Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:10, курсовая работа
Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование методологии и особенностей ведения управленческого учета в торговле на примере предприятия, торгующего широким ассортиментом продуктов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- исследовать организации управленческого учета на предприятии торговли;
- проанализировать сложившиеся системы управленческого учета, а также взаимосвязь систем финансового и управленческого учета в организации торговли в ООО «Домотехника».
Главной целью управленческого учета является обеспечение руководителей и менеджеров необходимой информацией для принятия решений и эффективного управления предприятием.
Основными задачами
организации управленческого
Со временем круг задач управленческого учета заметно расширился. В настоящее время выделяют следующие задачи учета для управления:
- регистрация затрат и представление отчетов, в том числе классификация, обобщение, предоставление и истолкование данных о затратах для заинтересованных пользователей;
- определение и оценка величины затрат по конкретным продуктам, услугам или местам формирования издержек, центрам ответственности;
- управление стоимостью и анализ затрат, т.е. представление данных о затратах в виде информации, пригодной для управленческого планирования и контроля, для использования ее управленческим персоналом при принятии решений.
Основные задачи управленческого учета, решаемые в рамках поставленной цели: планирование, определение затрат и контроль, принятие решений.12
Между управленческим и финансовым учетом существуют различия, обусловленные целями учета. Одни хозяйственные операции в финансовом и управленческом учете отражаются совершенно одинаково, другие же требуют различного отражения. Несмотря на различия, управленческий и финансовый учет — взаимно связанные подсистемы бухгалтерского учета организации. Рассмотрим основные различия между управленческим и финансовым учетом, а также взаимосвязь областей бухгалтерского и управленческого учета предприятия.
Управленческий учет |
Финансовый учет |
1. Цель учета | |
Подготовка информации для менеджеров организации для принятия ими объективных управленческих решений. |
Подготовка информации для сопоставления затрат с доходами для определения прибыли организации. |
2. Соблюдение юридических требований | |
Информация подготавливается, если выгода от ее использования больше, чем затраты на ее сбор. |
Законом предусмотрено, например, что руководство открытых акционерных обществ обязано предоставлять финансовые отчеты независимо от их желания. |
3. Степень точности информации | |
Информация подготавливается в сжатые сроки, носит приближенный характер. |
Данные отчетности должны быть более точными, иначе это может вызвать недоверие внешних пользователей к публикуемым отчетам организаций. |
4. Масштаб учета | |
Информация подготавливается по каждой структурной единице организации. |
Информация характеризует деятельность организации в целом. |
5. Принципы учета | |
Информация подготавливается в форме, наиболее приемлемой и удобной для руководства организации, по правилам, удобным для него. |
Информация должна соответствовать нормам и требованиям законодательства и установившейся практике учета. |
6. Привязка ко времени предоставления информации | |
Информация носит характер прогноза, характеризует деятельность организации на перспективу с учетом состояния за прошедшее время. |
Информация характеризует уже свершившиеся операции и хозяйственные факты, показывает, как это было. |
7. Частота подачи информации | |
Информация подготавливается по мере необходимости, может составляться ежедневно, еженедельно, ежемесячно. |
Информация готовится раз в год (полугодие, квартал). |
8. Используемые измерители | |
Информация может быть представлена как в денежных, так и неденежных измерителях. |
Информация представляется в денежных единицах в российской валюте — рублях. |
9. Группировка затрат | |
Затраты группируются по носителям в разрезе статей калькуляции, что позволяет определить, где и на что израсходованы ресурсы. Перечень статей организация устанавливает самостоятельно. |
Затраты группируются по экономическим элементам, что позволяет определить результат по обычным видам деятельности. Перечень статей установлен Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. |
10. Основной объект учета | |
Структурные подразделения. Руководители подразделений несут ответственность за результаты их работы. |
Организация в целом. Руководители организации несут ответственность за результаты работы всей организации. |
11. Степень открытости информации | |
Является коммерческой тайной, не подлежит публикации, носит конфиденциальный характер. |
Не является коммерческой тайной. Является открытой, публичной, может заверяться независимыми аудиторами. |
