Управленческий учет. Его сущность и организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Управленческий учет представляет собой самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью.
Предметом управленческого учета являются планирование, учет, анализ, контроль деятельности центров ответственности, необходимые для повышения эффективности функционирования организации.

Содержание работы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность управленческого учёта…………………………………………….4
1.1. Предмет, принципы, функции управленческого учёта…………………...4
1.2 Об использовании МСФО в управленческом учете в России……………8
1.3 Законодательные акты РФ, регламентирующие управленческий учёт……........12
Глава 2. Организация управленческого учета в организации………………………..17
2.1. Формы организации управления…………………………………………..17
2.2. Этапы постановки управленческого учета………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………………31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО БУХ. УЧЕТУ (Восстановлен).docx

— 78.08 Кб (Скачать файл)

- выбор неверной цели.

Стимулирование — это средство мотивации участников производственного  процесса, побуждающего уяснить цели и задачи организации и принимать  решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы  и исполнительные отчеты об их выполнении.

Бюджеты и отчеты об их исполнении стимулируют деятельность персонала  организации, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.

 Налаживается обмен информацией  и отчетностью между отдельными  службами, таким образом, менеджеры  знакомятся с разработанными  для них планами, уясняют стоящие  перед ним задачи.

 

1.2.  Об использовании МСФО в управленческом учете в России

            Создание транснациональных корпораций с большим количеством предприятий в разных странах мира, глобализация мировой экономики явились основными предпосылками появления системы учета финансовой информации по общим международным правилам - Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО - IAS - IFRS). Кризис доверия 2002 года к известным американским компаниям (Enron, Xerox, WorldCom) лишь подтвердил необходимость принятия и следования глобальным стандартам финансовой отчетности, которые позволили бы обеспечить финансовую прозрачность.

Работа по созданию таких стандартов началась еще в 1973 году в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов в США, Франции, Великобритании, Канаде, Мексике и других экономически развитых странах. С этого же года в Лондоне начал свою работу Комитет по международным стандартом финансовой отчетности (КМСФО), являющийся независимым органом, целью которого признается унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности.

В настоящее время основными  принципами МСФО считаются:

  • учет по методу начисления;    
  • непрерывность деятельности;
  • качественные характеристики (уместность, надежность, сопоставимость, понятность, существенность, правдивое представление, приоритет содержания перед формой, нейтральность, осмотрительность, полнота).

Международные стандарты определяют общие правила подготовки к представления  отчетности, но не содержат конкретных методик сбора и Обработки  финансовой информации. Понимание стандартов руководителями компаний и финансовыми специалистами позволяет повысить качество управленческой отчетности и результативность принимаемых на ее Основе решений.

Что касается России, то согласно концепции  развития бухгалтерского учета и  отчетности на среднесрочную перспективу (утверждена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180), к 2010 году на обязателен составление отчетности по МСФО должны перейти все общественно значимые компании. К ним относятся такие, «в коммерческую деятельность которых  прямо или косвенно вовлечены  средства неограниченно круга лиц»:

• компании, имеющие ценные бумаги, находящиеся в свободном об< ращении;

• финансовые организации, работающие со средствами физических юридических  лиц;

• другие общественно значимые компании.

В любой компании осуществляется сбор, обработка, анализ и хранение информации о финансово-хозяйственном состоянии компании с целью принятия обоснованных управленческих решений. Управленческий учет охватывает все компоненты менеджмента, имеющие стоимостной аспект.

Отличия подходов МСФО и РСБУ с точки зрения управленческого учета:

Стандарты МСФО изначально ориентируются  на конкретных пользователей и исходят  из критерия полезности финансовой информации для принятия пользователем управленческих решений.

РСБУ подразумевает следующее:

• учет скован жесткой регламентацией;

• нельзя учитывать хозяйственные  операции с некоторым допущением на некоторый период времени (например, при любом начислении затрат для фиксации хозяйственной операции необходим документ).

Правила МСФО лучше отражают экономическую  суть операций и поэтому больше подходят для управленческой отчетности. Например, производственные предприятия по МСФО должны отражать запасы продукции на складах и остатки материалов в соответствии с вероятностью реализации продукции и пригодности остатков материалов для производства (то есть в соответствии со способностью актива генерировать доходы). В российской же практике бухгалтерия обычно отражает на балансе даже запасы, не способные генерировать доходы.

Компании, работающие по всему миру, адаптируют системы управления ресурсами своих дочерних предприятий и стандартизируют пакеты программного обеспечения. В результате создаются единые подходы сбора данных и формы управленческой отчетности. У топ - менеджмента транснациональных корпораций стало общей практикой обязывать свои иностранные подразделения использовать признанные мировым сообществом стандарты учета. В первую очередь речь идет об МСФО.

 Это предпочтение вызвано  тем, что стандарты МСФО:

  • разработаны для представления информации о деятельности компании внешним пользователям;
  • являются результатами обобщения многолетнего опыта - методологии, математического и учетного аппарата, проработанных форм отчетности, используемых на практике во многих странах с развитой рыночной экономикой.

Применение единых стандартов для  подготовки финансовой (бухгалтерской) и управленческой отчетности дает возможность  более четкого представления оборота капитала, процессов его накопления и использования, обеспечивает единое понимание экономической сути хозяйственных операций всеми руководителями компании.

Чтобы выявить целесообразность или  нецелесообразность внедрения российской компании управленческого учета, основанного  на стандартныx МСФО, нужно определить:

  • преимущества, которые даст система управленческого учета в соответствии с МСФО для проведения анализа финансово - хозяйственной деятельности компании;
  • эффект от использования, заключающийся в экономии ресурсов (финансовых, временных, трудовых, информационных) за счет стандартизации потоков информации в системах бухгалтерского и управленческого учета;
  • затраты на разработку, внедрение и последующую эксплуатацию учетной системы, - они не должны превышать эффект от использования этой системы.

