Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 17:11, курсовая работа
Цель курсовой работы - глубокое, всестороннее изучение бухгалтерского учета и анализа оборота по реализации товаров торгового предприятия с целью разработки рекомендаций по совершенствованию учета, применение полученных знаний на практике
Для реализации поставленных в курсовой работе целей определены следующие задачи:
- изучить теоретические основы бухгалтерского учета и экономического анализа оборота по реализации товаров торгового предприятия;
- представить организационно-экономическую характеристику исследуемой организации;
- рассмотреть организацию документооборота, синтетического и аналитического учета оборота розничной торговли;
- провести экономический анализ оборота розничной торговли по общему объему и товарным группам;
- определить основные направления совершенствования учета оборота розничной торговли.
Введение
Глава 1. Социально-экономическая характеристика и организация учета оборота розничной торговли
1.1. Экономическая характеристика оборота розничной торговли: понятие, состав и значение в экономической и социальной жизни страны
1.2. Документальное оформление и учет оборота розничной торговли
1.3. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа оборота розничной торговли
Глава 2. Учет и анализ оборота по реализации товаров торгового предприятия.
2.1. Экономическая характеристика деятельности ООО «Аполлон»
2.2. Организация учета оборота и розничной торговли
2.3. Анализ оборота розничной торговли по общему объему и товарным группам
Глава 3. Основные направления учета оборота розничной торговли
Заключение
Список литературы
В розничной торговле ООО «Аполлон» использует продажные цены, поэтому проданные товары списываются в дебет счета 90 «Продажи» на основании товарных отчетов, в которых указывается общая сумма реализованных товаров по розничным ценам.
Таким образом, по дебету и кредиту счета 90 «Продажи» отражается стоимость реализованных товаров в одинаковой оценке - по розничным ценам. Суммы по кредиту (на основании отчетов кассира) и по дебету (на основании товарных отчетов) счета 90 «Продажи» должны быть одинаковыми.
Когда в организации используется натурально-стоимостной метод учета товаров, имеется возможность списывать конкретные реализованные товары по конкретным учетным ценам. При учете товаров по продажным ценам целесообразно по каждой партии товаров составлять ведомость с указанием по каждому наименованию покупной и продажной цены и наценки, это позволит списывать конкретную сумму торговой наценки по каждому наименованию реализованного товара.
Так как в ООО «Аполлон» не ведется натурально-стоимостной учет реализации, поэтому возникает необходимость списания торговой наценки косвенным расчетным путем.
При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. Наиболее распространенными способами расчета валового торгового дохода являются:
- исчисление по общему
- исчисление по ассортименту товарооборота;
- исчисление по ассортименту остатка товаров;
- исчисление по среднему
При способе расчета по общему товарообороту валовой доход (ВД) определяют по формуле:
ВД = Т х РН : 100, (1)
где Т - общий товарооборот;
РН - расчетная торговая надбавка.
В свою очередь, торговая надбавка рассчитывается по формуле:
РН = ТН : (100 + ТН), (2)
где ТН - торговая надбавка в процентах.
Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного периода. Если процент торговой надбавки изменялся, то определяют частные товарооборота по каждому периоду с одинаковым процентом торговой надбавки. Что касается расчета валового дохода по ассортименту товарооборота, то он используется, если для различных групп товаров применяются различные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров с одинаковой надбавкой. [15, с.19]
Валовой доход при этом определяется по формуле:
ВД = (Т1 х РН1 + Т2х РН2 + ... + Тп х РНп) : 100, (3)
где Тп – товарооборот по группам товаров;
РНп - расчетная торговая надбавка по группам товаров.
Наиболее точным по сравнению с методом расчета по среднему проценту является метод расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров. Но для этого необходимо на конец каждого отчетного месяца проводить инвентаризацию.
Следует отметить, что и в розничной торговле можно вести учет товаров и по наименованиям, но для этого при продаже товаров населению в розницу необходимо составлять документы с указанием наименования и количества товаров, что на практике нецелесообразно. Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров определяется по формуле: [22, с.20]
ВД = ТНн + ТНп - ТНв - ТНк. (4)
Согласно учетной политике ЗАОр (НП) «Роспечать» наценка определяется по среднему проценту торгового наложения на основании специального расчета.
В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка рассчитывается по формуле:
П = (ТНн + ТНп - ТНв) : (Т + ОК) х 100, (5)
где П – средняя торговая наценка;
ТНн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;
ТНп - торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;
ТНв - торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период (возврат поставщику, списание);
ОК - остаток товаров на конец отчетного периода.
На основе рассчитанной средней наценки, учитывая товарооборот по продажным ценам, возможно определить валовой доход:
ВД = Т х П : 100. (6)
Реализованная торговая наценка списывается методом красного сторно:
Дебет 90 «Продажи»
Кредит 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)».
Это связано с тем, что по дебету и кредиту счета учета реализации отражаются реализованные товары в одной и той же оценке (по продажным ценам). Корректировка оценки товаров по дебету счета 90 «Продажи» до реальной цены их приобретения позволяет определить выручку от реализации (валовой доход) товаров. После списания торговой наценки на счете 90 «Продажи» образуется (как и при учете по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.
Остаток товаров на 1 сентября 2012 года в ООО «Аполлон» по продажной стоимости составил 1809680 руб. Сумма торговой наценки по этому остатку равна 664239 руб. В течение месяца получено по покупной стоимости товара на 593936 руб. (без учета НДС). Наценка, начисленная на поступившую в сентябре продукцию, - 224751 руб. За месяц получен доход от продажи в сумме 1921853 руб. (в том числе НДС - 293164 руб.).