12. Пользователи информации | |
Пользователями являются менеджеры и работники организации. |
Пользователи внешние. |
13. Базисная структура | |
Структура информации зависит от запросов и степени их детализации пользователей. |
Финансовый учет строится на основополагающем балансовом уравнении: А = К + О, где в левой части уравнения имущество организации, т.е. ее активы — А, а в правой — источники его покрытия: К — собственный капитал организации, О — обязательства организации. |
14. Методика расчета финансовых результатов | |
Прибыль рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью; «маржинальный доход» рассчитывается согласно международным стандартам бухгалтерского учета, а при составлении финансовой отчетности это запрещается |
Возможны два варианта расчета прибыли: 1) стандартный: как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью; 2) современный: как разность между выручкой от реализации продукции, ее производственной себестоимостью и периодическими расходами (отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы»). |
15. Связь с другими дисциплинами | |
Использует методы микроэкономики, финансов, экономического анализа, математической статистики, оптимизации и т. д. |
Использует только собственные методы. |
Несмотря на различия, управленческий и финансовый учет — взаимно связанные подсистемы бухгалтерского учета организации.
Общими для них являются:
Исходя из этого, одни хозяйственные операции в финансовом и управленческом учете отражаются совершенно одинаково, другие же требуют различного отражения. При этом альтернативный подход позволяет получать данные для управленческого учета на основании показателей финансового учета с дополнением или удалением соответствующих поправочных бухгалтерских записей по тем позициям, по которым принципы отличаются. Операции по дополнению или удалению поправочных записей могут выполняться управленческим бухгалтером в конце отчетного периода.
1.2. Методологические аспекты и организационные системы управленческого учёта в торговле
Организационно система управленческого учета представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, включающий структурированные центры ответственности различного назначения и уровня, бюджетирование доходов и расходов, нормирование и калькулирование издержек обращения, обратную связь через бухгалтерский управленческий учет и внутреннюю управленческую отчетность, аналитические процедуры для выработки управленческих решений на всех уровнях финансовой ответственности.
Анализ существующей практики показывает, что организацию и постановку управленческого учета можно осуществить двумя способами.
Первый вариант предполагает параллельное ведение бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета. Он предусматривает наличие в учетной системе двух планов счетов. Учетные работники, получая из подразделений первичные учетные документы, самостоятельно определяют, какие хозяйственные операции должны отражаться в управленческом учете. По каждому из первичных документов затем формируются учетные записи: управленческие и бухгалтерские. Такая система бухгалтерского учёта называется автономной.
Второй способ
организации управленческого
При разработке
системы управленческого учета
ее основополагающей функцией должен
выступать учет затрат по сферам деятельности
и последующее определение
Управленческий учет в современных условиях должен соответствовать целям и задачам внутрихозяйственного управления и хозяйственного расчета. В этой связи особую актуальность приобретает проблема организации управленческого учета в разрезе центров ответственности.
Существует определенная взаимосвязь между иерархией управления, организационной структурой торговой организации и системой построения учета по центрам ответственности.
Организационную структуру предприятия можно представить как совокупность линий ответственности внутри организации, показывающих направления движения информации.
Организационная структура представляет собой пирамиду, где нижние уровни менеджеров подотчетны верхним уровням. Следует отметить, что с недавних пор у крупных торговых организаций появилась тенденция к организации своей структуры не по традиционному функциональному признаку (маркетинг, финансы, снабжение, производство, сбыт и т.д.), а по линиям товаров, каждая из которых группируется вокруг реализации определенного типа товаров и включает в себя необходимые функциональные службы. Эта тенденция обособила понятие сегмента бизнеса, как части торговой организации, работающей на внешнего потребителя или представляющей относительно самостоятельное направление, применительно к которому могут быть отделены от организации в целом активы, результаты операций по основной и прочей деятельности в целях финансовой отчетности.
