от 29.07.98 года №34Н (т.е. по истечении срока давности, три года):
    Д-т 60, 66, 67, 71, 76 К-т 91/1
    Д-т 91/2 К-т 19
  4. Если дебиторская задолженность составляет 1 000 МРОТ и просрочено более чем на три месяца, то предприятие может объявить себя банкротом.
  5. Продажа дебиторской задолженности ПБУ 10/99:
    Д-т 91/2 К-т 62 (у продающих)
    Д-т 76/3 К-т 91/1 (у покупающих)
  6. Сдача имущества в аренду:
    Д-т 76/3 К-т 91/1
    Например: 120 000 – это начисленная арендная плата:
    Д-т 91/2 К-т 68/3
    21 600 – начислен НДС бюджетный:
    Д-т 91/2 К-т 02 (70, 69, 23 и т.д.)
    15 000 – затраты, связанные со сдачей помещения в аренду:
    Д-т 91/9 К-т 99
    83 400
    Д-т 51 К-т 76/3
    Поступила сумма за аренду – 120 000.
  7. Договор аренды на автомобиль с физическими лицами 300 000:
    Д-т 001
    Д-т 26/6 К-т 76/3
    Сумма аренды 1 000:
    Д-т 76/3 К-т 51
    500 – уплачиваемые взносы по договору страхования арендованного имущества:
    Д-т 26/6 К-т 76/3
    Ремонт арендованного автомобиля:
    Д-т 10/5 К-т 60
    1 000
    Д-т 19/3 К-т 60
    180
    Д-т 23 К-т 70
    600 – зарплата (расход по ремонту):
    Д-т 23 К-т 10/5
    1 000 – списанные запасные части:
    Д-т 68/3 (НДС бюджетный) К-т 19/3 (НДС на приобретенный товар)
    180 – НДС к возмещению:
    Д-т 26 К-т 23
    1 600 вспомогательный цех
    Сумма 1 600 облагается НДФЛ с физического лица (13%).

Учет дебиторов и кредиторов ведется в ЖО №8 по К-ту счетов 73, 75, 76, 79. Д-т этих счетов набирается со следующих счетов 50, 51, 52, 60. Весь учет этих счетов отражается в книгах аналитического учета.

79 счет учет внутрихозяйственных расчетов. Под внутрихозяйственными расчетами понимаются расчеты юридического лица с филиалами, представительствами, отделениями, дочерними предприятиями и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом, действуют на основании его доверенности и указываются в его учредительных документах. Счет активно-пассивный.

 

Тема 14: Учет основных средств.

 

14.1 Понятие основных средств, их классификация и оценка.

 

 

Тема 15: Учет нематериальных активов.

 

15.1 Понятие нематериальных активов.

Нематериальные активы – стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав.

К нематериальным активам, используемым в течение длительного периода в хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся права возникающие:

  1. Из авторских и иных договоров: на произведения науки, литературы, искусства, программы ЭВМ, базы данных и другие права.
  2. Из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование.
  3. Из прав на «ноу-хау».
  4. Права на использование земельных участков и природных ресурсов.
  5. Организационные расходы.
  6. Деловая репутация организации.
  7. Прочее (квартиры в жилых домах).

Нематериальные активы похожи на основные средства: они используются длительное время, приносят прибыль, с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Но они имеют и свои особенности – это отсутствие материально-вещевой структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при определении прибыли от их применения. Права на нематериальные активы могут возникнуть на основании:

Информация о работе Учет в коммерческих банках