Управленческий бухгалтерский учёт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование методологии и особенностей ведения управленческого учета в торговле на примере предприятия, торгующего широким ассортиментом продуктов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- исследовать организации управленческого учета на предприятии торговли;
- проанализировать сложившиеся системы управленческого учета, а также взаимосвязь систем финансового и управленческого учета в организации торговли в ООО «Домотехника».

Файлы: 1 файл

Курсовая1111111 НОвая.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Т – общий  товарооборот;

РН – расчетная  торговая надбавка.

А торговая надбавка рассчитывается по формуле:

РН = ТН/ (100+ТН), где  ТН – торговая надбавка в процентах.

Способ расчета  валового дохода по общему товарообороту  используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного  периода. Если процент торговой надбавки изменялся, то определяют частные товарообороты по каждому периоду с одинаковым процентом торговой надбавки.

В основе расчета  валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки  по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка (П) рассчитывается по формуле:

П = (ТНн + ТНп - ТНв)/(Т + ОК)*100, где

ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;

ТНп – торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;

ТНв – торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период;

ОК – остаток  товаров на конец отчетного периода. На основе рассчитанной средней наценки, учитывая товарооборот по продажным  ценам, возможно определить валовой  доход: ВД = Т*П/100.

На примере  ООО «Домотехника» рассмотрим порядок списания издержек обращения:

Издержки обращения (в части транспортных расходов) на остаток товаров на начало отчетного  периода составили 200 тыс.руб.; общая сумма издержек обращения за отчетный период составила 9000 тыс. руб., в том числе транспортные расходы 3000 тыс.руб. Всего за отчетный период реализовано товаров на 24000 тыс.руб.; остаток товаров на конец отчетного периода определяется суммой в 8000 тыс.руб. Требуется определить сумму издержек обращения, списываемых на реализацию и приходящихся на остаток товаров на конец отчетного периода.

1. Определяем  средний процент издержек обращения:

Ср. проц. =(200 + 3000)/ (24000 + 8000) х 100 = 10%.

2. Определяем  сумму издержек обращения, приходящихся  на остаток товаров: 

Издержки обращения  на остаток товаров = 8000 х 10 : 100 = 800 руб.

3. Определяем  сумму издержек обращения, списываемых  в отчетном периоде на реализацию:

Списываемые издержки обращения = 200 + 3000 - 800 = 2400 руб.

Кроме того, списываются  издержки обращения за отчетный период по другим статьям расходов:

9000 - 3000 = 6000 руб.

Всего в отчетном периоде будет списано издержек обращения:

6000 + 2400 = 8400 или  200 + 9000 - 800 = 8400.

Списание расходов на продажу оформляется следующей  бухгалтерской записью: Дт 90 «Продажи» - Кт 44 «Расходы на продажу» - 8400

Прочие  этапы формирования организационно-методологической модели управленческого учета.

Одним из основных методов, применяемых управленческим учетом, является маржинальный подход (метод «директ – костинг»), использующий разделение издержек обращения на переменные и постоянные.

Калькуляция по переменным затратам позволяет прогнозировать прибыль, исходя из предполагаемого  уровня расходов, определять для каждой конкретной ситуации объем продаж, обеспечивающую безубыточную деятельность. При этом руководство организации получает информацию относительно «вклада» каждого товара в общий финансовый результат. Данные метод также позволяет рассчитать дополнительный доход, который может получить предприятие, используя свободные резервы, он очень эффективен при определении рентабельности отдельных сегментов производства, незаменим при составлении бизнес – планов.

Данный метод  является одним из основных, применяемых  при осуществлении управленческого  учета, т.к. он позволяет планировать  прибыль, формировать цены на товары с учетом их индивидуального вклада в общий финансовый результат организации, определять оптимальный размер объем продаж при фиксированной цене. На исследуемом предприятии данный метод применяется в расчете коммерческого заказа Данный метод основан на простейшем соотношении:

Выручка – Переменные затраты = Постоянные затраты + Прибыль.

Отсюда вытекают следующие соотношения:

Количество товаров = Постоянные затраты / Маржинальный доход на единицу товара.

Здесь маржинальный доход на единицу товара (удельный маржинальный доход) – это разница между покупной и продажной ценой товара, с учетом всех прочих переменных затрат.

