Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:10, курсовая работа
Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование методологии и особенностей ведения управленческого учета в торговле на примере предприятия, торгующего широким ассортиментом продуктов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- исследовать организации управленческого учета на предприятии торговли;
- проанализировать сложившиеся системы управленческого учета, а также взаимосвязь систем финансового и управленческого учета в организации торговли в ООО «Домотехника».
2. Ведение управленческого
учета основано на соблюдении
базовых принципов
3. Отчетным периодом
по управленческому учету
4. Для отражения
хозяйственных операций в
5. К учету могут приниматься документы финансового (бухгалтерского) учета, если содержащаяся в них информация в полной мере характеризует совершенную хозяйственную операцию. В остальных случаях к учету должны приниматься документы управленческого учета.
6. Постоянные затраты (прямые и косвенные) признаются расходами отчетного периода и подлежат списанию на финансовый результат в момент их возникновения (начисления).
13. Прямыми признаются
затраты, которые могут быть
точно и единственным способом
отнесены к местам возникновени
7. Косвенными
признаются затраты, которые
Управленческий учет в ООО «Домотехника» представлен, как система обработки и представления данных о предприятии, которая позволяет менеджменту и акционерам увидеть полную картину бизнеса и принимать обоснованные управленческие решения.
Основное предназначение управленческого учета заключается не столько в учете, сколько в обработке и анализе первичных данных. Другими словами, к задачам управленческого учета относятся также анализ состояния запасов, расчет себестоимости, отслеживание исполнения бюджета и его коррекция.
В ООО «Домотехника» с помощью управленческого учета решаются следующие задачи: управление затратами, продажами, дебиторской задолженностью, кредитными ресурсами.
Документооборот в управленческом учёте ООО «Домотехника»
В ООО «Домотехника» при разработке документооборота основное внимание уделяется первичным документам, предназначенным для внутреннего пользования. Примером таких документов могут быть заявки на проведение безналичных платежей или выдачу денег из управленческой кассы.
В регламенте документооборота определяется не только порядок отражения хозяйственной деятельности в управленческом учете, но и состав управленческой отчетности. Каждому из отчетов должна быть дана краткая характеристика, необходимо также определить периодичность формирования отчетов и представления их руководству.
Для постановки
управленческого учета разработ
Основными регламентирующими документами являются:
2.3. Организация управленческого учета на ООО "Домотехника"
Организация управленческого учета ООО «Домотехника» подразумевает, что в управленческую базу данных информация вносится уже после того, как она была отражена в базе данных бухгалтерского учета. Другими словами, ведутся две параллельные базы данных. Финансовая бухгалтерия при этом работает в обычном режиме, предоставляя свою базу бухгалтеру, ведущему управленческий учет, для ее последующей трансформации. Такая трансформация осуществляется, как правило, по консолидированным данным.
Пример.
В течение дня в ООО «Домотехника» был зафиксирован приход товаров от 30 поставщиков и сделано соответственно 60 учетных записей: Дебет 41 Кредит 60; Дебет 19 Кредит 60- по каждому поставщику.
В базе управленческого учета в этом случае будут произведены только две записи: Дебет 41 Кредит 60; Дебет 19 Кредит 60- по "обобщенному" поставщику.
Перенос консолидированной информации из бухгалтерской базы данных в управленческую возможен лишь для операций, юридическое содержание которых соответствует их реальной экономической сути. Если же такого соответствия нет, то каждую проводку, переносимую в управленческие регистры, нужно рассматривать отдельно. Кроме того, если в управленческом учете отражены консолидированные данные, то полноценные управленческие отчеты нужно будет получать, используя и управленческую, и бухгалтерскую базы данных (например, аналитический отчет по конкретному поставщику может быть сформирован исключительно по данным бухгалтерского учета).
Этот вариант ведения управленческого учета привлекателен своей низкой ресурсоемкостью. Он может быть внедрен в кратчайшие сроки и с минимальными затратами - достаточно организовать дополнительные рабочие места для бухгалтеров, ведущих управленческий учет. Кроме того, эффективность применения данного варианта будет тем выше, чем более существенны отличия между бухгалтерским и управленческим учетом. Основным условием его эффективного применения является детально разработанная методика переноса операций из бухгалтерской базы данных в управленческую.
Ведение информационной
базы управленческого и
При внедрении в данной торговой организации управленческого учета возникли серьезные трудности, вызванные самыми разнообразными причинами. В качестве основных можно выделить следующие:
- нежелание руководителей центров ответственности своевременно предоставлять полную информацию о деятельности своих подразделений;
- отсутствие локальной компьютерной сети, единой системы документооборота, четкой организационно-функциональной структуры;
- нежелание отдельных сотрудников перестраивать свою деятельность, заполнять различные управленческие отчеты из-за непонимания роли управленческого учета;
- дефицит квалифицированных специалистов, обладающих знаниями как в управленческом, так и в бухгалтерском и налоговом учете;
- противодействие работников финансовой бухгалтерии, которым специалисты по управленческому учету часто представляются профессиональными конкурентами.