Современный опыт построения учетных  систем показывает, что система управленческого учета и отчетности может стать базой для подготовки бухгалтерской отчетности, но не наоборот. Это связано с тем, что система управленческого учета разрабатывается индивидуально для каждой компании и, следовательно, точнее отражает экономическое содержание хозяйственных операций. Зная реальное содержание, легче формализовать эти операции согласно стандартам бухгалтерского учета. Потому переход компании от РСБУ к МСФО должен начинаться с постановки управленческого учета. Затем, на основе регистров управленческого учета, разрабатывается план счетов бухгалтерского учета МСФО, бухгалтерская учетная политика и т.п. Одним из главных условий перехода компании на МСФО является правильный выбор информационной системы, способной обеспечить ведение как бухгалтерского, так и управленческого учета. Отдельной проблемой может стать трансформация отчетности по РСБУ за несколько прошлых лет для достижения сопоставимости с отчетностью по МСФО в целях формирования единой аналитической базы данных компании.

Управленческий учет изначально создавался, чтобы способствовать принятию эффективных  управленческих решений на основе сбора, обработки, анализа информации. Для  постановки управленческого учета  необходимо определить следующее:

  • ключевые показатели эффективности компании (Key Performance Indicators - KPI), расчет которых ведется на основании данных управленческого учета;
  • план счетов или перечень других учетных регистров управленческого учета для отражения данных о хозяйственной деятельности компании;
  • управленческую учетную политику - правила сбора, обработки и; представления информации о финансово - хозяйственном состоянии компании, предназначенной для принятия управленческих решений  ее руководством;
  • формы управленческой отчетности и регламенты процессов сбора-информации для их заполнения;
  • информационную систему, обеспечивающую сбор, обработку, хранение и представление данных.

В том или ином виде указанные  компоненты системы управленческого учета существуют сегодня практически в любой отечественной компании. Однако часто эта система разрознена и не формализована.

Основной принцип последовательности «сборки» несистематизированных и несогласованных компонент в стройную систему состоит в том, чтобы использовать только те данные, которые действительно необходимы для принятия своевременных и реалистичных управленческих решений. Другими словами, необходимы только данные, обеспечивающие расчет «принятых на вооружение» KPI. Поэтому создание системы управленческого учета надо начинать с определения набора KPI для компании в целом и для каждого из ее структурных подразделений. Составляющие формул расчета KPI должны стать основой для плана счетов управленческого учета. Тем самым достигается разумная достаточность фиксируемой в учете информации. Только после этого следует приступать к написанию управленческой учетной политики. Здесь рекомендуется придерживаться такого правила: если использование стандартов МСФО позволяет получить отчетность, пригодную для целей управления компанией, стандарты соблюдаются. Если для каких-либо хозяйственных операций требуются методы учета, экономически обоснованные, но не соответствующие МСФО, от применения МСФО для учета этих операций можно отказаться.

Следующий шаг - разработка форм управленческой отчетности и написание регламентов по их заполнению. Основной принцип тот же -разумная достаточность информации с точки зрения объемов и сроков Представления. На заключительном этапе делается выбор и внедрение Информационной системы. Автоматизация потребует меньших затрат если остальные элементы системы управленческого учета будут тщательно проработаны.

Таким образом, можно констатировать, что:

  • представление финансовой отчетности по МСФО стало практически обязательным требованиям к публичным компаниям во всем мире;
  • до 2010 г. все более или менее значимые российские компании обязаны прейти на бухгалтерский учет по МСФО;
  • переход к формированию отчетности по МСФО целесообразно начинать с внедрения (либо реформирования существующей) системы управленческого учета;

Управленческий учет в компании следует выстраивать, исходя из технологических особенностей бизнеса компании и тех ключевых показателей, которые необходимы акционерам и управленцам для принятия решений. Такой подход обеспечит разумную достаточность учитываемой и анализируемой информации, а также гибкость и экономность всей системы управленческого учета9.

 

 

 

1.3. Законодательные акты РФ, регламентирующие управленческий учёт

 

Основные  нормативные документы, регламентирующие управленческий учет, разработаны применительно к бухгалтерскому учету. Это в некоторой степени подтверждает методологическую взаимосвязь управленческого и бухгалтерского учета, которая основывается на единстве применяемых принципах и методах учета. Вместе с тем многие положения нормативных документов можно использовать и в управленческом учете. Например, первичные документы в управленческом учете целесообразно составлять в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете»; положения по бухгалтерскому учету также целесообразно отнести к управленческому учету, хотя они для него не обязательны (в отличие от бухгалтерского учета).

К настоящему времени систему нормативных  документов, регламентирующих бухгалтерский и управленческий учет, можно представить иерархично в виде четырехуровневой системы10.

Первый уровень образуют законодательные акты, указы Президента РФ и Постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского управленческого учета и отчетности в организации. Основным законодательным актом на данном уровне является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета и отчетности, их содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

К законодательным  нормативным документам также относятся: Гражданский кодекс РФ, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ); «Об акционерных обществах» от 26. 12. 1995 г. №208-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06. 03. 1998 г. № 283.

Так как  в настоящее время происходят весьма существенные перемены в финансовом учете, связанные с переходом России на международные стандарты финансового учета, то следует обратить внимание на положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, которая была утверждена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №80. Концепция, разработанная по решению Правительства РФ, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Информация о работе Управленческий учет. Его сущность и организация