Управленческий учет. Его сущность и организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Управленческий учет представляет собой самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью.
Предметом управленческого учета являются планирование, учет, анализ, контроль деятельности центров ответственности, необходимые для повышения эффективности функционирования организации.

Содержание работы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность управленческого учёта…………………………………………….4
1.1. Предмет, принципы, функции управленческого учёта…………………...4
1.2 Об использовании МСФО в управленческом учете в России……………8
1.3 Законодательные акты РФ, регламентирующие управленческий учёт……........12
Глава 2. Организация управленческого учета в организации………………………..17
2.1. Формы организации управления…………………………………………..17
2.2. Этапы постановки управленческого учета………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………………31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО БУХ. УЧЕТУ (Восстановлен).docx

— 78.08 Кб (Скачать файл)




Рис. 2.3. Матричная форма организации  компании

Когда для определенной деятельности (например, Р2) требуется персонал квалификации R2, он распределяется на данный проект из соответствующей функциональной группы. Дл производства продукта РЗ требуется псевдорыночные операции от t 1,3 до t n,3 например, компания - производитель программных продуктов организует производство своих программ на матричной основе. Постоянно осуществляется четыре или более проекта, имеющие каждый своего руководителя, который должен координировать работу различных отделов - программирования, алгоритмизации, технического, финансового, отдела персонала и т. д. по вопросам ресурсов, необходимых для выполнения данного проекта. Каждый отдел, в свою очередь, возглавляет руководитель, который распределяет персонал (или рабочее время персонала) по проектам в соответствии с имеющимися заказами руководителей работ. В этом случае помимо бухгалтеров-аналитиков, работающих в «штабе» с информацией, касающейся всей компании, управленческий учет в каждом из проектов ведет отдельная группа специалистов.

На практике реальные организации  очень часто представляют в своей  организационной структуре комбинацию трех основных типов с преобладанием  какого-либо одного из них.

В последние 15—20 лет крупнейшие мировые  компании придерживаются особой формы  организации бизнеса - ответственность  разделена не по традиционному функциональному  принципу, а по линиям продукции, каждая из которых группирует вокруг себя определенные функциональные подразделения  и ресурсы. Такая организация  потребовала введения нового термина  «сегмент бизнеса», который означает относительно самостоятельную часть  организации, работающую на внешнего потребителя. С учетной точки зрения у сегмента можно выделить обособленные активы и результаты операций по основной прочей деятельности, а также сформировать финансовую отчетность. С точки зрения организационной структуры такую форму организации можно отнести к одному из трех рассмотренных нами типов в зависимости от того, насколько самостоятельны сегменты, насколько велика координирующая роль высшего менеджмента в функциональных областях, каковы целевые показатели результативности деятельности сегментов, а также от исторических особенностей данной организации.

Вне зависимости от организационной  структуры организации в число  самых распространенных функций  бухгалтеров-аналитиков в коммерческих организациях являются:

— учет затрат и калькулирование  себестоимости;

— бюджетирование и анализ отклонений.

Организация управленческого учета  будет во многом зависеть от того, какая  форма реализации этих функций будет  целесообразной для данной организации. Поскольку учет затрат и подготовка отчетов о себестоимости лежат на стыке управленческого и финансового учета, следует для начала решить вопрос о форме их взаимодействия.

В практике учета существуют две  основные формы связи финансового и управленческого учета: интегрированная (в литературе у нее есть и другие названия — единая, унитарная, однокруговая, монистическая) и автономная (замкнутая, бинарная). Первая имеет место, если и в финансовом, и в управленческом учете используются одни и те же регистры учета (счета) и одна и та же корреспонденция счетов. Если управленческий учет построен в виде отдельной частично, может быть, дублирующей системы счетов, то такая структура никак с финансовым учетом не связана, разве что на уровне первичной бухгалтерской документации — в этом случае можно говорить об автономной системе управленческого учета. Если часть счетов дублирует счета финансового учета, то их называют зеркальными счетами или счетами-экранами. План счетов в управленческом учете разрабатывается с учетом особенностей и потребностей самой организации.