Можно определить точку безубыточности по стоимости:

Стоимость товаров = Постоянные затраты / Коэффициент маржинального дохода,

где коэффициент  маржинального дохода (КМД) – это  отношение маржинального дохода (МД) к объему продаж (ОП). При этом следует учитывать, что объем  продаж – это цена одной единицы  товара (Ц), умноженная на его количество (N), а в качестве переменных затрат на изделие – удельных переменных затрат (УПЗ) выступает покупная стоимость единицы товара плюс дополнительные переменные затраты, связанные с продажей данной единицы товара. Маржинальный доход – это удельный маржинальный доход (УМД), умноженный на количество проданного товара.

КМД = МД/ОП или  КМД = УМД / Ц=(Ц-УПЗ)/Ц=1-УПЗ/Ц.

Пример.

ООО «Домотехника»  приобрела оргтехнику у зарубежных поставщиков.

Цена продукции  – 200$

Переменные  затраты - 150$

Плановый объем  продаж в единицах – 12 000 ед.  
Из этих данных мы можем рассчитать маржинальный доход. 
Плановый объем продаж: 12 000 ед.х 200$ = 24 000$ 
Плановые переменные затраты: 12 000 ед.х 150$ = 18 000$ 
Валовый маржинальный доход равен 
24 000$ – 18 000$ = 6 000$.

Маржинальный  доход на единицу продукции равен 
200$ – 150$ = 50$.

При принятии решений  нацеленных на увеличение прибыли, необходимо стремиться к максимальному увеличению маржинального дохода.

По данным задачи в результате продажи каждой дополнительной единицы продукции мы получим  дополнительный доход в 50$. Но он нам  будет необходим для покрытия постоянных затрат. И только, когда  постоянные затраты будут перекрыты (мы пересечем точку безубыточности) у нас появится операционная прибыль. Это можно увидеть из формулы: 
Маржинальный доход = Постоянные затраты + Прибыль. 
А в точке безубыточности прибыль равна нулю. Следовательно: 
Маржинальный доход = Постоянные затраты.

Точка безубыточности в денежном выражении = Постоянные затраты/Коэф.маржинального дохода, где Коэф.маржинального дохода = Маржинальный доход/Выручка

Точка безубыточности в натуральном выражении = Постоянные затраты/Маржинальный доход единицу.

Формирование  системы управленческой отчетности.

Управленческая  отчетность – это комплекс взаимосвязанных  данных и расчетных показателей, отражающих функционирование предприятия  как субъекта хозяйственной деятельности и сгруппированных в целом  по предприятию и в разрезе  структурных подразделений. Отчетность является важнейшим источником информации для анализа и принятия решений.

Управленческая  отчетность ориентирована на внутренних пользователей, ее содержание определяется целями и задачами управления. Создание системы внутренней управленческой отчетности требует определения перечня информации, которая необходима менеджерам различных структурных подразделений предприятия, а также частоты ее представления.

Основными требованиями к составлению управленческой отчетности являются:

своевременность – информация должна быть представлена к тому времени, когда в ней возникает необходимость;

достаточность – отчетные данные не должны содержать  излишней информации;

целесообразность  – информация должна учитывать особенности  цели управления, для которой она  предназначена;

адресность  – отчетные показатели необходимо довести до ответственного пользователя, соблюдая принцип конфиденциальности;

объективность – следует исключить возможность  предвзятости, субъективности информации для управления, ошибок в ее формировании;

сопоставимость – отчетные данные и показатели должны быть сопоставимы во времени и по подразделениям предприятия;

экономичность – затраты на получение управленческой отчетности не должны быть больше эффекта  от ее использования.

Соблюдение  этих требований обеспечивает достаточно оперативный обзор деятельности, за которую несет ответственность руководитель соответствующего уровня, представление ему информации о фактической эффективности ранее принятых решений, возможность определения возникающих проблем и просчетов в руководстве, выбор оптимальных вариантов их решения или предотвращения.

Пример.

Руководством  ООО «Домотехника» было дано указание бухгалтерам-аналитикам предоставить данные по основным показателям деятельности ООО «Домотехника» за последние два года для принятия управленческого решения.

 

п/п

Основные показатели деятельности

               Года

Отклонения

       (±)

Темпы

прироста

2010

2011

1

Выручка (руб.)

74582233

133668379

+59086146

79%

          в том числе:

       

2

Бытовая техника (руб.)

