Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 17:11, курсовая работа
Цель курсовой работы - глубокое, всестороннее изучение бухгалтерского учета и анализа оборота по реализации товаров торгового предприятия с целью разработки рекомендаций по совершенствованию учета, применение полученных знаний на практике
Для реализации поставленных в курсовой работе целей определены следующие задачи:
- изучить теоретические основы бухгалтерского учета и экономического анализа оборота по реализации товаров торгового предприятия;
- представить организационно-экономическую характеристику исследуемой организации;
- рассмотреть организацию документооборота, синтетического и аналитического учета оборота розничной торговли;
- провести экономический анализ оборота розничной торговли по общему объему и товарным группам;
- определить основные направления совершенствования учета оборота розничной торговли.
Введение
Глава 1. Социально-экономическая характеристика и организация учета оборота розничной торговли
1.1. Экономическая характеристика оборота розничной торговли: понятие, состав и значение в экономической и социальной жизни страны
1.2. Документальное оформление и учет оборота розничной торговли
1.3. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа оборота розничной торговли
Глава 2. Учет и анализ оборота по реализации товаров торгового предприятия.
2.1. Экономическая характеристика деятельности ООО «Аполлон»
2.2. Организация учета оборота и розничной торговли
2.3. Анализ оборота розничной торговли по общему объему и товарным группам
Глава 3. Основные направления учета оборота розничной торговли
Заключение
Список литературы
Динамика 2012 года негативная, свидетельствует о замедлении товарооборота и наличии сверхнормативных остатков товаров. Доля товарооборота в выручке от продажи в 2012 году увеличилась на 0,09 процентных пункта и составила 94%.
Анализируя структуру товарооборота, как правило, составляют таблицу по укрупненным товарным группам, применяя принцип приоритета или предпочтения тем товарным группам, которые занимают наибольшую долю в реализации товаров или выделить товарные группы по другому какому-либо принципу (важнейшим товарным группам и т.д.).
Рассмотрим динамику и структуру розничного товарооборота исследуемой организации в разрезе видов товаров: продовольственных и промышленных.
Объем реализации продовольственных товаров за 2011-2012 г.г. приведен в таблице 4.
Таблица 4
Реализация продовольственных товаров в ООО «Аполлон» за 2011-2012 гг.
Наименование товара |
Реализовано |
Темп роста, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
Темп роста, % | ||
2011 г. |
2012г. |
2011 г. |
2012г. | |||
Колбасные изделия, т. |
74,2 |
51,6 |
70 |
7643 |
6192 |
81 |
Мясо и птица, т. |
30,1 |
25,4 |
84 |
1563 |
1396 |
89 |
Рыба и рыбопродукты, т. |
44,8 |
42,1 |
94 |
2017 |
2103 |
104 |
Масло животное, т. |
8,5 |
6,7 |
79 |
646 |
568 |
88 |
Масло растительное, т. |
6,2 |
3,6 |
58 |
130 |
98 |
75 |
Кондитерские изделия, т. |
104,1 |
86,2 |
83 |
4895 |
4742 |
97 |
Сахар, т. |
11,7 |
12,2 |
104 |
199 |
219 |
110 |
Яйцо, т. |
109 |
84 |
77 |
207 |
168 |
81 |
Макаронные изделия, т. |
30,7 |
19,6 |
64 |
399 |
333 |
83 |
Вино-водочные изделия, л |
11688 |
10730 |
92 |
13558 |
11860 |
87 |
Мука, т. |
4,8 |
5,6 |
117 |
38 |
56 |
147 |
Хлеб, т. |
940 |
712,3 |
76 |
6108 |
5342 |
87 |
Молочная продукция, т. |
452,7 |
242,3 |
54 |
4980 |
3635 |
73 |
Прочие продовольственные товары |
- |
- |
- |
1782 |
6078 |
341 |
По приведенным данным видно, что за 2012 год произошло снижение реализации практически по всем основным группам продовольственных товаров, а рост наблюдается только по объемам продаж рыбы, сахара, муки и прочим продовольственным товарам.