Вторым важным моментом в организации  управленческого учета является решение о методиках ведения управленческого учета: подходах к оценке активов, способах обработки финансовой информации с учетом фактора времени, способе калькулирования затрат. Какие методы будут выбраны, должно быть зафиксировано в документах организационного уровня регулирования бухгалтерского учета -  в приказах и распоряжениях руководителя организации. Эти документы станут обязательными не только для специалистов, работающих в системе управленческого учета, но и для всех, кто использует в своей работе учетные данные — это менеджеры всех уровней, технологи, маркетологи и др. Фактически совокупность документов, регламентирующих способы ведения управленческого учета, составляют учетную политику в области управленческого учета. По некоторым вопросам она может соответствовать учетной политике в области финансового учета, по другим вопросам могут быть выбраны другие подходы. Например, для целей принятия управленческих решений полезно представлять информацию форме калькуляции по переменным (прямым) затратам, для целей составления внешней отчетности достаточно рассчитать полную себестоимость. Если используется однокруговая система учета, избранные методы будут отражены и в приказе об учетной политике организации (в области финансового учета), и в распоряжениях, касающихся ведения управленческого учета.

Помимо методического аспекта  учетная политика в области управленческого  учета должна регламентировать и  организационный аспект — это относится и к используемому плану счетов, и к формам плановых, отчетных и аналитических документов, и к структуре учетно-финансовой службы.

Что касается современной российской практики, то в силу преимущественно  налоговой ориентации финансового  учета управленческий учет в подавляющем  большинстве случаев строится на принципах автономии. Несмотря на то что такое положение вещей — реальность, очевидны и недостатки разделения информационных систем. Помимо затрат на содержание персонала, выполняющего дублирующие функции, особую актуальность приобретает вопрос совместимости компьютерных информационных систем, обеспечивающих параллельное ведение двух или даже трех, с учетом финансового и налогового учета учетных процедур. Поскольку базовая учетная информация едина и для финансового, и для управленческого, и для налогового учета, перенос данных в регистры управленческого учета представляет собой проблему, которая, к сожалению, решается в большинстве случаев наименее продуктивным, ручным способом. Унитарная система организации учета лишена указанных недостатков, тем не менее она требует внедрения многофункциональной автоматизированной системы, которая сама по себе не может быть дешевой. Однако именно к интегрированной системе ведения учета следует стремиться по мере роста любой организации.

 

2.1. Этапы постановки управленческого  учета

Для того чтобы организовать учет, который позволил бы обеспечить финансовой информацией о бизнесе руководителей и собственников компании, а также оценить уровень достижения стратегических ориентиров, прежде всего необходимо обсудить с собственниками компании и ее руководством, включая руководителей подразделений, какая именно информация, насколько часто и в каком виде им потребуется.

Для достижения положительных результатов постановку управленческого учета рекомендуется осуществлять в несколько этапов.

Этап 1. Определение финансовой структуры предприятия.

Прежде чем приступить к сбору, обработке и оценке управленческой информации, надо четко определить, какие подразделения могут представить необходимые данные. С этой целью создается финансовая структура предприятия, которая представляет собой совокупность центров финансовой ответственности (ЦФО).

В соответствии с теорией и практикой  корпоративного управления отдельные компании, структурные подразделения, службы, цеха, отделы или группы являются центрами финансовой ответственности. Их руководители несут ответственность за конкретные участки работ, поэтому такая структурная единица может быть центром затрат, центром доходов, центром прибыли, центром инвестиций и т.д.

Этап 2. Разработка управленческой отчетности.

Для каждого центра ответственности  необходимо разработать показатели, характеризующие эффективность его деятельности, регламент сбора, обработки и хранения полученной информации, а также формы управленческой отчетности, в которые будут заноситься все данные.

Этап 3. Разработка классификаторов  и кодификаторов управленческого  учета.