33209153

67444383

+34235230

103%

3

Компьютеры (руб.)

14916446

26700438

+11783992

79%

4

Телефоны (руб.)

6000000

10740000

+4740000

79%

5

Мебель (руб.)

11000000

11856181

+856181

7,7%

6

Услуги (руб.)

9456634

16927374

+7470740

79%

7

Себестоимость товаров, (руб.)

65988433

117344162

+51355729

77%

8

Балансовая  прибыль, (руб.)

11300853

11539034

+238181

2,1%

9

Чистая прибыль, (руб.)

8522989

10477164

+1954175

22,9%

10

Рентабельность  деятельности (%)

13

13,9

+0,9

 ¾

11

Рентабельность  продаж (%)

11,52

12,21

+0,69

¾


 

 

Сравнив показатели деятельности, заметили ряд положительных изменений.

Сумма чистой прибыли  в отчетном году увеличилась на 1954175 тыс.руб. по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Чистая прибыль в отчетном периоде ООО «Домотехника» составила 10477164 тыс.руб., что на 22,9% больше, чем в предыдущем отчетном периоде. Соответственно в распоряжении фирмы стало больше  средств.

Также виден  большой рост выручки, но вместе с  ней почти пропорциональный рост себестоимости. Руководству необходимо обратить внимание на расходы и по возможности сократить их, чтобы сумма прибыли была гораздо больше. Товарооборот увеличился в среднем на 79%, но его сумма складывается неравномерно. Наибольшую долю выручки приносит продажа бытовой техники, компьютеров, услуг; меньше всего – телефонов и мебели (хотя по данной продукции тоже наблюдается прирост выручки). Основной является продажа именно бытовой техники. Остальная группа товаров является дополнительной, дающая возможность привлечь больше покупателей и увеличить прибыль.

       Расчеты экономических показателей:

1. Рентабельность  основной деятельности:

R=Прибыль/затраты * 100%

 R (2011) = 16324217/117344162*100%=13,9 %

R (2010) = 8593800/65988433*100%=13%

2. Рентабельность  от продаж (оборота):

R=Прибыль от реализации продукции/ сумма полученной выручки*100%

R (2011) = 16324217/133668379*100%=12,21 %

R (2010) = 8593800/74582233*100%=11,52% 

Место бюджетирования в системе управленческого  учета.

Одним из важнейших  направлений управленческого учета  в торговой организации является бюджетирование. Для успешного контроля за деятельностью организации необходимо планирование этой деятельности, а, следовательно, составление, как долгосрочных планов, так и краткосрочных планов и смет. Руководители центров ответственности в таком случае, корректирую планы путем составления гибких смет, рассчитанных на реальный объем продаж, могут выявить слабые стороны компании (сегмента компании), оценить ее сильные стороны и преимущества, и, таким образом, принять оптимальное для конкретной ситуации решение.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой  финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация необходимая  для планирования собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Система бюджетирования должна состоять из:

систем бюджетирования планирования деятельности структурных  подразделений организации;

системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности организации.

Бюджетирование  деятельности структурных подразделений  и всей организации способствует экономии финансовых ресурсов, сокращению непроизводительных расходов.

На исследуемом  предприятии ООО «Домотехника» ежемесячно составляется бюджет движения денежных средств.

Бюджет  движения денежных средств в ООО «Домотехника» предназначен в первую очередь для управления ликвидностью и платежеспособностью компании. Ни в коем случае нельзя допускать дефицита финансовых ресурсов и наоборот нужно следить за тем, чтобы не было «не пристроенного» избытка денежной массы, т.к. можно получить дополнительную прибыль за счет финансовых операций.

Бюджет  движения денежных средств помогает управлять ликвидностью.

Введение  в практику компании использования  бюджета движения денежных средств  позволило дисциплинировать сотрудников.

В ООО «Домотехника» при внедрении бюджета движения денежных средств стали выявлять все такие моменты, связанные с неоправданной предоплатой. При этом картина была примерно следующая: менеджеры из подразделений прибегали в финансовый отдел, начинали размахивать руками и громко кричать, что если сейчас не заплатить, то у них все сорвется. При этом могло выясниться, что платеж, который со слов менеджеров обязательно должен быть сделан сегодня можно было отложить на 2 месяца и контрагент это подтвердил.

Информация о работе Управленческий бухгалтерский учёт