В связи со стабильностью цены и достаточным товарным запасом сахара на складе произошел рост продаж рыбы на 4%. Реализация муки увеличилась на 17% в связи с улучшением покупательского спроса. Также увеличился спрос на полуфабрикаты, супы и продукты быстрого приготовления, что привело к увеличению товарооборота группы прочих продовольственных товаров в 3,4 раза.
В связи с увеличением числа конкурирующих торговых точек в городе и ростом цен на продовольственные товары в среднем на 12% в 2012 году значительно снизился товарооборот по таким группам товаров, как макаронные изделия – на 17%, масла растительного – на 25%, колбасных изделий – на 19%, мяса и птицы – на 11%, молока и молочной продукции – на 27% и т.д.
Помимо динамики продаж по различным видам товаров необходимо определить структуру продаж, чтобы выявить товары, пользующиеся наибольшим спросом, и не пользующиеся спросом.
Для этого отдельно проанализируем продажи по продовольственным и непродовольственным (промышленным) товарам.
Структура розничного товарооборота по продовольственным товарам за 2011-2012 гг. представлена в таблице 5.
Анализируя структуру продаж можно отметить, что практически по всем позициям произошло снижение удельного веса.
Увеличение наблюдается только по прочим продовольственным товарам на 10,2%. Незначительный рост произошел по рыбе и рыбопродуктам – на 0,3%.
По-прежнему наблюдается снижение удельного веса колбасных изделий – на 2,8%, хлеба – на 1,3%.
Таблица 5
Структура товарооборота по продовольственным товарам
в ООО «Аполлон» за 2011-2012 гг.
Наименование товара |
Товарооборот, тыс. руб. |
Структура, % |
Изменение в структуре | ||
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||
Колбасные изделия |
7643 |
6192 |
17,3 |
14,5 |
-2,8 |
Мясо и птица |
1563 |
1396 |
3,6 |
3,4 |
-0,2 |
Рыба и рыбопродукты |
2017 |
2103 |
4,6 |
4,9 |
0,3 |
Масло животное |
646 |
568 |
1,4 |
1,3 |
-0,1 |
Масло растительное |
130 |
98 |
0,4 |
0,3 |
-0,1 |
Кондитерские изделия |
4895 |
4742 |
11,0 |
11,0 |
- |
Сахар |
199 |
219 |
0,5 |
0,5 |
- |
Яйцо |
207 |
168 |
0,4 |
0,4 |
- |
Макаронные изделия |
399 |
333 |
0,9 |
0,7 |
-0,2 |
Вино-водочные изделия |
13558 |
11860 |
30,7 |
27,7 |
-3,0 |
Мука |
38 |
56 |
0,1 |
0,1 |
- |
Хлеб |
6108 |
5342 |
13,8 |
12,5 |
-1,3 |
Молочная продукция |
4980 |
3635 |
11,2 |
8,5 |
-2,7 |
Прочие прод. товары |
1782 |
6078 |
4,0 |
14,2 |
10,2 |
Всего |
44165 |
42790 |
100 |
100 |
- |
Таким образом, в 2011–2012 г.г. структура розничного товарооборота представлена преимущество вино-водочными изделиями, которые занимают большую долю среди всех видов потребляемых товаров. На втором месте по удельному весу в товарообороте стоят колбасные изделия, примерно равные доли занимают хлеб, молочная продукция и кондитерские изделия.
Доля остальных продуктов питания в общем объеме продаж исследуемой организации незначительна.
Исследуемая организация помимо реализации продовольственных товаров осуществляет торговлю промышленными товарами.
Реализация по ассортименту промышленных товаров за 2011-2012 гг. приведена в таблице 6.
В 2012 году увеличилась реализация мебели и ювелирных изделий. Реализация холодильников, стиральных машин снижается как в количественном, так и в суммовом выражении из-за жесткой конкуренции и роста цен.
Таблица 6
Анализ продажи промышленных товаров ООО «Аполлон» за 2011-2012 гг.