Классификаторы управленческого  учета определяют и описывают  различные объекты учета с  целью их однозначной трактовки  всеми участниками процессов планирования, организации, стимулирования и контроля на предприятии. Количество и типы используемых классификаторов каждое предприятие определяет исходя из своих потребностей. Наиболее распространенными классификаторами управленческого учета, применяемыми в российских компаниях, являются:

• виды производимой продукции, оказываемых работ и услуг;

• виды доходов;

• центры финансовой ответственности;

• места возникновения затрат;

• виды (экономические элементы) затрат;

• статьи калькуляции;

• виды активов;

• виды обязательств;

• виды собственного капитала;

• проекты;

• направления инвестиций;

• основные и вспомогательные бизнес-процессы;

• типы клиентов;

• категории персонала.

Внутри каждого классификатора вводится сквозная нумерация. Если есть необходимость детализировать объекты  учета, можно использовать многоуровневую структуру кода.

При необходимости в классификаторе можно использовать пятизначный  код, разбив каждый из элементов затрат на подэлементы, например, в статье затрат "Покупные сырье и материалы" с кодом 101 — подстатьи 10101 "Топливо", 10102 "Основные материалы", 10103 "Вспомогательные материалы" ит. д.

Пример типичного классификатора:

Классификатор "Виды (экономические  элементы) затрат

Ккод

Вид затрат

        Статья вида затрат

11

Материальные затраты

  Материальные затраты

1101

Покупные сырье и материалы

  Материальные затраты

1102

Покупные детали и узлы

  Материальные затраты

1103

Покупные оснастка, инструмент, тара

  Материальные затраты

1104

Покупные упаковочные материалы

  Материальные затраты

1105

Покупные материалы и запчасти для РЭН

  Материальные затраты

22

Затраты на оплату труда

  Затраты на оплату труда

2201

Заработная плата

  Затраты на оплату труда

2202

Поощрения

  Затраты на оплату труда

2203

Материальная помощь

  Затраты на оплату труда

2204

Социальные льготы

  Затраты на оплату труда

2205

Прочие выплаты персоналу

  Затраты на оплату труда


Классификаторы и кодификаторы играют важную роль и при автоматизации  управленческого учета.

Разработав все необходимые  классификаторы, можно переходить к определению методов управленческого учета затрат и калькуляции себестоимости.

Этап 4. Разработка методов управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

В управленческом учете используются различные методы учета затрат, которые  зависят от объектов учета, полноты включения затрат в себестоимость продукции и их управленческой интерпретации.

Методы учета затрат в зависимости  от объектов учета:

    1. Учет затрат по экономическим элементам, то есть по видам                         используемых ресурсов;
    2. Учет затрат по местам возникновения;
    3. Учет затрат по статьям калькуляции, то есть по целевому назначению затрат;
    4. Учет затрат по видам продукции;
    5. Учет затрат по статьям калькуляции, то есть по целевому назначению затрат;
    6. Учет затрат по видам продукции;
    7. Учет затрат по периодам;

Методы учета затрат в зависимости  от полноты их включения в себестоимость:

    1. Учет затрат с калькулированием полной себестоимости
    2. Учет затрат с калькулированием усеченной себестоимости

Методы учета затрат в зависимости  от управленческой интерпретации затрат:

    1. Учет затрат по фактической себестоимости;
    2. Учет затрат по нормативной себестоимости;
    3. Учет затрат по плановой себестоимости;

Методы учета затрат каждое предприятие  выбирает самостоятельно, ориентируясь на собственные потребности и  специфику бизнеса. Нередко в управленческом учете используются одновременно несколько методов учета затрат, что позволяет получать более подробную информацию по различным аспектам ее деятельности.

Пример.

Группа компаний "Ютленд" осуществляет дистрибьюторскую деятельность на территории Новосибирска и близлежащих областей. Чтобы оценить стоимость обслуживания отдельных розничных точек и крупных оптовиков, необходимо определять переменные затраты на содержание каждого канала сбыта, поэтому компания использует метод калькулирования затрат с усеченной себестоимостью.

Информация о работе Управленческий учет. Его сущность и организация