Остаток товаров на конец месяца составил 706514 руб. (1809680 + 593936 + 224751 - 1921853).
Рассчитывают реализованную торговую наценку следующим образом. Сначала рассчитывается средний процент валового дохода:
((664239 руб. + 224751 руб.) : (1921853 руб. + 706514 руб.)) х 100% = 33,823%.
Затем рассчитывается сумма валового дохода (реализованной торговой наценки):
(1921853 руб. х 33,823%) : 100% = 650026 руб.
В бухгалтерском учете оформляются проводки (Таблица 2):
Приведенный способ расчета валового дохода прост, но неточен. Сумма торговой надбавки получается больше или меньше действительной ее величины. Если, например, по сравнению со средним процентом, в числе реализованных, преобладают товары с большим процентом надбавки, а в остатке преобладают товары с меньшим размером надбавки, то сумма валового дохода будет занижена.
Таблица 2
Корреспонденция счетов по продаже товаров в ООО «Аполлон»
Содержание хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражена выручка от реализации товаров |
50 |
90-1 |
1921853 |
Отражена сумма НДС |
90-3 |
68 |
293164 |
Списана сумма торговой наценки по проданным товарам |
90-2 |
42 |
-650026 |
Списана продажная стоимость |
90-2 |
41-2 |
1921853 |
Определена прибыль от продажи (1921853 - 293164 - (-650026) – 1921853) |
90-9 |
99 |
356862 |
Уточняют сумму торговой надбавки при проведении инвентаризации, проставляя против каждого наименования товара размер торговой надбавки в процентах. Умножив торговую надбавку, а вернее ее размер, на суммы по каждому наименованию товаров и подсчитав общую сумму по инвентаризационной описи, сопоставляют ее с суммой, отраженной в учете на субсчете 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)». При этом если фактическая скидка по описи меньше, чем отражено в учете, то разность корректируют сторнировочной записью (красное сторно):
Дебет 90 «Продажи»
Кредит 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)».
Аналитический учет товаров ведут как материально-ответственные лица, так и бухгалтерия. Его главная цель — получение информации, необходимой для управления товарными запасами. [21, с.188]
Основные разрезы аналитического учета товаров в торговых организациях следующие:
а) по торговым единицам;
б) по материально-ответственным лицам.
в) по наименованиям товаров.
Разрезы аналитического учета по торговым единицам и по материально-ответственным лицам совпадают, если материальную ответственность за товары, находящиеся в той или иной торговой единице, несет одно лицо. Бухгалтерии необходимы все три разреза, материально-ответственным лицам нужна информация о находящихся у них под отчетом товарах, как правило, в натуральных показателях. В зависимости от способа хранения товаров (партионный или сортовой) используются и методы их учета.
При партионном способе каждая партия товаров хранится отдельно. При сортовом способе хранения, каждый вновь приобретенный товар определенного сорта присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования и сорта, т. е. товары хранят по сортам. [28, с.200]
При любом способе хранения материально-ответственные лица ведут учет товаров, как правило, только в натуральном измерении на основании приходных и расходных товарных документов. Однако можно учитывать движение товаров в натуральном и стоимостном измерениях одновременно.
В ООО «Аполлон» применяется сортовой способ хранения товаров. При этом способе материально-ответственные лица ведут учет товаров в товарных книгах или на карточках. На каждое наименование и сорт товаров открывается одна или несколько страниц в товарной книге (в зависимости от объема операций по приходу и расходу товаров) либо отдельная карточка. Для сокращения числа аналитических счетов товары различного наименования, имеющие одинаковую цену, могут учитываться на одной странице книги или карточке. В заголовке страницы книги (карточки) указываются наименование, артикул, сорт, цена и другие отличительные признаки товара. В остальной части страницы книги (карточки) отражаются приход, расход и остатки товаров.
Таким образом, учет товаров в ООО «Аполлон» ведется в соответствии с законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).
2.3. Анализ оборота розничной торговли по общему
объему и товарным группам
Анализируя товарооборот, важно выявить его динамику. Такой анализ помогает установить тенденцию изменения этих показателей. Анализировать динамику товарооборота в отрыве от динамики товарных запасов не имеет смысла, так как с товарооборотом неразрывно связаны товарные запасы. Изучение развития товарооборота позволит установить тенденцию изменения товарных запасов. [11, с. 110]
В оценке и анализе развития товарооборота используются различные методы исследования динамических процессов: построение динамических рядов, расчет показателей динамики, построение трендовых регрессивных моделей динамики, индексный метод.
Общий объем товарных запасов торговых организаций отражается во втором разделе бухгалтерского баланса «Оборотные активы» по покупной стоимости, что необходимо учитывать при анализе.
Анализ динамики товарных запасов и оборота розничной и оптовой торговли в ООО «Аполлон» представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ динамики оборота розничной ООО «Аполлон» за 2011-2012 гг.
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
Абсолютные изменение, +;- |
Темпы прироста, % |
Оборот розничной всего, тыс.руб., в т.ч.: |
50029 |
48187 |
-1842 |
-3,68 |
- продовольственных товаров |
44165 |
42790 |
-1375 |
-3,11 |
- промышленных товаров |
5864 |
5397 |
-467 |
-7,96 |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс.руб. |
58743 |
51399 |
-7344 |
-12,50 |
Доля товарооборота в выручке от продаж |
0,85 |
0,94 |
0,09 |
- |
Из данных, представленных в таблице 3 видно, что за 2012 год товарооборот уменьшился на 1842 тыс.руб., или на 3,68%. Наиболее существенно снизился товарооборот по промышленным товарам – на 7,96%. Товарооборот продовольственных товаров снизился на 1375 тыс.руб., или на 3,11%.