Наименование товара |
Реализовано |
Темп роста, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
Темп роста, % | ||
2011 г. |
2012г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
Швейные изделия |
540 |
439 |
81,2 |
1189 |
1010 |
84,9 |
Верхний трикотаж |
- |
- |
- |
297 |
325 |
109,4 |
Обувь |
- |
- |
- |
485 |
227 |
46,8 |
Радиоаппаратура |
- |
- |
- |
276 |
235 |
85,1 |
Часы |
- |
- |
- |
327 |
226 |
69,1 |
Холодильники |
8 |
3 |
37,5 |
72 |
24 |
33,3 |
Телевизоры |
19 |
23 |
121,0 |
48 |
59 |
122,9 |
Шкафы для белья |
9 |
19 |
211,1 |
36 |
80 |
222,2 |
Кровати |
83 |
98 |
118,0 |
320 |
392 |
122,5 |
Диваны |
7 |
18 |
257,1 |
46 |
119 |
258,6 |
Мягкие уголки |
23 |
25 |
108,6 |
286 |
315 |
110,1 |
Галантерейные товары |
- |
- |
- |
650 |
574 |
88,3 |
Парфюмерно-косметические товары |
- |
- |
- |
632 |
445 |
70,4 |
Ювелирные изделия |
- |
- |
- |
1200 |
1366 |
113,8 |
Для более детального анализа продаж промышленных товаров рассмотрим структуру данного товарооборота на основании данных, приведенных в таблице 7.
Таблица 7
Структура продаж промышленных товаров
ООО «Аполлон» за 2011-2012 гг.
Наименование товара |
Товарооборот, тыс. руб. |
Структура, % |
Изменение в структуре | ||
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||
Швейные изделия |
1189 |
1010 |
20,3 |
18,7 |
-1,6 |
Верхний трикотаж |
297 |
325 |
5,0 |
6,0 |
1,0 |
Обувь |
485 |
227 |
8,3 |
4,2 |
-4,1 |
Радиоаппаратура |
276 |
235 |
4,7 |
4,4 |
-0,3 |
Часы |
327 |
226 |
5,6 |
4,2 |
-1,4 |
Холодильники |
72 |
24 |
1,2 |
0,4 |
-0,8 |
Телевизоры |
48 |
59 |
0,8 |
1,1 |
0,3 |
Шкафы для белья |
36 |
80 |
0,6 |
1,5 |
0,9 |
Кровати |
320 |
392 |
5,4 |
7,3 |
1,9 |
Диваны |
46 |
119 |
0,8 |
2,2 |
1,4 |
Мягкие уголки |
286 |
315 |
4,9 |
5,8 |
0,9 |
Галантерейные товары |
650 |
574 |
11,1 |
10,6 |
-0,5 |
Парфюмерно-косметические |
632 |
445 |
10,7 |
8,2 |
-2,5 |
Ювелирные изделия |
1200 |
1366 |
20,5 |
25,3 |
4,8 |
Всего |
5864 |
5397 |
100 |
100 |
0 |
Как показывают данные таблицы 7, наибольший удельный вес продаж приходился в 2011 году на ювелирные изделия. В 2012 году этот показатель увеличился на 4,8%.
В целом, по многим видам товаров наблюдается снижение удельного веса: обуви и радиоаппаратуры - на 4,1% и 0,3% соответственно, галантерейных товаров – на 0,5%, парфюмерно-косметических – на 2,5%. Одновременно наблюдается рост доли реализации мягких уголков с 4,9% до 5,8%, кроватей с 5,4% до 7,3%.
Для точного прогнозирования товарооборота необходимо систематическое, целенаправленное, комплексное изучение рынка отдельных (особенно новых), товаров. Залогом эффективности торговой деятельности организаций являются знание структуры товарного рынка, способность адаптироваться к общеэкономической ситуации и прогнозировать конъюнктурные изменения на рынке товаров. Прогноз развития конъюнктуры рынка отдельных товаров на ближайший период заключается в анализе их производства, спроса и потребления товара, цены, экспорта и импорта. [19, с. 236]
Увеличение товарооборота во многом зависит от различных способов стимулирования сбыта. Стимулирование сбыта строится на коммуникационных возможностях маркетинга организации, состоящих в следующем:
В результате проведения рекламной кампании возрастет товарооборот, вследствие чего прибыль предприятия увеличится.