С позиции управления деление организации на центры ответственности должно определяться спецификой конкретной ситуации и отвечать следующим требованиям: центры ответственности необходимо увязать с производственной и организационной структурой организации; во главе каждого центра ответственности должно быть ответственное лицо - менеджер; в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения затрат; необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности (менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать); для каждого центра ответственности необходимо установить формы внутренней отчетности; менеджеры центра ответственности должны принимать участие в проведении анализа деятельности центра за прошлый период и составлении планов (бюджетов) на предстоящий период.
Для организации учета по центрам ответственности на предприятиях торговли необходимо учитывать ряд факторов: специфику реализуемых товаров; технологию, организацию процесса закупок и продажи товарно-материальных ценностей; уровень технической оснащенности и др. Кроме того, деление торговой организации на центры ответственности зависит от социально-психологических факторов, которые могут повлиять на мотивацию руководителей этих центров.
Основными причинами, усложняющими практическое применение методики учета по центрам ответственности в организациях оптовой торговли, являются: сложность организации центров ответственности; значительная трудоемкость отбора информации, ориентированной на реализацию стратегических целей и задач предприятия; невысокий уровень автоматизации системы управленческого учета; сложность выбора форм и показателей взаимосвязи стратегического управленческого учета с менеджментом предприятия; постоянно корректирующая разрешительная система допуска менеджеров к конфиденциальной информации.
Группировка затрат по местам их возникновения и центрам ответственности обеспечивает создание системы управленческой бухгалтерии, включая такие звенья, как контроль, анализ, планирование, координирование и принятие обоснованных управленческих решений. Одни центры ответственности представляют информацию об использовании ресурсов, другие - об отклонениях, возникающих в процессе деятельности, третьи - о финансовых результатах. В совокупности же все виды показателей формируют различную по каждому центру внутреннюю отчетность, создающую в полном объеме информационную систему организации оптовой торговли.
В экономической
теории утвердился подход, согласно которому
любое коммерческое предприятие
стремится принимать такие
Цена продукции
на рынке есть следствие взаимодействия
спроса и предложения. Под воздействием
законов рыночного
В экономической литературе и нормативных документах часто применяются такие термины, как "издержки", "затраты", "расходы". Неправильное определение этих понятий может исказить их экономический смысл. Понятие «расходы»- это категория финансового учёта, т.к. на основе их величины определяется их финансовый результат. Для управленческого учёта более значимо понятие «затраты», т.к. управлять расходами уже поздно, (продукция, товары уже проданы, а затраты по ним признаны уже расходами). Следовательно, в управленческом учёте уже следует планировать, контролировать «затраты», а не расходы.
Термин "издержки"
применяется, как правило, в экономической
теории. Это суммарные жертвы предприятия,
связанные с выполнением
Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг.
Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.
Под затратами понимают явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходами уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть затрат — расходы.
В соответствии со стандартом 18 МСФО "Выручка", а также ПБУ 9/99 "Доходы организации" и 10/99 "Расходы организации" расходы, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами. С точки зрения техники учета, это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах "Материалы", "Амортизация", "Расчеты по оплате труда" и т.д., затем на счетах "Основное производство", "Готовая продукция" и не списываться на счета продажи до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы, поскольку лишь в момент реализации организация будет признавать свои расходы.
Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость продукции. В нем как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. От уровня себестоимости продукции зависит размер прибыли и уровень рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы и др. при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.
Даже из простого перечисления слагаемых затрат, образующих себестоимость продукции (работ, услуг), видно, что они не одинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг. Одни затраты непосредственно связаны с производством продукции (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие — с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-таки по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции, — косвенно. Поэтому для эффективной организации управленческого учета необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам. Это поможет не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенные соотношения между отдельными видами затрат и исчислять степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельности производства.