Чтобы минимизировать возможные проблемы, постановку управленческого учета решили осуществлять по прямому распоряжению владельцев ООО «Домотехника». Руководить постановкой управленческого учета должен непосредственно главный бухгалтер.
Перед внедрением управленческой учетной системы проводили разъяснительную и консультационную работу с персоналом, а затем оформили приказ по предприятию, подписанный руководителем, который обязал сотрудников и начальников всех подразделений выполнять мероприятия, необходимые как для постановки учета, так и для его дальнейшего функционирования.
Все это позволило наиболее эффективно организовать постановку управленческого учета в организации, благодаря чему руководство смогло лучше отслеживать состояние своего бизнеса и принимать более обоснованные управленческие решения.
Основная задача управленческого учета - достоверное и полное отражение деятельности компании и состояния ее активов.
Счета управленческого
учета предназначены для
Рассмотрим счет 44, используемый в управленческом бухгалтерском учёте ООО «Домотехника».
Расходы по обычным видам деятельности включают в себя коммерческие расходы (расходы на продажу) и управленческие расходы (общехозяйственные расходы). В торговле и коммерческие, и управленческие расходы относят к издержкам обращения.
Основными задачами учета издержек обращения организации торговли, являются обеспечение своевременного полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль над использованием материальных и финансовых ресурсов.
Синтетический учет расходов в ООО «Домотехника», в соответствии с Планом счетов, ведут на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету указанного счета собираются все производственные затраты организации торговли, а по кредиту осуществляется их списание. Дебетовое сальдо по счету 44 «Расходы на продажу» означает остаток издержек обращения на остаток нереализованных товаров на конец месяца. В конце отчетного периода бухгалтер торговой организации списывает издержки, приходящиеся на реализованные товары в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж», что отражается проводкой:
Дебет 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу».
Основанием для отнесения той или иной суммы затрат к коммерческим расходам являются такие первичные документы, как платежные поручения и выписки банка, акты приемки работ.
Управление материальными запасами (товар в данном случае) в своей первой фазе сопряжено с классификацией затрат, связанных с хранением ТМЦ. Затраты на поддержание запасов, т.е. связанные с владением запасами.
Группировка затрат по видам расходов включает в себя две классификации: по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Группировка по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости в целом и включает в себя 5 основных групп расходов:
- материальные затраты;
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация ;
- прочие расходы.
Каждая из этих групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на составные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены.
Для управленческого учета затрат, учитываемых на счете «Расходы на продажу», устанавливается номенклатура калькуляционных статей затрат, формирующих издержки обращения на предприятиях торговли .
При этом сумма издержек обращения и производства, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
В ООО «Домотехника» используется следующая номенклатура калькуляционных статей затрат.
- Транспортные расходы.
- Затраты на оплату труда.
- Отчисления на социальные нужды.
- Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.
- Амортизация основных средств.
- Расходы на ремонт основных средств.
- Расходы на топливо, газ, электроэнергию для нужд организации.
- Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
- Расходы на рекламу.
- Оплата процентов за пользование кредитом банка.
- Потери товаров и технологические отходы.
- Расходы на тару.
- Прочие расходы.
К издержкам обращения относят транспортные расходы по доставке и продаже товаров, материальные затраты (электроэнергия, топливо и т. д.), оплату труда работников, расходы по управлению (командировочные расходы, услуги связи, банков и т. д.), недостачи и потери товаров и другие. Торговые организации самостоятельно устанавливают перечень калькуляционных статей затрат (п.8 ПБУ 10/99).
По каждой калькуляционной статье затрат внутри синтетического счета 44 «Расходы на продажу» ведется бухгалтерский управленческий учет по видам затрат. Торговые организации самостоятельно организуют управленческий учет издержек обращения с помощью многографных карт или ведомостей, в которых для каждой статьи расходов имеется самостоятельная графа. За отчетный период по каждой графе подсчитывается сумма расходов, а затем в итоговой графе показывается общая величина издержек обращения. Управленческий учет ведется в разрезе структурных подразделений торговой организации, а внутри них – по калькуляционным статьям затрат. Итоги по указанным первичным документам используются для учета издержек обращения торговой организации по счету 44 «Расходы на продажу».
При способе расчета по общему товарообороту валовой доход (ВД) определяется по формуле: ВД = Т*РН/100, где